Методика интегрированных занятий
статья на тему

В статье раскрываются этапы подготовки интегрированных занятий в ДОУ. взаимосвязь специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_integrirovannyh_zanyatiy.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №7 «Умка»

Сообщение для городского методического объединения воспитателей, работающих

по программе Т.Н. Дороновой

«Из детства – в отрочество», на тему:

«Методика подготовки и проведения интегрированных занятий»

                                                                                                                      Подготовила: Ференец Т.Р.,

                                                                                                                      старший воспитатель

г. Верхний Уфалей

       Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ К.Ю. Белая рекомендует выполнить ряд важных действий:

   – определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

   – проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

   – учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

   – выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределять задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;

   –  продумать развивающие задачи;

   – использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);

   – учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);

   – использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.);

   – учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

       При планировании и организации интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия:

   –    обязательный учет содержания базовой программы детского сада;

   – в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации;

   – при разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;

   – при планировании требуется тщательный отбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;

   – интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии;

   – при планировании и проведения интегрированного занятия педагогами (ведущими занятия по разным разделам программы) требуется тщательная координация действий;

   – необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности группы;

   – на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.

       Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

       Интегрированные занятия – важнейшая часть системы межпредметных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более педагогов. Материал таких занятий показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимозависимость различных наук. Поэтому основной и первоначальной деятельностью ДОУ по осуществлению культурологического подхода в интеграции образования являются интеграция и координация деятельности специалистов ДОУ (музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, инструктора по физической культуре). Координация деятельности специалистов ДОУ первоначально может строиться только на взаимосвязи содержания образования через интегрированные занятия и интегрированные мероприятия (праздники, досуги). Суть интеграции педагогов в обучении детей состоит в её межпредметной и междеятельностной основе при реализации программного материала.

       Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.

       Работу над созданием такой системы можно проводить по этапам:

   – согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности;

   – обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения;

   – вопросы оплаты интегрированных занятий;

   – взаимные консультации педагогов различных дисциплин по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в курсах учебных дисциплин;

   – планирование тематики и развернутых планов занятий.

        Таким образом, на первом этапе создания системы интегрированных занятий в ДОУ согласуются образовательные программы (разделы программы) по содержанию, обсуждаются и формулируются общие понятия, взаимные консультации педагогов. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных занятий.

       Интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы занятия могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Интегрированное занятие требует от педагога тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагог, в свою очередь, больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.

       Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей, проявление творческой активности педагога.

       Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Необходимо стремиться, чтобы каждый цикл интегрированных занятий осуществлял какую-либо продуктивную деятельность, создавал коллективные композиции в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций.

       Однако следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут получить всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний и представлений.

       В содержании каждого раздела программы и образования в целом представлены три взаимосвязанных блока: знания, эмоции и познавательные мотивы, способствующие интеграции познания, новому синтезу информации, получаемой ребенком, тем самым, формируя у него не разрозненные знания о мире, а его целостную картину.

Анализ интегрированного занятия

       В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы о стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

       Критерии оценки эффективности интегрированного занятия:

   – качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность;

   – умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;

   – отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.

Специфика анализа

(по С.В. Кульневичу)

       1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

       2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в неё входят? Каково сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

       3. Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

   – в создании нового раздела (программы);

   – цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

   – единичных интегрированных занятий.

       4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:

   – органически единая, целостная новая структура;

   – параллельное существование в одном занятии или программе различных пластов материала;

   – стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

       5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

       6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформулирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

       7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Какую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Облегчают ли эти занятия условия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

       8. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

       9. Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

       10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи;  эмоциональная вовлеченность в проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения интегрированного занятия в детском саду.

Текст выступления с докладом на районном методическом объединении музыкальных руководителей....

Методика проведения интегрированного занятия в ДОУ.

В детском саду механизмом интеграции является образ, создавае­мый с помощью разных видов детской деятельности и искусства.В дошкольных учреждениях широкое распространение  получили  различны...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВМЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования.

Конспект интегрированного  занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования. Тема:...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием новых технологий -элементами театрализации по методике М.И.Родиной "Кукляндия". Морское путешествие.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром,развитию речи.музыкальных.ритмических  и творческих способностейересные игры для развития рече-сенсорных способностей с использованием н...

Конспект НОд по методике экологического образования Интегрированное занятие «Мишка» для младшей группы

Цель: создание условий для получения новых знаний о весне и лесном жителе медведе...