Главные вкладки

    Консультация - дискуссия для педагогов: «Роль педагога в нравственном развитии дошкольников»
    консультация на тему

    Валькова Наталья Викторовна

    Данная консультация была проведена с воспитателями ДОУ в рамках годовой задачи "Нравственно-патриотичекое воспитание дошкольников".

    Главная задача психолога подвести педагогов к осознанию первостепенной важности собственного нравственного поведения и его демонстрации  

    в процессе непосредственного общения с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_ravstvennoe_razvitie.docx25.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация - дискуссия для педагогов:

     «Роль педагога в нравственном развитии дошкольников»

    Предложить педагогам ответить на вопросы и сформулировать определения:

    • Что такое нравственность, нравственное воспитание?
    • Назовите признаки безнравственного поведения

    Теоретическая справка

    Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»

    Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

    Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

    Понятие “нравственность” и “мораль” часто отождествляются. Но мораль – это категория общественно- историческая. Нравственность- категория внутренняя, отражающая нравственные потребности, которые зарождаются и претерпевают сложное развитие внутри личности.

    «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

    Рефлексия для педагогов

    • Какую книгу последнюю прочитали? Как давно это было? Что она Вам дала для личностного развития? Привела ли Вас к какому-нибудь осмыслению в своей жизни?
    • Совершаете ли Вы плохие поступки в жизни? Вы делаете это публично или стараетесь делать это в тайне?
    • Если Вас посещают плохие мысли, или Вам хочется совершить плохой поступок, что является сдерживающим моментом, какой ограничитель? Если бы вы точно знали, что ограничителя не будет и не будет ответственности перед кем-то Вы бы это совершили?
    • Есть ли в  Вашей жизни поступок, которого Вы стыдитесь? Что подтолкнуло Вас его совершить? Какие Вы чувства испытывали тогда? Какие сейчас? Повлиял или еще влияет ли этот поступок на Вашу жизнь?
    • Как вы думаете , если бы мы могли видеть наши негативные поступки со стороны, как в кино, как бы мы выглядели внешне? Нарисуйте мысленно свой портрет. На кого из героев сказок мы были бы похожи?

    (видио « Агрессивное поведение воспитателя с детьми в детском саду». Как выглядит гнев и безнравственное поведение со стороны»)

    Главные моменты в нравственном воспитании

    О чтении книг?: Между интеллектом и нравственным поведением существует гибкая связь: умственное развитие является благоприятным условием для нравственного воспитания, но высокий интеллект не является гарантией морального поведения.

    Методы воспитания нравственности: что на Ваш взгляд является определяющим в нравственном воспитании детей?

    Личный пример – нравственное поведение взрослых

    (в презентации показать фото «Вы уже были ребенком, а ребенок взрослым еще нет»)

    С психологической точки зрения обучать морали, читать проповеди на темы морали бессмысленно. Нравственное воспитание должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, установленных и регламентируемых средой. Ни педагог, ни ребенок не должны замечать, что речь идет о воспитании и обучении морали и нравственности. Нравственным будет поведение, которое связано со свободным выбором его социальных форм.

    В психологическом смысле нравственное всегда свободно. Целомудрие, купленное ценой боязни, грязнит душу хуже разврата, так как вызывает в психике ребенка борьбу между потребностями и рабским страхом. Приучать ребенка что-либо делать надо не из боязни, а из того, что есть лучший выбор.

    1– й уровень – преднравственный (характерен для детей в возрасте от 4 до 10 лет). Суждения выносятся и определяются внешними обстоятельствами, точки зрения других людей не принимаются в рас-чет:1-я стадия – суждения выносятся в зависимости от последствий поступка: чего он заслуживает – поощрения или наказания; 2-я стадия – суждения выносятся в соответствии с пользой, которую можно извлечь из поступка. Здесь происходит учет личного интереса.

    Это наш период, очень важен, т.к. дети проигрывают все дальнейшие социальные связи: главное для взрослых – что мы демонстрируем детям, как взаимодействуем в социуме и какие поступки совершаем.

    Остальные уровни полезно проговорить потому, что у педагогов есть дети разных возрастов.

    2– й уровень – конвенциональный (10–13 лет). На этом уровне человек, оценивая действия и поступки других и самого себя, придерживается социальных норм и социальных ролей и учитывает то, как оценят поступок другие люди: 3-я стадия – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение со стороны других людей; 4-я стадия – суждение выносится на основе уважения к власти, законам и существующему порядку.

    3– й уровень – постконвенциональный (с 13 лет). Это уровень «истинной» морали, когда человек судит о поведении исходя из своих собственных критериев, которые он вырабатывает самостоятельно. Для этого уровня нравственного развития необходим достаточно высокий уровень развития рассудочного мышления.

    4– я стадия: поступок может быть оправдан с точки зрения прав человека: некоторые общественные законы в экстренных ситуациях могут быть нарушены.

          5– я стадия: поступок расценивается как «правильный», если продиктован совестью человека и осуществлен во имя ценности жизни. Законы, правила и мнения других людей уходят на второй план.

    Эта мысль была подтверждена ещё Л.С. Выготским, который говорит, что «причины моральной дефективности» следует искать не в ребёнке, а вне его — в социально-экономических и культурно-педагогических условиях, в которых рос и развивался ребёнок. В других условиях, благоприятных для детского развития, в другой среде трудный ребёнок очень быстро утрачивает черты моральной дефективности и становиться на новый путь». Таким образом, оздоровлении среды — задача тех, кто имеет отношение к воспитанию.

    1.Нет ничего более эффективного в воспитании, чем пример, который даёт образец, модель поведения и тогда моральные сентенции становятся лишними. И. Ильин говорит, что воспитание не должно сводиться к словесной проповеди, оно должно сообщить ребёнку новый способ жизни.

    2. Усвоение нравственных категорий должно идти параллельно с формированием добрых привычек. Большое внимание формированию привычек уделяет К.Д Ушинский: «Добрая привычка есть нравственный капитал... употреблять свою силу — силу сознательной воли и возводить нравственное здание своей жизни всё выше и выше, не начиная каждый раз своей постройки с основания и не тратя своего сознания и своей воли на борьбу с трудностями, которые были уже раз побеждены»

    К.Д. Ушинский указывает на то, что условиями выработки привычек являются периодичность, время и постепенность. Об искоренении вредных привычек говорит: « Если же мы, искореняя привычку, не дадим в тоже время деятельности ребёнку, то поневоле будем действовать по-старому». В педагогическом опыте А.С. Макаренко вредные привычки его воспитанников искоренялись сами собой. Как? Через включение детей в коллективный труд и выработку добрых привычек.

    В практикуме А.В. Петровского по возрастной и педагогической психологии приводится такая задача: Дети гуляли во дворе. В полдень на балкон вышла мама Вовочки и стала звать его обед, он отказывался. Шли долгие пререкания. Наконец Вовка сдался и сказал: «Ладно, спускай сюда!» Мать в недоумении сказала: «Но, как же?» Затем ушла , а через несколько минут с балкона стал спускаться суп на верёвочке и завёрнутая в салфетку ложка!» Всё это происходило на глазах у ребят. Один из них а возмущении сказал: «Ну и гад же ты!»

    Затем студентам предлагалось прокомментировать особенности воспитания Вовочки.

    Через несколько лет мне в руки попалась другая книжка А.В. Петровского, где он вспоминая эту педагогическую задачу, рассказывает о ней. Оказалось, что описанный в задаче случай действительно произошёл в одном московском довоенном дворике, где одним из присутствующих при этом мальчишек был он. Все ребята, в том числе и Вовочка погибли. Умерли и родители Вовочки. Когда опустевшую квартиру стали убирать, то нашли документ, в котором говорилось, что Владимир такой-то расстрелян за дезертирство. Все остальные ребята погибли смертью героев.

    Петровский размышляет: Не связана ли судьба этого человека с воспитанием? Как Вы думаете?

    Создание достойных альтернатив

     Включение в жизнь детей и подростков разумных, достойных и соответствующих возрасту альтернатив. «Никакое принуждение не уничтожает сущностно ни атома зла.

    Подвести педагогов к выводу:

    Человек, которому в жизни хорошо, не будет совершать плохие поступки.

    Плохие поступки совершают люди, имеющие какую-то внутреннюю боль.

     Самым лучшим и оберегающим нас самих может быть правило в жизни:

    «Не делай и не желай другим того, чего не желал бы себе»,

    а еще проще –

    ТВОРИ ДОБРО !

    (в заключении можно использовать клип Игоря Матвиенко к песне «Жить», а также посоветовать педагогам вместе с семьями зайти на сайт «жить.рф»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника».

    Консультация для родителей на тему «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника».      В работе с родителями по данной теме педагог должен решить следующие задачи:1....

    Консультация "Игра - как средство нравственного развития дошкольника"

    Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, действий, отношений, позволяющая стать  причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равн...

    Консультации для воспитателей Игра как средство нравственного развития дошкольника

    Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человек...

    Консультация для родителей по духовно- нравственному развитию дошкольников

    Консультация для родителей по духовно- нравственному развитию дошкольников...

    Консультация "Духовно-нравственное развитие дошкольников"

    Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

    Консультация для педагогов. Тема "Нравственное воспитание дошкольников"

    Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ~ процесс сложный и длительный. Это кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и...

    Мастер-класс для педагогов «Педагогический проект – метод социально-нравственного развития дошкольников»

    Цель: создание условий для диалогического общения участников мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить теоретические знания участников мастер-класса по вопросу создания и использования в практике работы ме...