Самообразование: " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2016g.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2016-2020 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
- Улучшить общую двигательную активность.
- Содействовать нормализации речевой функции.
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов: пальчиковые гимнастики, пальчиковые игры, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, использование монтессори-пособий.
- Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
- Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Этапы проработки материала:
1 ЭТАП. Информационно-аналитический.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Бардышева Т.Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры. – М.:»Карапуз», 2007
Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». –М:ТЦ Сфера, 2006
Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» -СПб:Изд.дом «Литера»,2007
Пименова Е.П. «Пальчиковые игры»- Ростов-на-Дону:Феникс,2007; Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». М-2009;
Тимофеева Е.Ю.,Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.-СПб:Корона-Век,2007; Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь».С-Петербург -2013;
Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь»-СПб:ИЧП «Хардфорд»,1996
Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками»-М:Эксмо,2006
Кольцова М.М. «Развитие моторики»; «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, СПБ, Детсво-ПРЕСС,2013.
Елена Данилова «Пальчиковые игры
Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»
2 ЭТАП. Внедрение в практику . Использование различных форм работы с детьми:
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность самих детей
- работа кружка «Умелые руки»
Методы и приемы работы:
- Массаж кистей рук
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- Пальчиковый театр
- Лепка из пластилина, из соленого теста с использованием природного материала
- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, свечкой, губкой и т.д.
- Конструирование из бумаги, работа с конструктором ЛЕГО
- Различные виды аппликации
- Рисование трафаретом
- Вышивка
- Бисероплетение
- Дидактические игры
- Шнуровка
- Игры с мелкими предметами
- Пазлы, мозаика
3 ЭТАП – представление опыта работы по теме, отчет. Выступление на педсовете. (семинар)
Форма отчетности:
- провести педсовет для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
- провести анкетирование родителей
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик.
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».
Какой предполагается результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, рисования, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мы знаем, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают различные виды самомассажа, а также занятия изобразительной деятельности (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, ткани, ниток, бисера, природных материалов).
Ожидаемый результат:
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
План работы по самообразованию.
- Изучить литературу по данной теме.
- Внедрить в работу с детьми.
- Составить картотеку дидактических игр для развития мелкой моторики рук, картотеку пальчиковых гимнастик, игр, массажей.
- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
- Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»
- Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....
Отчёт по самообразованию«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» 2018 год
Отчёт по самообразованию...
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику художественно-эстетического воспитания"
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позоляет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиионное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает ...
План самообразования Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
Отчёт по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Отчёт по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"....
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования....
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования....