Программа саморазвития на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме

Ярахтина Ирина Ивановна

Программа развития расчитана на детей 4-5 лет,срок реализации 1 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 г. Лысково

Программа саморазвития

Тема: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

        (срок реализации: сентябрь 2012 г.- май 2013 г.)

Составила: Ярахтина Ирина Ивановна

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Цель:

  • повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • развитие свободного общения со взрослыми;
  • совершенствовать диалогическую форму речи.
  • развивать монологическую форму речи;
  • учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
  • составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
  • развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

План работы:

Сентябрь:

  • подбор и изучение литературы по теме;
  • дидактических игр и упражнений;
  • сюжетных картин; составление библиографии.
  • Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь:

  • работа над пересказами с использованием опорных схем.
  • Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.
  • обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
  • обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
  • активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь:  

  • Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

  • Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь:

  • Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста (О. С. Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Дифференциация звуков, слов, предложений.

Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

  • Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей)

Январь:

  • Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

Обучать детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;

Формировать анализ, синтез; упражнять детей в умении составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Февраль:

  • Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март:

  • Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель:

  • Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Май:

  • Открытый просмотр ОД для родителей на тему «Письмо от лесных зверей»

Формировать умение пересказывать сказку близко по тексту, упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ. Развивать интонационную выразительность речи, творческие умения, закреплять умения сравнивать. Расширять словарный запас. Воспитывать выдержку, активность, интерес к русскому народному творчеству.

.

Список использованной литературы:

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с1986.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 4 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выступления: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через составление творческих рассказов по сюжетной картине»

Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составл...

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"...

План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста

- совершенствование диалогической формы речи;  -развитие монологической формы речи...