Беседа в подготовительной группе «Ясная Поляна – место жизни и творчества Л.Н. Толстого»
проект (подготовительная группа) на тему

Штоль Наталья Алексеевна

Беседа в подготовительной группе "Ясная Поляна - место и творчество Л.Н. Толстого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_lev_tolstoy.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа в подготовительной группе «Ясная Поляна – место жизни и творчества Л.Н. Толстого»

Форма проведения: путешествие

Тема: знакомство с творчеством Л. Н. Толстого

Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

- формировать представление о жизни и творчестве великого русского писателя Л. Н.Толстого;

- учить понимать и оценивать поступки литературных героев

2. Закрепляющие задачи:

- закрепить знание детьми произведений Толстого;

- умение анализировать произведение, высказывая свои суждения.

3. Развивающие задачи:

- развивать интерес к русской литературе;

- развивать речь детей, долговременную память, внимание.

4. Воспитательные задачи:

- воспитывать нравственно-волевые качества у детей;

- чувство гордости за достижения своего народа и яркого его представителя – великого писателя

5. Здоровьесберегающие задачи:

- создать на занятии благоприятный эмоциональный настрой;

- растить адаптивного человека, способного к обучению.

Материал к занятию:

- иллюстрации картин природы; портреты писателей, книги с произведениями для детей Л. Н.Толстого; портреты Л. Н. Толстого.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о великом русском писателе Льве Николаевиче Толстом. Покажите портрет этого писателя. Да, если посмотреть внимательно на его портрет, то можно заметить, что его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза – о проницательности, широкая борода – как у доброго дедушки.

Лев Толстой родился в Ясной Поляне. Какое интересное название. А что вы представляете, когда слышите это слово «Ясная»(солнце, тепло, ясный день, яркие краски, чистый воздух).

Лев Николаевич мало знал своих родителей, они рано умерли, и детей воспитывала тетя. Когда Лев подрос, он поступил учиться в гимназию, а затем в университет. Лев вместе с братом поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ. Он был храбрым и мужественным военным, за что и был награжден орденом и двумя медалями. Уволившись из армии, он приехал в Ясную Поляну, где прожил почти всю жизнь.

Воспитатель: Кто помнит, чем увлекался Лев Николаевич? (он играл в теннис, поднимал гири, ездил на велосипеде, был хорошим наездником)

Воспитатель: А что еще делал Толстой? Посмотрите внимательно вот на этот портрет (в крестьянской одежде).

- Он умел косить траву, пахать землю.

- Еще Лев Николаевич разводил пчел.

- Он с удовольствием трудился в саду, даже посадил яблоневый сад.

Воспитатель: Значит, что можно сказать о писателе?

- Что он был трудолюбивый.

- Хорошо знаком с жизнью простого народа, потому что одет в крестьянскую рубаху, подпоясанную ремнем.

Воспитатель: А еще Лев Николаевич восхищался красотами русской природы. Подойдите, пожалуйста, к выставке, рассмотрите иллюстрации картин природы. Что могло восхищать Толстого, на ваш взгляд?

- Я думаю солнечный свет.

- А мне кажется, цветущие яблони.

- Еще я думаю, нежные краски весны, пробуждение природы.

Воспитатель: Да, вы правы. Вот, что он писал «Необыкновенная красота весны разбудит и мертвого, я полюбил красоту эту».

Воспитатель: Толстой очень любил народную музыку, особенно игру на балалайке. Давайте послушаем и представим картины из жизни народа.

Воспитатель: Раньше в России было мало школ, и образование могли получить только дети богатых. Дети бедняков не имели возможности учиться в школе, потому что им нечем было платить. Поэтому их за небольшую плану учили дьячки в школах при церкви. Обучали в таких школах письму, счету, чтению и Закону Божьему, а за малейшую провинность секли розгами.

Толстой часто общался с крестьянскими детьми и видел, какие они смышленые, любознательные, одаренные. В своем имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей в маленьком доме – во флигеле, и сам учил их. Он считал, что дети должны получить широкий круг знаний. Поэтому учил с ними чтение, письмо, русскую историю, математику, естественные науки, рисование, пение, черчение.

Учебников тогда было мало, и Толстой сам составил «Азбуку», по которой учились грамоте многие поколения.

Воспитатель: Ребята, а какие еще учебники написал Толстой? («Книги для чтения», «Арифметику»).

Сейчас мы поиграем в игру «Живые буквы». Вам необходимо парами загадать любую букву и показать нам. А остальные дети попробуют ее угадать и назвать.

Воспитатель: Лев Николаевич не любил, когда кто-то шалил, любил чтобы ему говорили правду. Все свои наблюдения из жизни он отражал в рассказах. Давайте вспомним его рассказ «Косточка».

- Почему Ваня не отходил от стола?

- Что он сделал?

- Как мама обнаружила пропажу?

- Что сказал отец?

- Почему Ваня не сознался сразу?

- Почему он заплакал?

- Расскажите о своем отношении к поступку Вани.

- Как вы думаете, сознался бы Ваня в своем поступке, если бы мама перед обедом не сосчитала сливы?

Воспитатель: Ребята, перечислите, какие еще произведения Льва Николаевича Толстого вам знакомы?

Воспитатель: Лев Николаевич стремился прививать детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. А вот, что они выращивали, мы сейчас попробуем отгадать.

Дети загадывают загадки:

- Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что это? (репка)

- На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая,

По цвету – красноватая

И нравится ребятам.

Сидит в земле,

А вытащишь – на столе (морковь)

- Топили, сушили,

Колотили, рвали,

Крутили, ткали,

На стол клали (лен)

- Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки (горох)

Воспитатель: Ребята сами убирали весь выращенный урожай, работали с удовольствием. Они очень любили свою школу и своего учителя.

Лев Николаевич написал много рассказов, как для детей, так и для взрослых. Благодаря его таланту, многие поколения имели возможность знакомиться с этими замечательными литературными произведениями, учиться на примере поведения его героев. Сегодня и мы с вами прикоснулись к творчеству великого писателя, окунулись в атмосферу жизни его современников, попытались понять и почувствовать то, что испытывали люди того времени. Скажите, пожалуйста, что же нового вы узнали о жизни Льва Николаевича Толстого?

Какие произведения вам больше запомнились и понравились? Почему?

Молодцы, вы меня сегодня очень порадовали. Вы доказали, что стали старшими в детском саду и готовитесь к учебе в школе.

А сейчас, вы можете взять любую понравившуюся книгу Л. Н. Толстого и рассмотреть ее. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие - беседа в подготовительной группе "Земная жизнь Пресвятой Богородицы"

Занятие поможет ввести детей в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своего народа. В прцессе занятия дети знакомятся с событиями Рождества Пресвятой Богородицы и её земной жизнью....

Речевой праздник для детей подготовительной группы:«Звуковая поляна»

Показать знания и навыки, полученные детьми в старшей группе, через театрализованную деятельность. Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Обобщить знания о звуках речи С, 3, Ж, Л, Р. К...

Презентация "Жизнь и творчество Л. Н.Толстого"

Презентация "Жизнь и творчество Л. Н. Толстого...

викторина Знакомство детей с жизнью и творчество Л.Н. Толстого

Знакомство детей с жизнью и творчество Л.Н. Толстого...

Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и пересказ сказки «Белка и волк»

Конспект образовательной деятельности. Речевое развитие/ Тема: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и  пересказ сказки «Белка и волк»...

Цикл бесед для детей подготовительной группы "Формирование здорового образа жизни"

Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.Познакомить детей с лекарственными растениями.  Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.Уточнять и рас...

Цикл бесед для детей подготовительной группы "Формирование здорового образа жизни"

Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.Познакомить детей с лекарственными растениями.  Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.Уточнять и рас...