ИСКУССТВО. ЕГО ВИДЫ – АРХИТЕКТУРА, МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ. ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ.
проект (подготовительная группа) на тему

Данное занятие рекомендуется проводить с детьми в рамках духовно-нравственного(православного)  и художественного воспитания, подводя детей к осознанию связи православия и искусства, и его отдельных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._dlya_publikatsii_na_nsportal.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ИСКУССТВО. ЕГО ВИДЫ – АРХИТЕКТУРА, МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ. ПРАВОЛАВНЫЕ ХРАМЫ.

И снова здравствуйте, дети! Сегодня я хочу начать нашу сегодняшнюю встречу с вопроса, на который мы с вами постараемся ответить вместе.

Итак, что такое искусство?...(ответы детей). Спасибо вам за ваши ответы.

Давайте же теперь я расскажу вам как отвечает на этот вопрос умная книга:

ИСКУССТВО - это образное осмысление Божьего мира, когда каждый из нас восхищается созданными Богом образами и затем уже сам старается показать увиденное в своих художественных работах.

В чем же именно можно показать увиденный Божий мир?...( ответы детей)

А в чем помогает нам искусство?...(Искусство помогает познавать мир со всех его сторон и воплощать потом увиденное в разных

ВИДАХ ИСКУССТВА: в архитектуре, в скульптуре, в поэзии, в музыке, в танце, в живописи и во многих других видах).

_______________________________________________________________________________________

А теперь отгадайте, пожалуйста, следующую загадку:

Этот дом – не просто дом:

Он красивый и с крестом (иллюстрация).

Золотые купола,

Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это православный, что?…(храм)

Храмы относятся к известному ВИДУ ИСКУССТВА - К АРХИТЕКТУРЕ, которая демонстрирует умения людей придумывать и строить красивые здания, каковыми являются храмы в том числе.

Храмы действительно очень красивые, а какие они ещё (сводная иллюстрация)?...(ответы детей)

_______________________________________________________________________________________

Большинство людей, которые живут в нашей любимой стране,

а в какой именно стране? …(в России). Так вот большинство этих людей - православные христиане.

Христианами называются они потому, что были они крещены в Церкви в веру Христову

и верят в Иисуса Христа. 

А православные, потому, что правильно славят Бога.

_______________________________________________________________________________________

Издавна по всему миру христиане строили особые красивые дома, посвященные Богу – это храмы.

В храмах верующие возносят молитвы Господу.

А ещё кому, дети?...(ответы детей), славя их и прося о помощи, об исцелениях и вразумлениях.

Храмы еще называют Божьими домами. По-другому их еще называют соборами и церквями.

В нашем городе тоже очень много православных храмов, которые находятся в разных его местах. Каждый храм имеет свое название (видео о храмах)

Самый большой православный храм, посвященный Богу, находится в столице нашей Родины.

А как называется наша с вами страна, наша Родина?...(Россия).

А как называется столица России?...(Москва) Верно. И называется этот шедевр архитектуры храмом Христа Спасителя (показ иллюстрации).

Главный собор нашего города, кстати, какого именно города?...(Ростова-на-Дону)

Так вот наш собор в честь Рождества Пр. Бцы (показ иллюстрации) является точной только уменьшенной копией храма Христа Спасителя в Москве.

Все православные храмы легко узнаваемы: у всех у них на красивых, круглых крышах, называемых куполами, стоят православные что?...(Кресты). Да и сами купола очень даже примечательны. Имеют они форму луковицы, отличающуюся от храмов других религий.

Над церковью даже из дальних мест

Виден большой золоченый крест.

Поднят он так высоко неспроста –

Во славу Господа Иисуса Христа.

_♫  Физкульминутка     Зимняя сказка  (видеоролик с песней)  - дети стоят кругом                                                                                                                             

_____________________________________________________________________________________

В храм христиан призывают звоны колоколов (иллюстрация+ видео ). И тут мы снова и видим, и слышим уже новый ВИД ИСКУССТВА – МУЗЫКУ. Поскольку колокола исполняют специальную духовную музыку, которая сопровождает богослужения в храмах. Все колокола в храме размещаются под куполом, на колокольне. Колокола имеют разные размеры (иллюстрация) и сделаны они из самых разных материалов. И все это очень сильно влияет на звучание колокола. Ещё на звучание колокола влияет и погода и мастерство того, кто звонит в колокола. А делает это ЗВОНАРЬ (иллюстрация) Звонарь очень хорошо знает устройство колокола его части, среди которых есть и (на схеме колокола - хомут, корона, голова, поясок, талия, звуковое кольцо, губа, устье, язык и заплечики). Искусству же исполнения музыки на колоколах звонарь долго и кропотливо учится.

____________________________

В самом же храме все находится на определенном месте. Все богослужения сопровождаются пением духовных песнопений, которые исполняют, стоя на клиросе певчие храма(иллюстрация + видео) Такое исполнение называется аккапела т.е. пение только голосом, который и является главным музыкальным инструментом. Другие инструменты в храмовом пении не используются.

Итак

В церкви Сам Господь живет,

Хор хвалу Ему поет.

У икон лампады в ряд

Золоченые стоят,

И свечей сияет много

В Церкви нашей в доме Бога.

Дети, а к какому ВИДУ ИСКУССТВ можно отнести такое пение?...(к МУЗЫКЕ)

_______________________________________________________________________________________

Дети, а как вы думаете, есть ли ещё какой-либо вид искусства, кроме уже названных, в в самом храме или нет?...(ответы детей). Конечно же есть. Этот ВИД ИСКУССТВА называется ЖИВОПИСЬ.  

В храме всё и стены, и купол, и колонны расписаны различными библейскими сюжетами и иконами (иллюстрация).

А как выдумаете, кем всё это сделано?...(художником). Верно. Но для того, чтобы приступить к росписи храма или к написанию икон художник вначале исповедуется и кается во всех своих грехах, прося у Господа отпущения грехов, затем он долгое время постится и духовно, и физически, и приступает к работе только по благословению батюшки, а не по собственному хотению. Все время пока он творит он молится Богу, прося Его о помощи в своей работе. 

_______________________________________________________________________________________

Внутри православный храм, как и другие православные храмы, разделяется на три части (иллюстрация со схемой внутренних частей храма):

1-я часть храма называется  притвор. В притворе находится церковная лавка, в которой пришедшие верующие могут написать записки за здравие или за упокой своих родных и близких для упоминания их во время богослужения.

2-я часть храма называется средней. В ней располагаются, как правило, верующие, пришедшие на богослужение и желающие помолиться. В этой части храма стоит крест Христа Спасителя и множество икон у которых верующие ставят свечи и возносят молитвы Богу, Бце, Ангелам и Святым Угодникам.

 3-я же часть храма называется алтарь. В него могут входить только священники.

Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон, и имеющим трое врат: средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы незримо, т.е. невидимо для всех нас, проходит в святых дарах. Через царские врата разрешается проходить только священнослужителям.

_______________________________________________________________________________________

ИТОГ: Много можно ещё очень много рассказывать о храме, но предлагаю продолжить это в следующую нашу встречу. А пока давайте подведём итог

- Дети поняли ли вы, что же такое ИСКУССТВО?...(это образное осмысление Божьего мира, когда каждый из нас восхищается созданными Богом творениями , а затем уже сам старается показать увиденное  в своих художественных работах - в построенных зданиях, в пении и в звоне колоколов, в росписях на стенах и в иконах).

- А после разобрались, кто такие православные христиане?...( православные – это те, что правильно славят Бога, а христиане – это те, кто крещён в церкви в веру Христову и верит в Иисуса Христа).

- А о чем же вы ещё сегодня услышали (иллюстрации храмов)?...(о православных храмах)

-Так скажите мне, дети, присутствуют ли какие-либо ВИДЫ ИССКУСТВА в православном храме или нет?...(присутствуют)

-Давайте же повторим и запомним:

  • Вид искусства АРХИТЕКТУРА в здании храма;
  • Вид искусства МУЗЫКА в звоне колоколов и в пении певчих на клиросе;
  • Вид искусства ЖИВОПИСЬ в росписях стен, колонн и куполов и в написанных иконах.

Вот как связаны ИСКУССТВО и ХРАМ друг с другом.

                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по духовно-нравственному и художественно-творческому воспитанию на тему «Православный храм».

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры. Задачи:Образовательные:Познакомить...

Проект "Православные храмы города Ессентуки. Храм Святого Николая Чудотворца"

Церковь Святого Николая Чудотворца в Ессентуках — старейшее здание города, которому посчастливилось сохраниться до наших дней.Никольская церковь была заложена волжскими казаками в...

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание ребёнка через культуру: литературу, искусство, музыку, живопись»

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего усто...

Конспект по основам православной культуры для детей подготовительной группы. Тема: "Православный храм"

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры важная задача дошкольного воспитания....