Проектная деятельность "Детский сад будущего"
проект (средняя группа) на тему

Лабутина Наталия Александровна
Познакомиться с профессиями: воспитатель, младший воспитатель, повар, прачка, дворник, музыкальный работник, медицинский работник. Определить, какими качествами должны обладать люди той или иной профессии. Создавать условия для развития предметно-развивающей среды. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, приобретение возможности каждой семье принять участие в проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mdou_no140.docx55.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методический и практический материал по проекту «Мы играем в детский сад».

Целевой проект

«Детский сад будущего»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название раздела

Содержание раздела

Краткое название проекта

Полное название проекта

«Город мастеров» 

«Формирование у дошкольников ранних  представлений о профессиях взрослых».

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №140» г. Ярославль

Авторы проекта

Лабутина Наталия Александровна, Павлова Мария Алексеевна, Фролова Светлана Владимировна

Основная идея проекта (гипотеза)

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий в детском саду будет эффективным, если:
- осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру;
- используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий 
- создана доступная, комфортная развивающая предметно –пространственная  среда.

Цель проекта

 Сформировать представления детей о мире современных профессий, связанных с трудом людей в детском саду

Задачи проекта

Познакомиться с профессиями: воспитатель, младший воспитатель, повар, прачка, дворник, музыкальный работник, медицинский работник.

Определить, какими качествами должны обладать люди той или иной профессии.

Создавать условия для развития предметно-развивающей среды

Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, приобретение возможности каждой семье принять участие в проекте.

Предполагаемый результат

Дети знают о профессиях работников детского сада.

Имеют представление о личностных качествах каждой профессии, о соответствующих атрибутах, специальной одежде.

В группе создана развивающая среда в соответствии с тематикой проекта.

Развили познавательную активность, творческие способности средствами разных видов художественно-продуктивной деятельности, коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

Приобрели опыт продуктивного взаимодействия друг с другом.

Родители самостоятельно осуществляли поиск информации из разных источников.

Совместно с взрослыми осуществляли подбор различных материалов для продуктивной деятельности и создавали продукты этой деятельности (макет).

Возросла речевая активность детей в разных видах деятельности.

Педагоги повысили свое профессиональное мастерство.

Этапы реализации     проекта

1 этап – подготовительный (с 01.09.16. по 30. 09.16.)

мониторинг, создание условий для реализации проекта.

2 этап – основной (с 03. 10.16. по 09. 11.16.)

Реализация системы содействия развитию знаний детей о профессиях взрослых в детском саду

3 этап – итоговый (с 10.11.16. по 30.11.16.):

Сбор и обработка материалов (анкет, мониторинг);

Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;

Обобщение материала проекта. 


Актуальность проекта.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития познавательной потребности ребенка. По своей природе дети любознательны. Удовлетворяя свое любопытство, детям гораздо интереснее самим все потрогать, разобрать, сделать что-то своими руками. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют детские виды деятельности - игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Ребенок исследует окружающий мир, движимый интересом и любопытством, его интересует абсолютно всё и он не жалеет ни времени, ни сил, чтобы познать мир. В век стремительного прогресса научно-технической мысли дети растут в насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Неудивительно, что некоторые дети уже в дошкольном возрасте имеют элементарные представления о солнечных батареях, бывали в планетарии и тема космоса им очень интересна, они знают про кондиционеры и увлекаются разными видами спорта.

Но при этом дети ходят каждый день в детский сад, и по результатам мониторинга детей на начало учебного года, выявлено, что знания детей о детском саде в целом, достаточно поверхностны. Решено реализовать проект «Детский сад будущего», в рамках которого, и будут даны, и систематизированы более глубокие знания о детском саде и людях, которые в нем работают.

Цель: сформировать представления детей о мире современных профессий, а именно профессий детского сада.

Задачи:

1. Выявить знания о профессиях. Познакомиться с профессиями: воспитатель, младший воспитатель, прачка, повар, дворник, музыкальный руководитель, медицинский работник.

2. Определить, какими качествами должны обладать люди той или иной профессии.

3. Сформировать  представления детей о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы;

4. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

5. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, приобретение возможности каждой семье принять участие в проекте.

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.

Тип проекта: среднесрочный (с 01.09.16. по 30. 11.16.).

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети познакомились с профессиями в детском саду: воспитатель, младший воспитатель, повар, прачка, дворник, музыкальный работник, медицинский работник.
  2. Сформированы  представления о личностных качествах каждой профессии, о соответствующих атрибутах, специальной одежде.
  3. Приобрели опыт продуктивного взаимодействия друг с другом.
  4. Совместно с взрослыми осуществляли подбор различных материалов для продуктивной деятельности и создавали продукты этой деятельности (макет).
  5. Возросла речевая активность детей в разных видах деятельности.
  6. Педагоги повысили свое профессиональное мастерство.
  7. Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий;
  8. Умеют отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий;
  9. Имеют представление о востребованных в обществе профессиях;
  10. Родители проявляют активность в воспитании и образовании детей;
  11. Обогатилась развивающая предметно – пространственная среда детского сада.

Содержание:

Этапы:

1 этап – подготовительный (с 01.09.16. по 30.09.16.)

  • Анализ методического обеспечения, ресурсных возможностей

Перечень методической литературы по данной теме:

  1. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками 4-7 лет», М. 2015
  2. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» М, 2015
  3. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского  сада», Воронеж, 2014
  4. Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет» М, 2013
  5. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М,2015
  6. И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» М, 2015
  7. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет» М, 2014
  8. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, С.Н. Толстякова «Детский сад будущего» М, 2010 (приложение к журналу «Управление ДОУ» №4)
  9. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» Занятие №25 стр.60
  10. Э.П. Короткова «Обучение рассказыванию в детском саду» Игра – занятие «Кто вместе с Мишкой играл в кубики?» ст.24
  11. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий  в средней группе детского сада»,2007
  • Мониторинг (не заполнять до разработки единой таблицы проектной группой),

Создание условий для реализации проекта (план модернизации РППС группы)

  1. Игры на развитие мелкой моторики. Шнуровка.
  2. Лото «Профессии»
  3. Дидактическая игра «Кем быть»
  4. Дидактическое пособие «Профессии»
  5. Развивающие игры «Любимые сказки», «Что такое хорошо и что такое плохо»
  6. Набор посуды «Повар»
  7. Медицинские принадлежности: колбочки, пипетки, вата, бинт, баночки с разноцветными крышками и т.д.
  8. Лего
  9. Набор животных для зоопарка
  10. Макет

- Определение перечня профессий для своей возрастной группы

Воспитатель

Младший воспитатель

Медицинский работник

Повар

Прачка

Дворник

Музыкальный работник

  • Методические материалы (тематические беседы, экскурсии, конспекты образовательных ситуаций)  см. приложение
  • Создание центров интерактивной игровой деятельности по профессиям работников детского сада. Продукт: Пополнили  центры:
  1. Книжный уголок: художественная литература в соответствии с темой проекта, иллюстрации.
  2. Цент сюжетно-ролевых игр:  совместное изготовление атрибутов к играм.
  3. Центр строительно-конструктивных игр:  Лего, напольный крупный конструктор.

Результат: обновление РППС в соответствии темой проекта

2 этап – основной (с 03.10.16. по 09.11 16.)

Реализация системы содействия развитию знаний детей о профессиях взрослых.

3 этап – итоговый (с 10.11.16. по 30.11.16.):

Сбор и обработка материалов (анкет, мониторинг);

Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;

Дети познакомились с профессиями воспитатель, младший воспитатель, прачка, повар, дворник, музыкальный руководитель, медицинский работник. Выяснили, какими качествами должны обладать люди той или иной профессии, соотносят и отбирают орудия труда в соответствии с профессиями людей, повысился интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий  в творческих играх. У детей обогатился словарный запас слов.  Каждая семья активно принимала участие в создании макета, обогащению предметно-развивающей среды, в выставке рисунков «Детский сад будущего», в выставке «Игрушка моего детства разных поколений».

Результатом проекта стал создание макета, играя с которым  дети группы создают воображаемые ситуации, выполняют одну или несколько ролей, моделируют реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

 Выставка рисунков совместно с родителями.

Деятельность педагога:

  1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с трудом взрослых
  2. Разработка конспектов занятий, презентаций по ознакомлению детей с профессиями.

Деятельность детей:

Экскурсии, беседы, праздники, занятия, сюжетно – ролевые игры, блиц - турниры, викторины, чтение художественной литературы, конструирование, коллекционирование, организация выставок рисунков, поделок.

Деятельность родителей:

Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций, альбомов “Кем быть?”, фотогазет.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Месяц/неделя

Мероприятия (тема, задачи)

Материалы и оборудование

Сентябрь

Организация выставки «Игрушка моего детства»  

Цель: Познакомить с детской  игрушкой как наследницей и хранительницей тайн и легенд культуры взрослых.

Игрушки родителей и игрушки детей

Просмотр детьми презентации «Наш любимый детский сад»

Цель: Познакомить детей с детским садом, его особенностями, окружении.

Презентация

Беседа «Наш детский сад»

Цель: Сформировать представления детей о детском саде, в котором они посещают; дать представление о ближайшем окружении детского сада, воспитывать любовь к своему детскому саду.

Фотографии помещений детского сада, фотографии окружения детского сада, конструктор.

Беседа: «Знакомство с профессией воспитатель».

Цель: Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей.

Расширять знания и представления о профессиях.

Серия наглядных картинок

Беседа: «Знакомство с профессией младшего воспитателя»

Цель: познакомить с профессией помощника воспитателя, закрепить название орудий труда, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду, вызвать желание быть активным помощником, развивать самостоятельность у детей.

Швабра, ведро, тряпочка и губка, специальная одежда, план подсказка, карточка с изображением предметов.

Конструирование «Детский сад будущего»

Цель: Развивать умение фантазировать, самостоятельно создавать постройку по своему замыслу, отбирать необходимый материал. Воспитывать желание самостоятельно конструировать.

Конструктор разного вида

Беседа: «Знакомство с профессией дворник»

Цель беседы: дать понятие о труде дворника, о его рабочем инвентаре; воспитывать желание помочь дворнику, развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке; воспитывать аккуратность

Картотека игр  с куклой

Цель: Расширять представление о предметах мебели в группе, их назначении. Формировать умение последовательно выполнять цепочку игровых действий. Воспитывать интерес к труду, желание принимать посильное в нем участие.

Метла, лопата, грабли, тележка, шланг для полива, перчатки, картинки с изображением инструментов.

Кукла, игровой набор мебели, одежда для куклы, детская посудка.

        Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры; широко и творчески использовать способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые условия с новыми; динамично развертывать сюжет в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы; согласованно взаимодействовать с 1-2 сверстниками, моделировать ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливать разнообразные ролевые связи в игре.

Игрушки, театрализованные шапочки.

Чтение художественной литературы:

А. Потапова «Кто больше любит маму», «Такой мой герой Танечка», «Моё», «Сережин огород», «Хорошие слова», «Сказка про детский сад»,

О.Высотская «Мы прищли в детский сад»,

Е. Тараховская «Тихий час»,

Н.Найденова «Наши игрушки»,

С.Питиримов «Детский сад»,

Зайка идет в садик» Проблемы адаптации

Октябрь

Беседа о профессии повар.

Цель беседы: дать представление детям о профессии повара; о его профессиональных действиях и предметах, необходимых для работы; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.

Иллюстрация повара, халат, колпак, посуда.

Лепка «Чайный сервиз для игрушек»

Цель: Учить детей лепить посуду конструктивным способом.  Вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.  Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

Пластилин, стеки, клеенки, салфетки бумажные, Таблица с вариантами декора.

Игровые ситуации «Из чего сделаны игрушки»

Обогащать и совершенствовать представления детей об игрушках, материалах, из которых сделаны игрушки. Учить использовать обобщающее понятие «Игрушки», Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств.

Развивать зрительную память, связную речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Кукла, игрушки из различных материалов, коробка или корзина для игрушек, разрезные картинки по теме «Игрушки», предметные картинки: барабан, мяч, юла, матрешка, деревянные матрешки, лото «Игрушки».

 «Знакомство с профессией медсестра в детском саду»

Цель беседы: познакомить детей с профессией медицинской сестры; пополнять словарь детей медицинской терминологией; знакомить с правилами безопасности в обращении с лекарствами.

Иллюстрация « медицинский кабинет», градусник, стетоскоп, специальные палочки – шпатели,

Совместная деятельность с родителями рисунок «Детский сад будущего»

Цель: Развитие детского творчества, фантазии совместно с родителями.

Беседа: « Знакомство с профессией прачка».

Цель беседы: дать представление детям о профессии прачка; о его профессиональных действиях и предметах, необходимых для работы; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду

Детская стиральная машина, центрифуга, утюг, стиральный порошок, хозяйственное мыло, перчатки, картинки с изображением инструментов.

Чтение художественной литературы:

П.Синявский «Наш портрет», «Мы подружились в детском саду»

Е.Гуданов «Наша группа», «Друзья»

Н. Мигунова «Друзья»

Н.Ярославцев «Королева детского сада»        

Ноябрь

Д/и «Профессии», «Собери дочку в детский сад», «Узнай на ощупь», «У каждой игрушки своё место», « Найди игрушку из такого же материала», «Чудесный мешочек».

Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые для определенной профессии.

Мешочек, одежда, орудия труда.

Беседа: «Знакомство с профессией музыкальный руководитель».

Цель беседы: дать представление детям о профессии музыкальный руководитель; о его профессиональных действиях и предметах, необходимых для работы; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.

Детское пианино

Рисование «Любимая игрушка».

Знакомить с названиями игрушек; учить сравнивать их по размеру, материалу, правильно употреблять форму множественного числа, воссоздавать образ любимой игрушки  в детском саду на листе бумаги.

картотека загадок, картинки с изображением игрушек, мешочек с игрушками, листы бумаги и цветные карандаши.

Познавательная деятельность «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь»

Цель: Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Фотографии помещений детского сада, фото детей, занимающихся разными видами деятельности, лист ватмана,клей, кукла

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: Закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед.инструменты, спец.одежда для повара, медсестры и др.

Конспект НОД в средней группе «Я и мои друзья»  

Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость». Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать социальные чувства, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Чтение художественной литературы:

С.Баруздин «Про Светлану»

С.Макеев «Настин секрет»

В.Воронкова «Первая любовь»

Р.Алдонина «Детский сад и каблучки»

Записи песен  В. Шаинского о друге,  дружбе, игрушка – Буратино, магнитофон, ширма, «сердечки», клубок ниток, маленькие подушки, одеяло на «островок дружбы», кружки и волшебная копилка.

В разделе мероприятия прописать тезисно: НОД, художественное творчество, беседы, экскурсии, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры-драматизации и пр.

Методические материалы: приложить конкретные конспекты мероприятий, игр, экскурсий, бесед и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.

   Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...

Проектная деятельность "Наши будущие защитники"

Проектная деятельность "Наши будущие защитники"...

Проектная деятельность "Мы будущие защитники"

В нашей группе мы провели проект на тему "Мы будущие защитники", посвященный 23 февраля. Дети с удовольствием знакомились с профессиями военнослужащих и силовых структур, делали творческие работы, игр...

Проектная деятельность "Мы будущие космонавты"

Данный проект проводился в старших возрастных группах №2 и №4 совместно с воспитателями. Дети  с удовольствием выполняли задания как в ДОУ, так и дома с родителями, в группах оформляли выставки ...

Проектная деятельность "Роботы будущего"

В данном разделе размещен методический материал, методические разработки из опыта работы по роботехнике...

Проектная работа "Мы- будущие агрономы"

Проектная деятельность по познавательному развитию для старших дошкольников "Мы - будущие агрономы!"...

Итоговое занятие по проектной деятельности "Мы - будущие защитники нашей родины" средняя группа

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в средней группе "Мы - будущие защитники нашей Родины"...