Использование элиементов ТРИЗ технологии в развитии воображения и формировании творческой личности детей
статья на тему

Смирнова Евгения Владимировна

Использование элементов ТРИЗ в развитии воображения и и формировании творческой личности детей дошкольного возраста.

Ребенку не всегда легко объяснить сложившиеся ситуации и пути их решения. Для  того что бы ребенок умел приспосабливаться к окружающей действительности, необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, формировать навыри, позволяющие самостоятельно решать свои проблемы, учить думать.

В решении этого вопроса может помочь ТРИЗ технология. ТРИЗ педагогика сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов. В основу была положена теория изобретательских задач. 

     Целью является формирование творческого мышления у детей и воспитание творческой личности для решения задач в различных областях деятельности. Задачами является активизация мыслительной деятельности, обучение логике, снятие стереотипов мышления и активизация творческого воображения, формирование творческое личности и знакомство с окружающим миром.

Как говорил Генрих Саулович Альтшуллер: каждый ребенок гениален и талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимум затрат максимального эффекта.

ТРИЗ - это школа творческой личности, её девиз : "Творчество во всем"

-в постановке вопроса;

-в приемах решения этого вопроса;

-в подаче материала.

Девиз тризовцев:" "Можно говорить все!" Дети говорят и придумывают, учатся высказывать, возражать воспитателю и друг другу, аргументируя и доказывая свою точку зрения. Здесь нет неверных решений, все идеи доказываются и имеют место существовать.  Выслушиваются все дети и оценка Всегда дается положительная: любопытно, интересно, необычно и т.д.

В работе с дошкольниками  по использованию ТРИЗ используются следующие этапы:

- Научить ребенка видеть и разлечать противоречия;

- Учить детей фантазировать, изобретать;

- Решение сказочных задач и придумывание сказок с помощью специальных методов ТРИЗ;

- Применять полученные знания, используя оригинальные, нестандартные решения.

Методику ТРИЗ можно использовать во всех образовательных областях ДОУ. В процессе ознакомления дошкольников с именами признаков и их значениями используются:

-Беседы;

-Игры-инсценировки;

-Игры с правилами;

-Творческие задания продуктивного характера

-Экспериментирование с предметами

-Совместная деятельность по исследованию свойств и качеств предметов рукотворного мира.

Так как основным видом деятельности дошкольников является игровая деятельность,  в работе с дошкольниками применяются многочисленные игры с использованием метода ТРИЗ.

Одной из игр является игра "Волшебный поясок" (да-нет ка) . игра учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения: наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, сравнивать, структурировать, классифицировать, наблюдать, делать выводы, доказывать и защищать идеи.

Использование методики ТРИЗ в детском саду помогает детям более творчески подходить к поставленным задачам, находить нестандартные пути решения, лучше владеть своими эмоциями, учиться позитивно относиться к окружающему, улучшаются коммуникативные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_triz.docx79.97 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Выборгского района Санкт-Петербурга
194358,СПб, пос. Парголово, ул.Михаила Дудина, дом 25, корпус 3.

Телефон: 696-1217

Конспект – обмен опытом с воспитателями «Использование элементов ТРИЗ – технологии в развитии воображения и формировании творческой личности детей» с использованием ЭОР

Воспитатель:  Смирнова Евгения Владимировна

Санкт-Петербург

2016 год

Использование элементов ТРИЗ в развитии воображения и и формировании творческой личности детей дошкольного возраста.

Ребенку не всегда легко объяснить сложившиеся ситуации и пути их решения. Для  того что бы ребенок умел приспосабливаться к окружающей действительности, необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, формировать навыри, позволяющие самостоятельно решать свои проблемы, учить думать.

В решении этого вопроса может помочь ТРИЗ технология. ТРИЗ педагогика сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов. В основу была положена теория изобретательских задач.  

     Целью является формирование творческого мышления у детей и воспитание творческой личности для решения задач в различных областях деятельности. Задачами является активизация мыслительной деятельности, обучение логике, снятие стереотипов мышления и активизация творческого воображения, формирование творческое личности и знакомство с окружающим миром.

Как говорил Генрих Саулович Альтшуллер: каждый ребенок гениален и талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимум затрат максимального эффекта.

ТРИЗ - это школа творческой личности, её девиз : "Творчество во всем"

-в постановке вопроса;

-в приемах решения этого вопроса;

-в подаче материала.

Девиз тризовцев:" "Можно говорить все!" Дети говорят и придумывают, учатся высказывать, возражать воспитателю и друг другу, аргументируя и доказывая свою точку зрения. Здесь нет неверных решений, все идеи доказываются и имеют место существовать.  Выслушиваются все дети и оценка Всегда дается положительная: любопытно, интересно, необычно и т.д.

В работе с дошкольниками  по использованию ТРИЗ используются следующие этапы:

- Научить ребенка видеть и разлечать противоречия;

- Учить детей фантазировать, изобретать;

- Решение сказочных задач и придумывание сказок с помощью специальных методов ТРИЗ;

- Применять полученные знания, используя оригинальные, нестандартные решения.

Методику ТРИЗ можно использовать во всех образовательных областях ДОУ. В процессе ознакомления дошкольников с именами признаков и их значениями используются:

-Беседы;

-Игры-инсценировки;

-Игры с правилами;

-Творческие задания продуктивного характера

-Экспериментирование с предметами

-Совместная деятельность по исследованию свойств и качеств предметов рукотворного мира.

Так как основным видом деятельности дошкольников является игровая деятельность,  в работе с дошкольниками применяются многочисленные игры с использованием метода ТРИЗ.

Одной из игр является игра "Волшебный поясок" (да-нет ка) . игра учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения: наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, сравнивать, структурировать, классифицировать, наблюдать, делать выводы, доказывать и защищать идеи.

В зависимости от подобранных карточек игру можно использовать для систематизации знаний в любой области.

  • Закрепление знаний о свойствах объектов живой и неживой природы;
  • Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах;
  • «Числовая Да-нет ка» . , закрепление цифр, их порядковое расположение
  • Карточки со сказочными героями , волшебными существами и предметами  из сказок (золотой ключик, волшебная палочка и т.п)
  • Пространственная «Да-нет ка» (с игрушками, геометрическими формами). Закрепление понятий слева, справа.

DSC03067.JPGИгра «Теремок».

Игра тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие  и отличительные признаки путем сравнения.  Дети в игре закрепляют  знания о свойствах объектов живого и неживого мира. 

В этой игре за основу берется всем известная сказка «Теремок». Но необычность игры состоит в том, что герои у нее могут быть разные, как объекты живой природы, так и неживой. Условием попадания героя в теремок является нахождение детьми признаков одинаковых или разных между героями (объектами) участвующих в сказке. Например: в теремке живет камень, стучиться машина и говорит: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет. – я камень, а ты кто? – я машина, пусти меня к себе жить. – я пущу тебя к себе если ты скажешь чем мы с тобой похожи/отличаемся.  И ребенок подбирает схожие или отличные признаки. Камень и машина твердые, серые, или черные, камень может катиться и машина и тд.

DSC03096.JPGТакую же по аналогии игру можно сделать настольной, с карточками разной тематики (интеграция областей) музыкальные инструменты, игрушки, растения и т.д.

Занятия по развитию творческого воображения это игра, импровизация, «волшебство».

Игра «Волшебные картинки»

  • игра помогает развивать воображение, мышление, находя в нарисованных  детьми линиях образы знакомых предметов.

Игра « Дорисуй картинку»

  • Учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. (можно использовать буквы, цифры, геометрические фигуры)

DSC03051.JPGDSC03052.JPGDSC03054.JPG

Использование методики ТРИЗ в детском саду помогает детям более творчески подходить к поставленным задачам, находить нестандартные пути решения, лучше владеть своими эмоциями, учиться позитивно относиться к окружающему, улучшаются коммуникативные качества.

Использованная литература:

  • Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Под ред.Б.Б. Финкильштейн. – СПб: «Детство-пресс», 2000.  
    128 с
  • Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
  • Гин С.И. Мир загадок: учебно-методическое пособие
  • для учителей начальных классов / С. И. Гин. М.:, 2008. 112 с.
  • Сидорчук, Т.А . ,Лелюх. С.В.  Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ).Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ,2010. – 40 с.:ил.( Растем умными (Технология ТРИЗ))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных музыкальных технологий в развитии воображения у дошкольников.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зерка...

Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности

Консультация "Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности"...

Консультация "Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности"

Консультация "Значение искусства для эстетического развития и формирования творческой личности"...

«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».

Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ...

Формирование творческой личности детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Описание опыта работы по развитию творческих способностей средствами театра...

Семинар-практикум для педагогов "Технология ТРИЗ. Игры на развитие воображения и словесного творчества для детей дошкольного возраста"

Подобраны игры на развитие творческого воображения, коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17016640","attributes":{"alt":"","class":"me...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...