Программа саморазвития на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме
Программа развития расчитана на детей 4-5 лет,срок реализации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_po_obrazovatelnoy_deyatelnosti_rechevoe_razvitie.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 г. Лысково
Программа саморазвития
Тема: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
(срок реализации: сентябрь 2012 г.- май 2013 г.)
Составила: Ярахтина Ирина Ивановна
Актуальность:
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Цель:
- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи.
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
План работы:
Сентябрь:
- подбор и изучение литературы по теме;
- дидактических игр и упражнений;
- сюжетных картин; составление библиографии.
- Памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь:
- работа над пересказами с использованием опорных схем.
- Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.
- обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
- обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
- активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Ноябрь:
- Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.
- Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Декабрь:
- Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста (О. С. Ушакова).
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.
Дифференциация звуков, слов, предложений.
Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
- Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей)
Январь:
- Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;
Обучать детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;
Формировать анализ, синтез; упражнять детей в умении составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Февраль:
- Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март:
- Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
Апрель:
- Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
Май:
- Открытый просмотр ОД для родителей на тему «Письмо от лесных зверей»
Формировать умение пересказывать сказку близко по тексту, упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ. Развивать интонационную выразительность речи, творческие умения, закреплять умения сравнивать. Расширять словарный запас. Воспитывать выдержку, активность, интерес к русскому народному творчеству.
.
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 4 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема выступления: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через составление творческих рассказов по сюжетной картине»
Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составл...
План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...
План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиювоспитателя средней группы «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...
Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план...
Перспективный план работы с детьми по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план работы с детьми...
Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"...
План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста
- совершенствование диалогической формы речи; -развитие монологической формы речи...