Главные вкладки

    Использование информационно - коммуникативных технологий в дошкольном образовании
    материал на тему

    Лунева Светлана Евгеньевна

    Использование информационно - коммуникативных технологий в дошкольном образовании

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ikt_v_dou.docx21.99 КБ
    Файл ikt.pptx2.34 МБ

    Предварительный просмотр:

    Использование
    информационно-коммуникационных технологий
    в ДОУ

     В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

              ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

    Информационно – коммуникативные технологии в ДОУ используются в следующих областях:

    1. Ведение документации.

    В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

    На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе. Очень жаль, что на рабочем месте воспитателя нет персонального компьютера, что существенно облегчило бы работу каждого из нас.

    2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

    В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Не секрет, что дидактические демонстрационные материалы стоят дорого, детские сады почти не приобретают их, а все покупать самим - нереальная задача. Имеющийся в группах материал разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы Adobe Photoshop, PowerPoint, FineReader, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде.
    Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

    Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют  обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

    Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

    Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.

    3. Воспитательно-образовательный процесс.

    У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

    Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

    Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

    Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

    Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

    Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

    Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

    Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

    • Осуществление полисенсорного восприятия материала;
    • Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
    • Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
    • Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
    • Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
    • Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

    Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

    Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.
    У нас в группе составлен ряд интересных презентаций «Жилища», «Овощи и фрукты», «День космонавтики», «День Защитника Отечества»,  «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима пришла», «Весна-краса» и другие. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.
    Часть презентаций подобрана из готовых, однако каждая из них отсмотрена и адаптирована для детей дошкольного возраста, для определенной группы.

    При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

    1. Материальная база ДОУ.

    Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.

    2. Защита здоровья ребенка.

    Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

    Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

    • Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.

    Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям

    • Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.

    • Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

    • Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

        И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

    Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

    Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ Подготовила : Воспитатель Лунева С.Е.

    Слайд 2

    Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает Георг Зиммель Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

    Слайд 3

    Области применения ИКТ педагогами ДОУ Ведение документации. Календарные планы Перспективные планы Портфолио

    Слайд 4

    Области применения ИКТ педагогами ДОУ 2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

    Слайд 6

    Области применения ИКТ педагогами ДОУ 3 . Воспитательно-образовательный процесс.

    Слайд 7

    Занятия с мультимедийной поддержкой могут включать следующие интерактивные материалы. Фотографии; Видеоролики; Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов); Презентации (электронные книги, электронные выставки); Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

    Слайд 8

    Преимущества использования интерактивных материалов Данные материалы: позволяют увеличить восприятие материала; обеспечивают наглядность; повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное; побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности; способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Подбор иллюстративного материала к НОД Создание дидактических игр

    Слайд 9

    Проблемы в использовании ИКТ. Материальная база ДОУ Защита здоровья детей. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога .

    Слайд 10

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании.

    Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагог...

    Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении.

    Оглавление  Введение………………………………………………………………..31Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ………….52Проблемы и направления информатизации дошкольных образовательных учреж...

    Консультация на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"

    Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагог...

    Использование информационно-коммуникативных технологий как ресурс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.

    здоровья в дошкольном учреждении.На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребно...

    Презентация "Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"

    quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"...

    Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса.

    ИКТ в современном мире, при обучении дошкольников. В чем плюсы использования ИКТ технологий....