Игровые технологии в коррекционной работе согласно федеральному государственному образовательному стандарту
методическая разработка на тему

Андреева Ирина Александровна

Транслирование опыта педагогического коллектива ДОУ, используя активные методы работы с педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для учителей-логопедов и дефектологов на тему:

«Игровые технологии в коррекционной работе согласно федеральному государственному образовательному стандарту».

Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ, используя активные методы работы с педагогами.

Задачи:

  1. Активизировать обмен информацией, практическим опытом и знаниями
  2. Повысить творческую активность педагогов
  3. Закрепить умения коллективно находить решения поставленных задач
  4. Создать в группе атмосферу доброжелательности

Методы, приемы: информирование, игровые ситуации, рефлексия.

Оборудование: ноутбук, средства мультимедиа, листы с заданиями.

Форма проведения: семинар-практикум.

1 часть - Организационная

1)Приветствие.

Мы рады приветствовать Вас в нашем учреждении.

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться: «Доброе утро!» 

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Я предлагаю всем встать и образовать круг. Коллеги, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки, ведь хорошее настроение сегодня – это залог нашего успеха!

2) Психологический тренинг «Давайте познакомимся».

Цель: установить эмоциональный контакт между участниками, создать положительное настроение, преодолеть робость, освободиться от отрицательных эмоций, настроить группу на совместную работу.

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен

Тот представиться всем нам

2 часть – Основная.

1).Вступительное слово  

 Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите профессии, где требуются коммуникативные навыки?»

Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо иметь достаточно высокий уровень коммуникативных навыков и умений. Нам с вами приходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов. Каждый из вас, конечно, проводил родительские собрания, лекции, консультации, круглые столы, то есть имел опыт публичного выступления.

Так, перед каждым выступлением у меня дрожат коленки. Думаю, не только мне, знакомы эти ощущения, не так ли?

Американские учёные провели опрос общественного мнения и пришли к выводу, что 40% людей паникуют при мысли, что им придется выступать перед публикой.

А представляете, что происходит с детьми, я не говорю о тех моментах, когда они выступают на сцене, а прошу Вас вспомнить о тех моментах, когда им приходится отвечать на наши вопросы в процессе организованной деятельности? Вспомнили?

Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма: «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил».

Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать этот время более счастливым и ярким. Педагоги, работающие с детьми, выстраивают такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества.

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.

Слайд 2 Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования.

Слайд 3 Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Стандарт ДО предполагает дать возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

Слайд 4. Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Педагог – ведущая фигура реформирования образования. Хочется сказать словами К.Д. Ушинского. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Слайд 5 Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ –.

Слайд 6 Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.

Слайд 7 Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Очевидно, что для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования. Поэтому обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребёнка, которые мы сегодня с Вами вспомнили, определено и на государственном уровне - в тексте ФГОС ДО.

Современная образовательная политика, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного воспитания и обучения, актуализирует проблему использования современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

В этих изменяющихся условиях нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования, Вы видите их на слайде.

Слайд №8

технологии развивающего обучения,

технологии проблемного обучения,

игровые технологии,

компьютерные технологии,

альтернативные технологии.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий. Остановимся на одной из них:

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, нам как педагогам необходимо перестроиться на игру, игру какую? Игру, которая строилась по инициативе детей, т.е. увлекательную, игру со смыслом. Но как это воплотить в реальность?

Итак, рассмотрим, игровую технологию, которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. 

 В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, могут, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.

 

2).Деловая игра.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.

Игра, как известно, позволяет человеку выразить себя и самосовершенствоваться. И сегодня я приглашаю поиграть,

Все проблемы разрешить,

Что-то вспомнить, повторить

А что забыли, подучить.

КОНКУРС «БЛИЦ-ОПРОС»

1. Чем отличается звук от буквы.

2. На что похожа буква «В»?

3. Сколько  букв в слове «деньги»?

4. Сколько дней в неделе?

5. Что курицу не учит?

6. Какая бывает ручка?

7. Что может быть широким?

8. У кого глаза велики?

9. Зачем слону хобот?

10 Назовите двусложное слово из открытых слогов (вата).

11. Подберите рифму к слову «мак».

12. Измените по образцу: много  домов – один …., много манжет  -  …(одна манжета),  одна кочерга – много….(кочерёг)

13. Придумайте родственное слово к слову «игра».

14. Назовите всегда твердый согласный звук («ж»).

15. Что такое дисграфия? (нарушение письма).

16. Назовите зимние месяцы.

17. Сколько ног у курицы?

18. Чем покрыта рыба?

19. Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна — …

20. Что всему голова? (хлеб).

21. Придумайте односложное слово со стечением согласных (бинт).

22. Назовите слово из 5 слогов (милиционер).

23. Сколько звуков в слове «пульт».

24. Назовите наоборот слово «дорога».

25. Объясните значение слова «пароход».

26. Зачем обезьяне длинный хвост?

27. Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? ([ы])
28. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
29. Какие буквы не обозначаются звуками? (ь, ъ)
30. Назови шипящие звуки (ш, ж, ш’, ч)

31.Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка) 
32.Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры) 
33.Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего) 
34.Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.) 
35.Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.) 
36. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.) 
37. Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.) 
38.Кто сломал теремок? (Медведь.) 
39. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой БаБы-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».) 
40.На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.) 
41.Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.) 
42. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как 
лист перед травой».) 
43.Какие реки в сказках текут? (Молочные.) 
44.Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.) 
45.Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.) 
46.Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?  (Можно стать козленочком.) 

ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Лаборатории получают карточки со словами и опорными звуками.

Задание: необходимо выбрать слова, которые подойдут для отработки правильного произношения указанного звука (поставить +) и объяснить свой выбор.

С
          Сом +
          Усы +
          Кисель – (мягкий звук)
          Миска +
          Коза – (звук [з])
          Саша +
          Стакан +
          Коса +
          Собака +
          Нос +
          Сила – (мягкий звук)
          Пес +
         

З
          Зоя +
          Зима – (мягкий звук)
          Зайка +
          Коза +
          Сом – (звук [с])
          Арбуз – (звук в конце
                   слова оглушается)
          Березка - (звук в
     середине слова оглушается)
          Зубы +
          Зонт +
          Пазлы +

Ш
          Шапка +
          Кошка +
          Нож + (звук в конце
                   слова оглушается)
          Кошелек +
          Живот – (звук [ж])
          Штаны +
          Душ +
          Паштет +
          Багаж + (звук в конце
                   слова оглушается)

Ж
          Ножницы +
          Пожар +
          Кожа +
          Нож - (звук в конце
                   слова оглушается)
          Живот +
          Ложка - (звук в середине
                   слова оглушается)
          Жучок +
          Женя +
          Стриж - (звук в конце
                   слова оглушается)

А теперь, друзья, давайте поиграем в замечательные интерактивные речевые игры- активизируем нашу речь и мышление.

ИГРА: «ПОХОЖИЕ СЛОВА»

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркийи желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний – цветок, за низкий – тучку.

ИГРА: «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Задание: почему так произошло, предложить версии.

- Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?

(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину).

ИГРА: «СЛОВАРНЫЙ ШТУРМ»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия.

Банан

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет ... банан.

Расскажи обо мне.

- Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили).
Какой я? (желтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный).
Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).
Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).
Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).
Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).
С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).
Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

КОНКУРС «НАБОРЩИК СЛОВ»:

 ГОСУДАРСТВО (суд, дар, род, сода, град, вор, ров, сосуд, сорт, стог, торг, гора, ас, ворота, ад, сад, восторг, удар, орда, ода, сор, рост, остров, ус, стог, рога, руда, рот, гусар)

КОНКУРС: «ГРАММАТЕИ».

Задание. Командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.

1 команда.

Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.

2 команда.

Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

КОНКУРС: «НАЙДИ И ЗАЧЕРКНИ ЛИШНИЕ БУКВЫ»

Задание. Командам предлагается текст. Необходимо за 1 минуту зачеркнуть лишние буквы между словами, прочесть правильный текст.

1 команда.

Канительюмакросназываласьяртуваметаллическаямиркаснитьерба.

Мастералбоссвытягивалинучиканительеизбунлаараскаленнойгурпапроволоки.

Канительимыприменяласьяквурукоделиматэ.

2 команда.

Вытягиватьисакметаллическуюрмбарунитьиакувышиватьютееюмавыбылотиноченьяреструдного.

Этомигабыласыбукропотливаямикнаработана, монаритребовалакепумногорытувременисум. Немолкаждыйчутомогирсправитьсязоапорученнойфывработой.

ИГРА «СОЛНЫШКО»

По словесной инструкции находим нужную картинку, букву, цифру

3 часть – Динамическая пауза.

Цель: Тренировка внимательности, умение работать в группе, сплочение участников.

КТО БЫСТРЕЕ

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

- Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

Возможные фигуры:

  • треугольник;
  • ромб;
  • угол;
  • буква;
  • птичий косяк;
  • круг;
  • квадрат.

«4 СТИХИИ»

Цель: развивать внимание, сплоченность коллектива.

Существует 4 стихии, все вы их прекрасно знаете: земля, вода, огонь, воздух. Будьте внимательны, когда я скажу:

ЗЕМЛЯ – руки опускаем вниз

ВОДА – вперёд

ОГОНЬ – вращение локтевыми суставами рук

ВОЗДУХ – руки поднимаем вверх

4 часть - Игровой тренинг

  1. Осипенко Надежда Алексеевна «Наряди ёлочку»
  2. Матвеева Ольга Николаевна «Чудесный мешочек»
  3. Анисимова Ольга Николаевна «Путешествие по магазинам»
  4. Хрункова Галина Сергеевна «Сад-огород»

  5 часть - Демонстрация пособий

6 часть - Представление опыта работы:

  1. Музафарова Гульнара Мавлитовна  воспитатель коррекционной группы  Презентация  на тему "ЛЭПБУК-  как форма  совместной деятельности взрослого и ребёнка ".
  2. Терещенко Наталья Васильевна  воспитатель коррекционной группы Презентация на тему "Вариант методического пособия при решении коррекционных задач ".

Инновации в практике логопеда

Очевидно, что в процессе введения новых образовательных стандартов, учитель-логопед должен повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по – новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями.

  1. Сушкова Виктория Борисовна «Инновации в практике логопеда»
  2. Горшкова Любовь Владимировна  учитель - логопед. Стендовая информация " Взаимодействие учителя - логопеда с родителями "

7 часть - Притча 
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Эту притчу МЫ ВЗЯЛИ не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Спасибо за участие! Всего доброго! 

8 часть - Рефлексия «Цветок и бабочки»

Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.

Выставляется макет цветка и комплект бабочек. Участникам семинара предлагается написать на обратной стороне бабочек впечатления о встречи:

-Чем для Вас полезна была эта встреча, просьба высказать свои пожелания и предложения

Прикрепить бабочек на цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Песочная терапия как инновационный метод игровой технологии в реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

В статье описывается материал по работе с песком, как об одной из эффективной игровой технологии , её задачи и применение к ФГОС....

Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет  коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрос...

Современный взгляд на игровую технологию согласно требованиям Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.

Современный взгляд на игровую технологию согласно требованиям Федеральному Государственному Образовательному Стандарту  Дошкольного Образования....

Игровые технологии в коррекционной работе согласно федеральному государственному образовательному стандарту

Транслирование опыта педагогического коллектива ДОУ, используя активные методы работы с педагогами....

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...