Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»(Открытое занятие)
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Бадалова Эльза Абдулазизовна

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»

Открытое занятие.

Тема: Где прячется крахмал

Цель: Способствовать расширению знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека

Задачи:

1. Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов

2. Развивать умение принимать самостоятельные решения

3. Учить рассуждать и сравнивать

4. Развивать умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты

5. Создавать условия для выявления и проверки способов получения крахмала

6. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков

7. Учить детей выполнять требования техники безопасности во время выполнения работы

Оборудование и материал: чистые салфетки, фартуки для работы, куски марли, емкости с водой, чашки с тертым картофелем, ложки – по числу детей, йод, крахмал, сахар, мука, подсолнечное масло, черные коробки, терки, пипетки, тёрка, бумага.

 

Словарная работакрахмал, клубень.

Ход занятия

Звучит музыка и в зал на подносах вносятся 7 «черных ящиков».1ящик ставится перед воспитателем, а остальные 6 ящиков раздают на столики, где сидят дети. Воспитатель показывает детям коробку, внутри которой лежит клубень картофеля.

Воспитатель. Ребята, в этой коробке что – то лежит. Хотите узнать, что? Коробочку можно открыть только тогда, когда вы разгадаете мою загадку:

В борозду меня кидают,

И землёю засыпают.

А потом меня окучат,

- Раза три земельку в кучу

соберут вокруг ствола.

Вот цвести я начала.

С того самого момента,

Собираю я крахмал,

Чтобы на закате лета,

Или осенью копал

Ты меня не понарошку,

- Для еды. Ведь я (Картошка, картофель).

Независимо от ответа, предложить детям расшифровать слово-отгадку

Игра "Расшифруй слово". Каждой из двух команд дается по карточке с 9 пустыми клетками, рядом буквы с цифрами. Нужно поместить буквы в пустые клетки в соответствии с номерами, и прочитать заданное слово (картофель)

По окончании игры предложить детям прочесть слово и показать клубень картофеля, спрятанный в коробке, - подтвердить отгадку.

Беседа по вопросам

1. Зачем нужен картофель людям?

2. Какие блюда готовят из картофеля?

3. Как появился картофель в России?

Выслушать ответы детей, дополняя и комментируя, если потребуется.

Рассказать о происхождении картофеля и о том, как он попал в Россию.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам посмотреть и послушать интересный рассказ о картошке.

Видеотрансляция

Воспитатель: Ребята, вы видели, как сажают картофель и как он растет?

(Выслушать ответы детей и предложить им посмотреть на экране, как выращивают картофель)

Презентация  данного процесс

Практическая работа

Сходство и различие веществ.

Раздать детям маленькие ёмкости с мукой, сахаром, солью и крахмалом.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть 4 вещества белого цвета: сахар, соль, муку, крахмал.

Предложить помять их, потрогать, почувствовать характерные свойства этих веществ.

Задание: определить названия веществ по внешнему виду; уточнить сходство и различие веществ. Предполагается, что дети сумеют определить соль, сахар, муку. Если не смогут назвать последнее вещество, его называет воспитатель.

Уточнить разницу (крахмал поскрипывает).

Вопросы к детям

---Зачем людям нужен крахмал? (Если дети не знают что рассказать, что крахмал используют для приготовления киселя, добавляют при выпечки тортов и пр., также крахмал добавляют в таблетки; крахмалом можно накрахмалить рубашки, юбки.)

---Из чего получают крахмал? (Выслушать предположение детей и, если никто не даст правильного ответа, объяснить, что его получают из картофеля.)

---Сможем ли мы сегодня получить крахмал(Выслушать предположение детей.)

Игра «Сравни по вкусу»

Предложить детям выпить компот и кисель и сравнить, чем они отличаются.

---Что нужно для этого сделать?

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить крахмал?

 (Рассмотреть пути решения, которые предложили дети. Если это возможно, выполнить некоторые действия.)

---Хотите, я вам расскажу, как можно получить крахмал?

---Вы когда-нибудь ели драники?

---Кто видел, как готовить их мама?

---Какой предмет кухонной утвари нужно использовать, чтобы измельчить картофель?

 (Мясорубку, терку, кухонный комбайн, нож.)

Показать детям терку, рассказать о техники безопасности при работе с ней.

Воспитатель. Ребята, сегодня я расскажу вам, как можно получить крахмал. (Натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу.) Во что превратился клубень? (В кашицу.)

На столах заранее приготовлено на группу детей следующее оборудование: чистая салфетка, фартук для работы, кусок марли, емкость с водой, чашка с натертым картофелем, ложка.

Воспитатель. Рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмала.

Выслушать предложение детей, если н никто не отвечает, то рассказать о процессе получения крахмал: часть натертого картофеля положить в марлю и промыть в воде.

Воспитатель. Вы хотите самостоятельно получить (Да.) Что мы сейчас будем делать?

(Получать крахмал, промывая картофельную массу в воде).

Каждый группа детей промывает картофельную массу в марлевом мешочке.

Когда дети это сделают, воспитатель спрашивает«Обнаружили крахмал (сквозь мутную воду дети его могут не увидеть). Посоветовать им слить воду из своих емкостей, тогда на дне можно увидеть осадок – это и есть крахмал. Предложить детям рассмотреть его, потрогать, рассказать о нем.

Закрепление материала.

Воспитатель:

---Как вы получили крахмал?

 (Ответы детей.)

---Что доказали?

(Доказали, что он есть в картофеле.)

ПРОВЕДЕННЫЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ :

«НЬЮТОНОВСКАЯ  ЖИДКОСТЬ»

 «ИСКУСТВЕННЫЙ СНЕГ» 

 ЭКСПЕРИМЕНТ: «КАК ПОЛУЧИТЬ КРАХМАЛ»

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ: КРАХМАЛИМ САЛФЕТКИ

ЭКСПЕРИМЕНТ: «КАПАЕМ ЙОД НА КАРТОШКУ»

ЭКСПЕРИМЕНТ: СО СТАКАНАМИ

Подведение итогов:

 Воспитатель: Дорогие ребята! Мы надеемся, что вы узнали много нового и           интересного из того, что мы вам сегодня показали и рассказали!!! Давайте ещё раз посмотрим и закрепим ваши новые познания о картофеле и крахмале.

Обобщающая презентация                                                                                                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya-1.pptx2.61 МБ
Файл prezentatsiya-12.pptx1.3 МБ
Файл prezentatsiya-2.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"

Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»

Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...