Занятие в подготовительной к школе группе по теме нравственного воспитания "Красота родной речи против сквернословия"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Наталья Таран

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДЕТСКИЙ САД № 9 «СВЕТЛЯЧОК»

 

 

 

 

 

 

 

Открытое занятие в подготовительной к школе группе по нравственному воспитанию «Красота родной речи против сквернословия»

Тема занятия:

 «Если не мы, то кто же сохранит красоту родного русского языка?!»

 

 

 

 

 

 

 

 

Таран Н. В., воспитатель

 

 

2017 год

Цель.

Показать детям значимость слова в жизни человека.

Задачи.

Формировать такие нравственные понятия как доброта, вежливость, отзывчивость.

Воспитывать взаимоуважение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Создавать условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию.

Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека.

Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, учить детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Современные образовательные технологии, используемые на занятии:

- здоровьесберигающие технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология проблемного обучения;

- технология исследовательской деятельности.

 

Оборудование:

Мультимедийная доска, презентация «Тайная жизнь воды», плакат «Дерево добрых слов», дубовые листочки, ручки, иллюстрации к пословицам.

 

 

 

Ресурсное обеспечение:

ü Эмото Масару.– «Энергия воды», «Послания воды» М.: София, 2006

ü Клюхина И.В. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»

ü Мулько И.Ф. «Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет». М., 2007

ü Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

ü   http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm

ü http://www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67...

ü http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

В. - Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите, присаживайтесь на стулья.

Слова.

Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать,

и предать, и купить,

Слово можно

в разящий свинец перелить.

В. - Слово в жизни человека играет огромную роль.  Для чего нам нужны слова?( Ответы детей).

В. – Всё правильно. Человек слышит первое слово ещё в колыбели от матери, затем сам учится произносить первые слова. Самое главное это то, что с помощью слов люди общаются между собой. Я предлагаю вам посмотреть этюд, который называется «Встреча двух подруг».

- Привет, Даша.

- Привет, Лизка.

- Даша, почему ты меня так называешь?

- Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила. Лизка – миска, вышла на лужок.

- Мне не нравится такое стихотворение.

- Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

- Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

- Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.

- Я ухожу, до свидания.

- Пока, пока. Лизка-миска.

В: - Спасибо, девочки. Давайте поблагодарим наших артистов аплодисментами.

В: - Ребята, почему между девочками произошла ссора?

Дети: - Ссора произошла, потому что одна девочка обозвала другую, грубо называла её.

В: - Можно ли давать другим обидные прозвища?

Дети: - Нет.

В: - Почему?

Дети: - Это может расстроить, обидеть нас.

В: - Можно ли исправить эту ситуацию?

Дети: - Да.

В: - Как?  

Дети: - Нужно называть друзей и товарищей по имени.

В: - К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из нас.

Хорошее слово – волшебное слово.

Оно настроенье поднимет любому.

Ну а плохие слова никогда

Не принесут человеку добра.

В: - Плохие слова, это не только слова, которые могут обидеть человека, но и поменять его настроение. Я предлагаю желающим подойти ко мне по три человека, взять листочек  бумаги, лежащий на столе, и назвать плохие, неприятные для вас слова.

Дети выполняют задание.

В: - А сейчас помните этот лист и представьте, что это названное вами слово. Избавьтесь от этого слова, выбросив полученный комок в мусорную корзину. Какие эмоции вызывают у вас эти слова? ( Ответы детей).

В: - Теперь давайте проверим, поднимут ли нам настроение хорошие слова. Я предлагаю стать в круг и провести эстафету добрых слов. Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово и взять его за руку. ( Дети выполняют задание).

В: - Поднялось ли у нас настроение? Какие эмоции вызывают у вас хорошие слова? ( Ответы детей).

В: - Но, к сожалению, в нашей речи есть не только добрые и нежные слова. Очень часто люди сквернословят, т.е. употребляют плохие слова.  «Скверна» означает мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное.

В: - Считается, что такие слова может сказать человек, у которого маленький словарный запас –он не может подобрать нужных слов, чтобы выразить свою мысль. Также сквернословить может невоспитанный человек или неуверенный в себе.

В: - Сквернословие  на Руси использовали плохие люди с чёрной душой. Их как правило называли ведьмами и колдунами. Сквернословя, они призывали себе на помощь зло.

Наши предки знали, что людей, которые сквернословили, строго наказывали: публично били лозой по голому телу, сажали в тюрьму.

А ещё я вам хочу сказать, что наши деды и прадеды рассказывали своим внукам, почему нельзя сквернословить в лесу – может обидится леший, на берегу реки или озера – оскорбится водяной, а в  доме нельзя ругаться, потому что домовой может покинуть этот дом и  вместо него поселятся чёртики.

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Кто может мне объяснить, что такое стихийное бедствие? ( Ответы детей)

В: - Помните, мы говорили о том, что человек на 80 % состоит из воды. Учёные решили проверить, какое влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье оказывают слова. Мы тоже с вами проводили такой эксперемент. Кто хочет рассказать, что мы делали. ( Дети рассказывают о том, что они взяли три стеклянные баночки, насыпали в них рис и залили его водой. Затем около одной баночки говорили «Я тебя люблю», около другой «Ненавижу», а на третью не обращали внимания. Итогом этого эксперемента явилось то, что запах, издаваемый первой баночкой был самый приятный. А самый неприятный исходил из баночки, на которую не обращали внимания).

В: - Какой вывод можно извлечь из этого опыта? (Ответы детей).

В: - Чтобы люди не забывали об этом, народ придумал пословицы о языке, о слове.

В: - Перед вами находятся картинки. Вам необходимо выбрать любое изображение и вспомнить, какая к нему подходит пословица.

ü Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

ü Язык иглы острее.

ü Слово – серебро, молчание – золото.

ü Доброе слово и кошке приятно.

ü Ласковым словом и камень растопишь.

ü На языке – мёд, а в сердце – лёд.

ü Что написано пером, не вырубишь топором.

ü Недоброе слово больней огня жжёт.

Детям предлагается объяснить смысл некоторых пословиц.

В: - Кто из вас знает, что значит слово «здравствуйте» (желают здравствовать – не болеть). Во всех странах люди желают здравствовать друг другу, но только не везде одинаково. Я предлагаю вам попробовать поздороваться друг с другом: пока звучит мелодия вы должны дотронуться до других детей названной частью тела.

 В: - Я уже сказала вам о том, что учёные проводили различные эксперементы о влиянии слов на воду. Один из них с помощью новейшего оборудования смог даже заморозить и сфотографировать воду под микроскопом, после того, как на неё воздействовали не только словами, но и музыкой.   Какие он сделал выводы, мы сейчас и посмотрим. (Презентация «Тайная жизнь воды»).

После просмотренной презентации воспитатель спрашивает о том, какие выводы сделали дети. ( Ответы детей).

В: - Я очень рада, что вы сделали правильные выводы. А ещё я надеюсь на то, что вы с этого дня будете в своей речи употреблять как можно больше хороших слов. И со временем вы увидите, что это становится вашей привычкой. Давайте вспомним хорошие слова, названные на занятии. И я предлагаю вам  подойти к родителям,  сказать это слово, записать его на дубовом листочке. После этого прикрепить  лист к изображённому дереву. В итоге получится у нас с вами «Дерево добра». Оно будет напоминать вам о том, какие слова приносят добро, счастье, здоровье. ( По окончанию работы обращается внимание на большое количество прикреплённых листьев, а каждый лист – это хорошее слово.)

Подводится итог занятия: дети нанизывают бусины на ниточку и говорят о том, чем им понравилось занятие.

В: - В конце сегодняшней встречи я хочу сказать: раньше считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля. А ещё считалось, что если дома сквернословят родители, то их детей в жизни ждёт неудача, болезни, горе.

 Я хочу пожелать вашим детям, чтобы они этого не знали. 

 

 

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.

 

Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!

 

И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

 

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

 

 

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

 

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taynaya_zhizn_vody.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайная жизнь воды Презентацию составила Таран Наталья Викторовна

Слайд 2

Масару эмото «Слова – это проявление души»

Слайд 3

Любовь и благодарность, злость и ненависть

Слайд 4

Слово мудрость на разных языках

Слайд 5

Воздействие молитвы на воду

Слайд 6

Природные источники воды

Слайд 7

Ты дурак Спасибо

Слайд 8

Ты мне противен Вкус маминой еды

Слайд 9

Песня в стиле хэви-металл Песня в стиле хэви-металл Бетховен «Симфония №5»

Слайд 10

Влияние мобильного телефона

Слайд 11

Влияние телевизора и компьютера

Слайд 12

П. Коэльо Из всех видов разрушительного оружия, которое способен придумать человек, самое ужасное и сильное – слово. Слово разрушает незаметно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".

В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОСЕ»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГОИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ     К ШКОЛЕ ГРУППЕДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОС...

Образовательный проект в подготовительной к школе группе на тему: «Наша Армия родная».

Задачи: Познакомить детей с богатырями земли русской: Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Познакомить детей с историей Великой Отечественной Войны, с примерами героизма и мужества вз...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе На тему: « Почему Армия всем родная?»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группеНа тему: « Почему Армия всем родная?»...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Полёт на Планету Правильной Речи".

Закрепление знаний по разделам программы "Звукопроизношение", "Обучение элементам грамоты", "Лексико- грамматические категории". "Связная речь". Интеграция обра...