Консультация - дискуссия для педагогов: «Роль педагога в нравственном развитии дошкольников»
консультация на тему

Валькова Наталья Викторовна

Данная консультация была проведена с воспитателями ДОУ в рамках годовой задачи "Нравственно-патриотичекое воспитание дошкольников".

Главная задача психолога подвести педагогов к осознанию первостепенной важности собственного нравственного поведения и его демонстрации  

в процессе непосредственного общения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ravstvennoe_razvitie.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация - дискуссия для педагогов:

 «Роль педагога в нравственном развитии дошкольников»

Предложить педагогам ответить на вопросы и сформулировать определения:

  • Что такое нравственность, нравственное воспитание?
  • Назовите признаки безнравственного поведения

Теоретическая справка

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Понятие “нравственность” и “мораль” часто отождествляются. Но мораль – это категория общественно- историческая. Нравственность- категория внутренняя, отражающая нравственные потребности, которые зарождаются и претерпевают сложное развитие внутри личности.

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Рефлексия для педагогов

  • Какую книгу последнюю прочитали? Как давно это было? Что она Вам дала для личностного развития? Привела ли Вас к какому-нибудь осмыслению в своей жизни?
  • Совершаете ли Вы плохие поступки в жизни? Вы делаете это публично или стараетесь делать это в тайне?
  • Если Вас посещают плохие мысли, или Вам хочется совершить плохой поступок, что является сдерживающим моментом, какой ограничитель? Если бы вы точно знали, что ограничителя не будет и не будет ответственности перед кем-то Вы бы это совершили?
  • Есть ли в  Вашей жизни поступок, которого Вы стыдитесь? Что подтолкнуло Вас его совершить? Какие Вы чувства испытывали тогда? Какие сейчас? Повлиял или еще влияет ли этот поступок на Вашу жизнь?
  • Как вы думаете , если бы мы могли видеть наши негативные поступки со стороны, как в кино, как бы мы выглядели внешне? Нарисуйте мысленно свой портрет. На кого из героев сказок мы были бы похожи?

(видио « Агрессивное поведение воспитателя с детьми в детском саду». Как выглядит гнев и безнравственное поведение со стороны»)

Главные моменты в нравственном воспитании

О чтении книг?: Между интеллектом и нравственным поведением существует гибкая связь: умственное развитие является благоприятным условием для нравственного воспитания, но высокий интеллект не является гарантией морального поведения.

Методы воспитания нравственности: что на Ваш взгляд является определяющим в нравственном воспитании детей?

Личный пример – нравственное поведение взрослых

(в презентации показать фото «Вы уже были ребенком, а ребенок взрослым еще нет»)

С психологической точки зрения обучать морали, читать проповеди на темы морали бессмысленно. Нравственное воспитание должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, установленных и регламентируемых средой. Ни педагог, ни ребенок не должны замечать, что речь идет о воспитании и обучении морали и нравственности. Нравственным будет поведение, которое связано со свободным выбором его социальных форм.

В психологическом смысле нравственное всегда свободно. Целомудрие, купленное ценой боязни, грязнит душу хуже разврата, так как вызывает в психике ребенка борьбу между потребностями и рабским страхом. Приучать ребенка что-либо делать надо не из боязни, а из того, что есть лучший выбор.

1– й уровень – преднравственный (характерен для детей в возрасте от 4 до 10 лет). Суждения выносятся и определяются внешними обстоятельствами, точки зрения других людей не принимаются в рас-чет:1-я стадия – суждения выносятся в зависимости от последствий поступка: чего он заслуживает – поощрения или наказания; 2-я стадия – суждения выносятся в соответствии с пользой, которую можно извлечь из поступка. Здесь происходит учет личного интереса.

Это наш период, очень важен, т.к. дети проигрывают все дальнейшие социальные связи: главное для взрослых – что мы демонстрируем детям, как взаимодействуем в социуме и какие поступки совершаем.

Остальные уровни полезно проговорить потому, что у педагогов есть дети разных возрастов.

2– й уровень – конвенциональный (10–13 лет). На этом уровне человек, оценивая действия и поступки других и самого себя, придерживается социальных норм и социальных ролей и учитывает то, как оценят поступок другие люди: 3-я стадия – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение со стороны других людей; 4-я стадия – суждение выносится на основе уважения к власти, законам и существующему порядку.

3– й уровень – постконвенциональный (с 13 лет). Это уровень «истинной» морали, когда человек судит о поведении исходя из своих собственных критериев, которые он вырабатывает самостоятельно. Для этого уровня нравственного развития необходим достаточно высокий уровень развития рассудочного мышления.

4– я стадия: поступок может быть оправдан с точки зрения прав человека: некоторые общественные законы в экстренных ситуациях могут быть нарушены.

      5– я стадия: поступок расценивается как «правильный», если продиктован совестью человека и осуществлен во имя ценности жизни. Законы, правила и мнения других людей уходят на второй план.

Эта мысль была подтверждена ещё Л.С. Выготским, который говорит, что «причины моральной дефективности» следует искать не в ребёнке, а вне его — в социально-экономических и культурно-педагогических условиях, в которых рос и развивался ребёнок. В других условиях, благоприятных для детского развития, в другой среде трудный ребёнок очень быстро утрачивает черты моральной дефективности и становиться на новый путь». Таким образом, оздоровлении среды — задача тех, кто имеет отношение к воспитанию.

1.Нет ничего более эффективного в воспитании, чем пример, который даёт образец, модель поведения и тогда моральные сентенции становятся лишними. И. Ильин говорит, что воспитание не должно сводиться к словесной проповеди, оно должно сообщить ребёнку новый способ жизни.

2. Усвоение нравственных категорий должно идти параллельно с формированием добрых привычек. Большое внимание формированию привычек уделяет К.Д Ушинский: «Добрая привычка есть нравственный капитал... употреблять свою силу — силу сознательной воли и возводить нравственное здание своей жизни всё выше и выше, не начиная каждый раз своей постройки с основания и не тратя своего сознания и своей воли на борьбу с трудностями, которые были уже раз побеждены»

К.Д. Ушинский указывает на то, что условиями выработки привычек являются периодичность, время и постепенность. Об искоренении вредных привычек говорит: « Если же мы, искореняя привычку, не дадим в тоже время деятельности ребёнку, то поневоле будем действовать по-старому». В педагогическом опыте А.С. Макаренко вредные привычки его воспитанников искоренялись сами собой. Как? Через включение детей в коллективный труд и выработку добрых привычек.

В практикуме А.В. Петровского по возрастной и педагогической психологии приводится такая задача: Дети гуляли во дворе. В полдень на балкон вышла мама Вовочки и стала звать его обед, он отказывался. Шли долгие пререкания. Наконец Вовка сдался и сказал: «Ладно, спускай сюда!» Мать в недоумении сказала: «Но, как же?» Затем ушла , а через несколько минут с балкона стал спускаться суп на верёвочке и завёрнутая в салфетку ложка!» Всё это происходило на глазах у ребят. Один из них а возмущении сказал: «Ну и гад же ты!»

Затем студентам предлагалось прокомментировать особенности воспитания Вовочки.

Через несколько лет мне в руки попалась другая книжка А.В. Петровского, где он вспоминая эту педагогическую задачу, рассказывает о ней. Оказалось, что описанный в задаче случай действительно произошёл в одном московском довоенном дворике, где одним из присутствующих при этом мальчишек был он. Все ребята, в том числе и Вовочка погибли. Умерли и родители Вовочки. Когда опустевшую квартиру стали убирать, то нашли документ, в котором говорилось, что Владимир такой-то расстрелян за дезертирство. Все остальные ребята погибли смертью героев.

Петровский размышляет: Не связана ли судьба этого человека с воспитанием? Как Вы думаете?

Создание достойных альтернатив

 Включение в жизнь детей и подростков разумных, достойных и соответствующих возрасту альтернатив. «Никакое принуждение не уничтожает сущностно ни атома зла.

Подвести педагогов к выводу:

Человек, которому в жизни хорошо, не будет совершать плохие поступки.

Плохие поступки совершают люди, имеющие какую-то внутреннюю боль.

 Самым лучшим и оберегающим нас самих может быть правило в жизни:

«Не делай и не желай другим того, чего не желал бы себе»,

а еще проще –

ТВОРИ ДОБРО !

(в заключении можно использовать клип Игоря Матвиенко к песне «Жить», а также посоветовать педагогам вместе с семьями зайти на сайт «жить.рф»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Тема "Нравственное воспитание дошкольников"

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ~ процесс сложный и длительный. Это кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и...

Консультация для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное развитие дошкольников в ходе организованной проектной деятельности»

Консультация для педагогов ДОУ«Духовно-нравственное развитие дошкольниковв ходе организованной проектной деятельности»...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством проектной деятельности"

Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности....

Консультация для педагогов. «Духовно-нравственное развитие дошкольников в ходе организованной проектной деятельности»

laquo;Духовно-нравственное развитие дошкольников в ходе организованной проектной деятельности»...

Консультация для родителей «Программа «Истоки» — воспитание духовно-нравственного развития дошкольников»

Мы приглашаем Вас принять активное участие в духовно-нравственном развитии наших детей....