Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и пересказ сказки «Белка и волк»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Балина Людмила Николаевна

Конспект образовательной деятельности. Речевое развитие/ Тема: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и  пересказ сказки «Белка и волк»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вологодской области, Грязовецкого муниципального района

«Юровский детский сад»

Конспект образовательной деятельности.

Речевое развитие

Тема: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого

 и  пересказ сказки «Белка и волк»

подготовительная  группа

автор: воспитатель 1 квалификационной категории

Балина Людмила Николаевна

05.10.2018 года

д. Юрово

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию.

Тема: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и  пересказ сказки «Белка и волк»

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Л. Н. Толстого и сформировать навык пересказа сказки с помощью инсценировки произведения.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Формировать представление о здоровом образе жизни и творчестве великого русского писателя Л. Н. Толстого
  • Познакомить детей с новым произведением, учиться понимать содержание рассказа, инсценировать  произведение последовательно, выразительно, близко к тексту.
  • Содействовать развитию информационной культуры воспитанников

Развивающие задачи:

  • Развивать слуховое внимание, мышление, речь.
  • Развивать умения детей понимать и передавать эмоции, выразительно показывать образы белки и волка.
  • Развивать монологическую речь.
  • Развивать навыки анализа содержания  текста.

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать доброту, любознательность, отзывчивость, умение переживать за того, кто попал в беду.
  • Воспитывать интерес к театральной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие,
  • речевое развитие
  • социально – коммуникативное развитие

Словарная работа: усадьба, выражение – «злость сердце жжёт»,

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Демонстрационный материал:  мультимедийная презентация «Великий русский писатель Л. Н. Толстой»; сундучок; книжная  выставка по теме.

Раздаточный материал: шапочки для подвижных игр (белка, волк)

Предшествующая работа по подготовке к занятию:

Оформление книжной выставки писателя Л. Н. Толстого.

Чтение детям произведений Л.Н. Толстого  “Косточка”, “Лев и собачка”, “Два товарища”, «Филиппок», «Два товарища», «Котенок» и другие.

Ознакомление детей с правилами работы компьютерной мышью.

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Структура и методические приемы, используемые на занятии:

  1. Словесный метод: игра «Дружный круг»
  2. Наглядный прием: показ презентации, рассматривание книжной выставки
  3. Игровой метод: игра «Тень»
  4. Сюрпризный момент: (сундучок) игра «Фантазеры»
  5. Словесный метод: чтение сказки, вопросы по содержанию
  6. Практический метод: инсценировка сказки, работа за ноутбуком с мышью «Собери правильно»

Организация детей на образовательной деятельности:

  • Вводная часть – дети играют стоя в кругу, затем сидят на стульях полукругом
  • Основная часть -  дети сидят полукругом;

- физкультминутка «Тень» – дети свободно перемещаются за водящим;

- игра «Фантазеры» - дети сидят полукругом, изображают зверей индивидуально по одному;

- инсценировка сказки – подгруппой (3 детей);

- игровая ситуация «Собери правильно» - индивидуальная работа за ноутбуком.

  • Заключительная часть – дети сидят полукругом.

Описание хода занятия

Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в дружный круг!

Игра «Дружный круг»

Если вместе соберемся,

Если за  руки возьмемся

Дети идут по кругу

И друг другу улыбнемся

Останавливаются, улыбаются друг другу

Хлоп - хлоп!

Хлопают в ладоши

Топ-топ!

Топают ногами

Прыг-прыг!

Прыгают

Шлеп – шлеп!

Хлопки по коленкам

Прогуляемся, пройдемся

Врассыпную

Как лисички…(мышки, солдаты, медведи, волки, зайцы)

Изображают лисичку (мышку, солдат, медведя, волка, зайца)

Звонок колокольчика.

Воспитатель: Ребята!  Приглашаю вас в нашу литературную гостиную. В нашей литературной гостиной мы с вами знакомимся с известными писателями и показываем небольшие спектакли.

- Вам нравятся спектакли? А кто их пишет?

Ответы детей: (писатели)

Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы  познакомимся с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Усаживайтесь поудобнее и давайте посмотрим, как жил и чем увлекался писатель Лев Николаевич.   (Дети садятся на стулья полукругом)

Просмотр мультимедийной презентации «Лев Николаевич Толстой

1 слайд

Воспитатель: Недалеко от Тулы, в усадьбе «Ясная Поляна» родился и жил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

2 слайд

Воспитатель: Учился будущий писатель в гимназии, затем в университете, вместе с братом поступил на военную службу и служил на Кавказе. Он был храбрым военным, за что и был награжден орденом и двумя медалями. Уволившись из армии, приехал в Ясную Поляну, где и прожил со своей семьей всю жизнь.

 - Ребята, можно сказать, что Лев Николаевич  смелый человек? а что еще можно сказать о писателе?

Ответы детей: (храбрый)

 3 слайд

Воспитатель: Лев Николаевич помогал крестьянам косить траву, сеять и  пахать землю.

-  Значит, что можно сказать о писателе?

Ответы детей: (трудолюбивый, хозяйственный)

4 слайд.

Воспитатель:  Лев Николаевич был сильным, крепким и здоровым человеком. Каждое утро  обливался холодной водой, занимался гимнастикой и выходил на прогулку пешком или ездил верхом на своем любимом коне Делире в любое время года.

5 слайд

Воспитатель:  писатель  катался на велосипеде, зимой - на коньках, играл в теннис. Горячая любовь Льва Николаевича Толстого к спорту, умение вести здоровый образ жизни позволили писателю прожить 82 года.

 - Что можно сказать о писателе? Какой он был?

Ответы детей: (спортивный, сильный, здоровый)

6 слайд

Воспитатель: Толстой часто общался с крестьянскими детьми и видел, какие они смышленые, любознательные, одаренные. В своем имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей в маленьком доме – во флигеле, и сам учил их. Ребята учились писать, читать, считать, рисовать, петь. Уроки превращались в общую интересную беседу, затем в игру. На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с горки, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

- Что можно сказать о писателе, какой он?

Ответы детей: (добрый, умный, заботливый)

Воспитатель: Приглашаю вас на веселую переменку.

Физкультминутка «Тень»

Воспитатель назначает водящего. Водящий ходит, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей, как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.

Воспитатель:  Ребята, давайте подойдем к нашей книжной выставке. Лев Николаевич написал для детей «Азбуку», много сказок,  басен, рассказов. Посмотрите на книжную выставку и назовите знакомые произведения.

Ответы детей: (2 – 3 детей)

Сюрпризный момент   (Звучит музыка – «Волшебный сундучок») 

Воспитатель: Ребята, наш волшебный сундучок предлагает заглянуть в него. (Достает шапочки  волка и белки)

Игра «Фантазеры»

Ребята, а вы сможете показать злого волка? (под минусовку песенки ребенок изображает волка) 

А теперь давайте покажем, какая белочка весёлая (под минусовку песенки ребенок изображает белочку)  

7 слайд

Воспитатель: Дети, хотите послушать сказку «Белка и волк», которую написал Лев Николаевич Толстой?

Слушайте ребятки, сказку по порядку.

Слушайте, не перебивайте.

Что увидите - запоминайте

Чтение сказки «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Вопросы по содержанию сказки:

- Как волк поймал белку?

Ответы детей. (Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка)

- Что волк хотел сделать с белкой?

Ответы детей. (Волк хотел съесть её).

- О чем белка попросила волка?

Ответы детей. (Она просила отпустить её.)

- Что  волк сказал белке?

Ответы детей. (Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы.)

- Что спросил волк у белки?

Ответы детей. (Почему белки такие весёлые?; Почему волку всегда скучно?)

- Что сказала белка: почему волку всегда скучно?

Ответы детей. (Потому что он злой, злость ему сердце жжет)

- Почему белки такие весёлые?

Ответы детей. (Потому что они добрые и никому зла не делают.)

Ребята, белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжёт». А чем можно обжечься? (Огнём, кипятком, горячим чаем, паром…)

- Кто из вас обжигался? Это больно?

Ответы детей:

- А когда больно хочется веселиться или плакать? Волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжёт.

8 слайд

Игра «Собери правильно»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти  картинки. Схема сказки «Белка и волк» перепуталась. Давайте разложим их по порядку. (Воспитатель назначает ребенка составить схему сказки, работая мышкой за ноутбуком)

- С чего сказка началась?

- Как вы думаете, какая из карточек первая? Почему?

- Что было дальше? И  т.д.

- Я прочитаю сказку ещё раз, а вы слушайте внимательно.

Повторное чтение сказки.

Педагог выбирает автора, белку и волка.  На головы героев надеваются шапочки.

Инсценировка сказки.

Остальные дети помогают действующим лицам в случае затруднения.

Повторить инсценировку сказки 2 – 3 раза

Заключительная часть

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что же нового вы узнали о жизни Льва Николаевича Толстого?

Ответы детей: (занимался спортом - спортивный, трудился - трудолюбивый, написал много книг - умный, знаменитый; учил детей - добрый, заботливый)

- Поднимите руку, кто каждый день делает зарядку?

- Кто каждый день ходит на прогулку?

- Кто любит кататься на велосипеде?

- Значит, когда вырастите, какими будете?

- А какую сказку мы сегодня показывали?

- Ребята, на кого бы вы хотели быть похожими? Почему?

­ Что больше всего запомнилось?

­ Понравилось ли вам занятие?

­ Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.

Интернет ссылки:

- минусовка выхода волка: http://x-minus.me/track/130569/песенка - волка

- минусовка песенки белочки:  http://muzoo.ru/music/Выход+белки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Усадьба «Ясная поляна» В еликий русский писатель Лев Николаевич Толстой

Слайд 2

Л. Н. Толстой на военной службе

Слайд 3

Крестьянский труд

Слайд 4

Пешие и конные прогулки писателя

Слайд 5

Лев Николаевич катался на велосипеде, любил конькобежный спорт , играл в теннис, шахматы.

Слайд 6

Игра в городки. Писатель среди детей. Народная библиотека

Слайд 7

« Белка и волк»

Слайд 8

Составь правильно 1 2 3 4

Слайд 9

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация А.С.Пушкин Первое знакомство с жизнью и творчеством.

Эта презентация рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. Здесь краткий рассказ о детстве поэта, иллюстрации, викторины и загадки по известным сказкам....

"Знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова"

Методический материал по знакомству детей  с  жизнью и творчеством С. Михалкова....

Гөлләрем, гөлкәйләрем (Знакомство с жизнью и творчеством композитора В. Агапова)

“Гөлләрем, гөлкәйләрем”(Знакомство с жизнью и творчеством композитора В. Агапова)Задачи: 1. Расширять знания детей об истории и культуре родного края через знакомство с творчеством  В. Агапова. 2...

Пересказ сказки Л.Н. Толстого "Белка и волк"

Учить связно, последовательно, выразительно и граммотически правильно передавать содержание сказки, используя наглядную основу в виде графических схем....

«Знакомство с жизнью и творчеством Ф.В.Сычкова»»

Конспект интегрированного занятия«Знакомство с жизнью и творчеством  Ф.В.Сычкова»» Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникати...

Знакомство с жизнью и творчеством В. Бианки

Конспект занятия для детей 5-6 лет....