Самообразование: " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Касирова Лариса Олеговна
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка. Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми работу в этом направлении. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов. Я начала работать с детьми 4 лет и для достижения цели поставила такие задачи: • Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности; • Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности; • Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи; • развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, упражнений и нетрадиционной техники рисования Использовала такие методы и приемы работы: массаж кистей рук; массаж рук шариками Зайцева, пальчиковая гимнастика; физкультминутки; пальчиковые игры со стихами, со скороговорками; пальчиковый театр; нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, поролоном, свечкой и т. д.;различные виды аппликаций; рисование по трафаретам; штриховка; дорисовка, раскраска; дидактические игры; шнуровка; игры с мелкими предметами; пазлы, мозаика. Прежде чем приступить к работе, я изучила литературу по данной теме, внедрила в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики, составила картотеку пальчиковых игр , составила консультации, папки-передвижки для родителей. Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Пальчиковые игры, упражнения я провожу в перерывах между занятиями, как физкультминутки во время занятий, во время игр в помещении или на прогулке. Пальчиковые игры - это очень хороший дидактический материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку к письму. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – эта та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая», «Сидит белка на тележке» и т. д. ; В совместной деятельности я использую различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки , с помощью кисти, свечки, поролоном. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, пробовать, экспериментировать, фантазировать. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предлагала игры, в которых детям необходимо было проводить параллельные линии в определенном направлении. Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнениями. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги. Работа с родителями, конечно же, является одним из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. В дальнейшем так же я буду искать новые методические приемы, обновить картотеку пальчиковых игр, упражнений, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2016g.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования на 2016-2020 учебный год

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  3. Улучшить общую двигательную активность.
  4. Содействовать нормализации речевой функции.
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

  1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов: пальчиковые гимнастики, пальчиковые игры, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, использование монтессори-пособий.
  2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
  3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Этапы проработки материала:

1 ЭТАП.  Информационно-аналитический.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т.Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры. – М.:»Карапуз», 2007

Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». –М:ТЦ Сфера, 2006

Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» -СПб:Изд.дом «Литера»,2007

Пименова Е.П. «Пальчиковые игры»- Ростов-на-Дону:Феникс,2007; Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». М-2009;

Тимофеева Е.Ю.,Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.-СПб:Корона-Век,2007; Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь».С-Петербург -2013;

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь»-СПб:ИЧП «Хардфорд»,1996

Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками»-М:Эксмо,2006

Кольцова М.М. «Развитие моторики»; «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, СПБ, Детсво-ПРЕСС,2013.

Елена Данилова «Пальчиковые игры

Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»

2 ЭТАП. Внедрение в практику . Использование различных форм работы с детьми:

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми

- индивидуальная работа с детьми

- свободная самостоятельная деятельность самих детей

- работа кружка «Умелые руки»

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • Пальчиковый театр
  • Лепка из пластилина, из соленого теста с использованием природного материала
  • Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, свечкой, губкой и т.д.
  • Конструирование из бумаги, работа с конструктором ЛЕГО
  • Различные виды аппликации
  • Рисование трафаретом
  • Вышивка
  • Бисероплетение
  • Дидактические игры
  • Шнуровка
  • Игры с мелкими предметами
  • Пазлы, мозаика

3 ЭТАП – представление опыта работы по теме, отчет. Выступление на педсовете. (семинар)

Форма отчетности:

- провести педсовет для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

- провести анкетирование родителей

- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик.

             - организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».

      Какой предполагается результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, рисования, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

   Мы знаем, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

  Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают различные виды самомассажа, а также занятия изобразительной деятельности (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, ткани, ниток, бисера, природных материалов).

Ожидаемый результат:

    Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

План работы по самообразованию.

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Внедрить в работу с детьми.
  3. Составить картотеку дидактических игр  для развития мелкой моторики рук, картотеку пальчиковых гимнастик, игр, массажей.
  4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»
  6. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику художественно-эстетического воспитания"

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позоляет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиионное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает ...

План самообразования Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

Отчёт по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Отчёт по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"....

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования....

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования....