Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и пересказ сказки «Белка и волк»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности. Речевое развитие/ Тема: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и пересказ сказки «Белка и волк»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и пересказ сказки Белка и волк | 33.57 КБ |
презентация Л. Н. Толстой | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Вологодской области, Грязовецкого муниципального района
«Юровский детский сад»
Конспект образовательной деятельности.
Речевое развитие
Тема: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого
и пересказ сказки «Белка и волк»
подготовительная группа
автор: воспитатель 1 квалификационной категории
Балина Людмила Николаевна
05.10.2018 года
д. Юрово
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию.
Тема: Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого и пересказ сказки «Белка и волк»
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Л. Н. Толстого и сформировать навык пересказа сказки с помощью инсценировки произведения.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Формировать представление о здоровом образе жизни и творчестве великого русского писателя Л. Н. Толстого
- Познакомить детей с новым произведением, учиться понимать содержание рассказа, инсценировать произведение последовательно, выразительно, близко к тексту.
- Содействовать развитию информационной культуры воспитанников
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое внимание, мышление, речь.
- Развивать умения детей понимать и передавать эмоции, выразительно показывать образы белки и волка.
- Развивать монологическую речь.
- Развивать навыки анализа содержания текста.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать доброту, любознательность, отзывчивость, умение переживать за того, кто попал в беду.
- Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие,
- речевое развитие
- социально – коммуникативное развитие
Словарная работа: усадьба, выражение – «злость сердце жжёт»,
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Великий русский писатель Л. Н. Толстой»; сундучок; книжная выставка по теме.
Раздаточный материал: шапочки для подвижных игр (белка, волк)
Предшествующая работа по подготовке к занятию:
Оформление книжной выставки писателя Л. Н. Толстого.
Чтение детям произведений Л.Н. Толстого “Косточка”, “Лев и собачка”, “Два товарища”, «Филиппок», «Два товарища», «Котенок» и другие.
Ознакомление детей с правилами работы компьютерной мышью.
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Структура и методические приемы, используемые на занятии:
- Словесный метод: игра «Дружный круг»
- Наглядный прием: показ презентации, рассматривание книжной выставки
- Игровой метод: игра «Тень»
- Сюрпризный момент: (сундучок) игра «Фантазеры»
- Словесный метод: чтение сказки, вопросы по содержанию
- Практический метод: инсценировка сказки, работа за ноутбуком с мышью «Собери правильно»
Организация детей на образовательной деятельности:
- Вводная часть – дети играют стоя в кругу, затем сидят на стульях полукругом
- Основная часть - дети сидят полукругом;
- физкультминутка «Тень» – дети свободно перемещаются за водящим;
- игра «Фантазеры» - дети сидят полукругом, изображают зверей индивидуально по одному;
- инсценировка сказки – подгруппой (3 детей);
- игровая ситуация «Собери правильно» - индивидуальная работа за ноутбуком.
- Заключительная часть – дети сидят полукругом.
Описание хода занятия
Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в дружный круг!
Игра «Дружный круг» | |
Если вместе соберемся, Если за руки возьмемся | Дети идут по кругу |
И друг другу улыбнемся | Останавливаются, улыбаются друг другу |
Хлоп - хлоп! | Хлопают в ладоши |
Топ-топ! | Топают ногами |
Прыг-прыг! | Прыгают |
Шлеп – шлеп! | Хлопки по коленкам |
Прогуляемся, пройдемся | Врассыпную |
Как лисички…(мышки, солдаты, медведи, волки, зайцы) | Изображают лисичку (мышку, солдат, медведя, волка, зайца) |
Звонок колокольчика.
Воспитатель: Ребята! Приглашаю вас в нашу литературную гостиную. В нашей литературной гостиной мы с вами знакомимся с известными писателями и показываем небольшие спектакли.
- Вам нравятся спектакли? А кто их пишет?
Ответы детей: (писатели)
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Усаживайтесь поудобнее и давайте посмотрим, как жил и чем увлекался писатель Лев Николаевич. (Дети садятся на стулья полукругом)
Просмотр мультимедийной презентации «Лев Николаевич Толстой
1 слайд
Воспитатель: Недалеко от Тулы, в усадьбе «Ясная Поляна» родился и жил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
2 слайд
Воспитатель: Учился будущий писатель в гимназии, затем в университете, вместе с братом поступил на военную службу и служил на Кавказе. Он был храбрым военным, за что и был награжден орденом и двумя медалями. Уволившись из армии, приехал в Ясную Поляну, где и прожил со своей семьей всю жизнь.
- Ребята, можно сказать, что Лев Николаевич смелый человек? а что еще можно сказать о писателе?
Ответы детей: (храбрый)
3 слайд
Воспитатель: Лев Николаевич помогал крестьянам косить траву, сеять и пахать землю.
- Значит, что можно сказать о писателе?
Ответы детей: (трудолюбивый, хозяйственный)
4 слайд.
Воспитатель: Лев Николаевич был сильным, крепким и здоровым человеком. Каждое утро обливался холодной водой, занимался гимнастикой и выходил на прогулку пешком или ездил верхом на своем любимом коне Делире в любое время года.
5 слайд
Воспитатель: писатель катался на велосипеде, зимой - на коньках, играл в теннис. Горячая любовь Льва Николаевича Толстого к спорту, умение вести здоровый образ жизни позволили писателю прожить 82 года.
- Что можно сказать о писателе? Какой он был?
Ответы детей: (спортивный, сильный, здоровый)
6 слайд
Воспитатель: Толстой часто общался с крестьянскими детьми и видел, какие они смышленые, любознательные, одаренные. В своем имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей в маленьком доме – во флигеле, и сам учил их. Ребята учились писать, читать, считать, рисовать, петь. Уроки превращались в общую интересную беседу, затем в игру. На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с горки, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.
- Что можно сказать о писателе, какой он?
Ответы детей: (добрый, умный, заботливый)
Воспитатель: Приглашаю вас на веселую переменку.
Физкультминутка «Тень»
Воспитатель назначает водящего. Водящий ходит, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей, как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к нашей книжной выставке. Лев Николаевич написал для детей «Азбуку», много сказок, басен, рассказов. Посмотрите на книжную выставку и назовите знакомые произведения.
Ответы детей: (2 – 3 детей)
Сюрпризный момент (Звучит музыка – «Волшебный сундучок»)
Воспитатель: Ребята, наш волшебный сундучок предлагает заглянуть в него. (Достает шапочки волка и белки)
Игра «Фантазеры»
Ребята, а вы сможете показать злого волка? (под минусовку песенки ребенок изображает волка)
А теперь давайте покажем, какая белочка весёлая (под минусовку песенки ребенок изображает белочку)
7 слайд
Воспитатель: Дети, хотите послушать сказку «Белка и волк», которую написал Лев Николаевич Толстой?
Слушайте ребятки, сказку по порядку.
Слушайте, не перебивайте.
Что увидите - запоминайте
Чтение сказки «Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Вопросы по содержанию сказки:
- Как волк поймал белку?
Ответы детей. (Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка)
- Что волк хотел сделать с белкой?
Ответы детей. (Волк хотел съесть её).
- О чем белка попросила волка?
Ответы детей. (Она просила отпустить её.)
- Что волк сказал белке?
Ответы детей. (Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы.)
- Что спросил волк у белки?
Ответы детей. (Почему белки такие весёлые?; Почему волку всегда скучно?)
- Что сказала белка: почему волку всегда скучно?
Ответы детей. (Потому что он злой, злость ему сердце жжет)
- Почему белки такие весёлые?
Ответы детей. (Потому что они добрые и никому зла не делают.)
Ребята, белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжёт». А чем можно обжечься? (Огнём, кипятком, горячим чаем, паром…)
- Кто из вас обжигался? Это больно?
Ответы детей:
- А когда больно хочется веселиться или плакать? Волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжёт.
8 слайд
Игра «Собери правильно»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Схема сказки «Белка и волк» перепуталась. Давайте разложим их по порядку. (Воспитатель назначает ребенка составить схему сказки, работая мышкой за ноутбуком)
- С чего сказка началась?
- Как вы думаете, какая из карточек первая? Почему?
- Что было дальше? И т.д.
- Я прочитаю сказку ещё раз, а вы слушайте внимательно.
Повторное чтение сказки.
Педагог выбирает автора, белку и волка. На головы героев надеваются шапочки.
Инсценировка сказки.
Остальные дети помогают действующим лицам в случае затруднения.
Повторить инсценировку сказки 2 – 3 раза
Заключительная часть
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что же нового вы узнали о жизни Льва Николаевича Толстого?
Ответы детей: (занимался спортом - спортивный, трудился - трудолюбивый, написал много книг - умный, знаменитый; учил детей - добрый, заботливый)
- Поднимите руку, кто каждый день делает зарядку?
- Кто каждый день ходит на прогулку?
- Кто любит кататься на велосипеде?
- Значит, когда вырастите, какими будете?
- А какую сказку мы сегодня показывали?
- Ребята, на кого бы вы хотели быть похожими? Почему?
Что больше всего запомнилось?
Понравилось ли вам занятие?
Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.
Интернет ссылки:
- 6 правил здоровой и осознанной жизни Льва Толстого: https://the-challenger.ru/soznanie/vdohnovenie/6-pravil-zdorovoj-i-osoznannoj-zhizni-ot-lva-tolstogo/
- Биография Л. Н. Толстого: http://www.ote4estvo.ru/pisateli/1575-lev-nikolaevich-tolstoy.html
- Произведения Л. Н. Толстого: http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=4
- Сюрпризный момент - «Волшебный сундучок» https://ipleer.fm/song/61195907/otkrytie_sunduka_-_V_gostyah_u_skazki/
- Игра «Фантазеры»
- минусовка выхода волка: http://x-minus.me/track/130569/песенка - волка
- минусовка песенки белочки: http://muzoo.ru/music/Выход+белки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л. Н. Толстой на военной службе
Крестьянский труд
Пешие и конные прогулки писателя
Лев Николаевич катался на велосипеде, любил конькобежный спорт , играл в теннис, шахматы.
Игра в городки. Писатель среди детей. Народная библиотека
« Белка и волк»
Составь правильно 1 2 3 4
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация А.С.Пушкин Первое знакомство с жизнью и творчеством.
Эта презентация рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. Здесь краткий рассказ о детстве поэта, иллюстрации, викторины и загадки по известным сказкам....
"Знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова"
Методический материал по знакомству детей с жизнью и творчеством С. Михалкова....
Гөлләрем, гөлкәйләрем (Знакомство с жизнью и творчеством композитора В. Агапова)
“Гөлләрем, гөлкәйләрем”(Знакомство с жизнью и творчеством композитора В. Агапова)Задачи: 1. Расширять знания детей об истории и культуре родного края через знакомство с творчеством В. Агапова. 2...
Пересказ сказки Л.Н. Толстого "Белка и волк"
Учить связно, последовательно, выразительно и граммотически правильно передавать содержание сказки, используя наглядную основу в виде графических схем....
Методическая разработка. Тематический досуг: «А.С.Пушкин. Первое знакомство с жизнью и творчеством».
Тематический досуг...
«Знакомство с жизнью и творчеством Ф.В.Сычкова»»
Конспект интегрированного занятия«Знакомство с жизнью и творчеством Ф.В.Сычкова»» Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникати...
Знакомство с жизнью и творчеством В. Бианки
Конспект занятия для детей 5-6 лет....