Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Селезнева Татьяна Ивановна

Методические рекомендации в помощь музыкальному руководителю и педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _metodicheskie_rekomendatsii_prilozhenie_1.12.docx709.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ САКМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЁЗКА»

Методические рекомендации

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

В помощь музыкальному руководителю и воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Основные требования к музыкальным уголкам в группах.

08.04.2016год

Составила :Музыкальный руководитель

Сакмарский детский сад «Березка»

Селезнева Татьяна Ивановна


Содержательный раздел

Структура музыкальности

Слушание музыки- как вид деятельности

в дошкольном возрасте

Пение как вид деятельности в дошкольном возрасте

Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ

Музыкально-ритмическое развитие дошкольников

Детский фольклор в музыкальном развитие дошкольников

Формы организации музыкальной деятельности

Организация музыкально-игровой деятельности детей в ДОУ

Литература

Актуальность:

     Идеей взгляда на музыкальное воспитание, как  на педагогическую проблему целостного развития личности ребенка. Такая постановка проблемы обусловлена перестройкой современного педагогического мышления к личностно ориентированному обучению, введением в Федеральные образовательные государственные стандарты нового поколения требований к развитию личностных качеств детей средствами искусства. Обучение личности, предполагает у педагога гуманистическое миропонимание и мироощущение, владение субъективно-смысловыми подходами к применению знаний, умение находить средства воспитательного воздействия, исходя из индивидуальности ребенка.

Музыкальное развитие трактуется как процесс, который включает в себя не только развитие музыкальной способностей, но и развитие личностных ребёнка.

Ведущая деятельность дошкольного возраста – это музыкально-игровая, связанная с целостным развитием ребёнка, который через игру знакомит и осваивает современность жизни.

Структура музыкальности и ее характеристика у детей в дошкольном возрасте:

Основой, ядром музыкальности или музыкальной одаренности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Это понятие сформулировал Б. М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей». Исходя из его слов у музыкального человека, музыка вызывает поток эмоциональных и интеллектуальных процессов, возникновение образов и ассоциаций. Эмоциональная отзывчивость - особая восприимчивость индивида к звучащей музыке, повышенная впечатлительность от нее, способность чувствовать, переживать, вживаться в её образы в процессе её восприятия.

Ведущая роль эмоциональной отзывчивости в структуре музыкальных способностей соответствует специфике музыкально-художественного мышления, суть которого в эмоциональном переживании.

Обязательные компоненты структуры музыкальности – это ансамбль музыкальных способностей: музыкальная память, музыкальный слух,  ладовый и тембровый способность к различению метро-ритма. Музыкально-исполнительские дарования связанны от природы исполнительским аппаратом: ловкость и координация игровых движений, тембр и сила голоса, пластичность рук в зависимости от вида музыкальной деятельности.  

Главную суть музыкальности составляют взаимоотношения музыкальных способностей,   эмоционально-психологическая активность личности при восприятии музыки, связь  с эмоциональной отзывчивостью на музыку. Не случайно музыкальная педагогика и психология используют понятия «ладовое чувство», «чувство ритма», которые и выражают единство эмоционального компонента музыкальности слуха.

Чем богаче и разнообразнее будут впечатления, тем естественнее ребёнок будет усваивать смысл музыкальной выразительности. К жизненным ощущением и впечатлениям относятся: речевые, зрительные, слуховые и двигательные ощущения.

Особое значение в музыкальном развитии детей занимает музыкальная игра. Игры получают обозначения уточняющие и конкретизирующие в связи с той или иной фермой практической деятельности: игры пластические(импровизации), игры интонационно-речевые, музыкально-диалоговые, игры со звуками. Дети очень любят рисовать под музыку, играть на детских музыкальных инструментах.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей старшего дошкольного возраста характеризуется музыкально-игровой деятельностью и определяется уровнем эмоциональной отзывчивости в музыкальной деятельности в диагностическом задании(высокий, средний, низкий уровень). освоению элементов музыкального языка. При этом главным «инструментом» является сам ребенок, его тело: голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки; выразительные жесты, озвученные с помощью движений, различных предметов и детских инструментов. Одновременно ребенок является и исполнителем, и создателем этой игры.

Двигательная импровизация под музыку определяется множеством танцев, движений(подскоки, притопы, кружение, различные шаги, перестроения, движения руками(кистями), перебежки, прыжки),движения и мягкие, пластичные и быстрые ритмичные, движения со словами

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности в дошкольном возрасте:

Восприятие музыки в процессе слушания - активная творческая деятельность. Развитие у детей навыков слушания музыки необходимо уже в дошкольный период.

Радио, телевидение, аудио – видеотехника вытесняет из нашей жизни формы серьёзного художественного общения с музыкой. «Послушать музыку» в наше время чаще всего означает приятную беседу и отдых на фоне звучащей музыки.

Нередко звуковой фон представляет собой образцы массовой продукции, принимает весьма агрессивные формы и становится опасным для неустойчивой психики.

 Психологи говорят сегодня о «новом заболевании» с нежелательными отклонениями в поведении детей – ритмической  интоксикации, т.е.  «отравление» нервной системы детей ритмами современной эстрады. Поэтому педагоги ДОУ придерживаются стратегии взаимодействия ребёнка с миром музыки.

Отбор музыкальных произведений, постоянное внедрение музыки в жизнь ребенка, серьёзное внимательное общение с музыкой – всё  это благоприятно влияет на психику детей. Желательно с детского возраста  посещение музыкальной филармонии, музыкального театра, знакомство детей с музыкально-литературными композициями.

Музыкальный репертуар используемый в  работе с детьми должен быть высоко-художественным, эмоционально- окрашенным и доступным по своей образности ребенку , тогда постепенно развивается мышление, умение высказывать свои мысли, своё мнение, обогащается речь, обновляется словарный запас.

Разработанная Д.Б. Кабалевским программа музыкального воспитания представляется за основу формирования музыкальной культуры.

Д.Б.Кабалевский предусмотрел разнообразные формы активизации восприятия музыки: подпевание мелодии, объединение с музыкой других видов искусства(живописи, литературы, поэзии). Недаром многие программы музыкального воспитания в ДОУ основываются на методических приёмах, разработанных Д.Б Кабалевским.

В работе с детьми используется самая разнообразная музыка: отечественная и зарубежная классика, фольклор, творчество мастеров наших дней. Принцип доступности для восприятия детьми музыки, открывает возможности восприятия эмоционального содержания, соответствие чувствам, которые дети способны переживать.

Современные отечественные программы воспитания в ДОУ «Гармония»,  «Радуга», «Детство»,  «Росток», «от ноля до школы», которые характеризуются широким подбором музыкального репертуара для слушания.

Восприятие музыки активизируется словесным и практическим методом.

Словесный метод – обсуждение, проговаривание, объяснение, рассуждение.

Этапы словесного метода:

-краткое эмоциональное вступление педагога

- внимательное сосредоточенность прослушивания музыки детьми

- совместное обсуждение, впечатления о музыке, его образность содержания.

- повторное прослушивание

Практический метод –сочетание восприятия музыки и практические действия, помогающие «пропустить через себя» музыку, выразить её характер: шумовое аккомпанирование, подпевание, рисование музыки.

Пение как вид музыкальной деятельности в дошкольном возрасте:

Пение занимает ведущее место в дошкольном музыкальном воспитании. Певческий голос, который дан ребёнку природой, сравнивают с музыкальным инструментом.

Педагог должен поддерживать и воспитывать любовь детей к пению, желание выражать в пении настроение, сопровождается играми, движениями.

Обучение пению тесно связано с психа-физиологическими процессами развития голоса. В результате обучения правильному звукоподражанию возникает чистота интонации, правильное дыхание, четкая дикция, правильная артикуляция.

Детская диафрагма расположена выше, чем у взрослого, глубокие вдохи детям недоступны, дыхание у них слабое, поверхностное, поэтому дошкольники почти «говорят» в ритме песни, т.к. короткое дыхание затрудняет протяжность, напевность звука.

Период от 4-х до7 лет характеризуется непрерывным ростом голосового аппарата и постоянным изменением мышц. Гортань 7-ми летнего ребенка на сантиметр короче чем у взрослого, мышцы рта и язык малоподвижны, голосовые связки короткие.

У некоторых детей быстрее растет гортань, а у других интенсивнее развивается артикуляционный аппарат, а у третьих быстрее формируются органы дыхания и т. д. Если голос и музыкальный слух развиваются равномерно ребёнок поёт верно, протяжно, естественно.

Работа над дикцией и артикуляцией в дошкольном возрасте очень велика, поскольку у многих детей присутствуют, речевые дефекты. Прекрасными упражнениями скороговорки, потешки, чистоговорки:

Саша шла шла шла

Саша сушку нашла

Саша сушку сосала

Сушка Саше помогла.

                                                                                         « Я едва мигнуть успел,

Ты две миски наши съел

Та-та-та, да-да-да

Это вовсе не беда!

Хочешь дам тебе конфет?

Ты их любишь или нет?

Та-та-та, да-да-да

Я не ем их никогда!

«Ой ребята та-ра-ра!

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах

В позолоченных серьгах».

Для формирования речевого дыхания необходимо развитие правильного дыхания – спокойного вдоха и медленного выдоха,в качестве упражнений используются песни – игры, голосянки:

«Станем мы братцы, голосяночку тянуть

Тянем-потянем до самой зари-и-и

Тянем-потянем вот как посмотри-и –и

А кто не потянет тому мычать му-у-у

А кто не дотянет тому я сам спо-ю-у-у».

«Завяжися узелок, завяжися узелок

Завяжи-и-ся, завяжи-и ся

Заплетися плетень, заплетися  плетень

Запле-ти-и-ся, запле-ти-и-ся».

Незатейливые песенки детского фольклора могут преобразоваться, досочиняться, варьироваться, т.е. открывается простор детскому интонационному творчеству, используются интонационноречевые игры, способствующие развитию голосового аппарата детей:

Игра «кукушка» «Таня- Саша»  «Эхо».

Музыкально - ритмическое развитие дошкольников

Музыкально-ритмическое движение играет огромную роль в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. С помощью движений ребёнок может» войти  в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить  движущие его закономерности: метрическую пульсацию, чередование или контраст фраз, частей. Движения помогают ребёнку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, реализовать пространственные, двигательные, зрительные ассоциации.

Для детей дошкольного возраста разработана система занятий по музыкально – ритмическому движению. Программы музыкально- ритмического воспитания в ДОУ предусматривают следующие разделы ритмика: музыкальные ритмические упражнения, танцы, пляски, хороводы, музыкальные игры.

В музыкально- ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидные шаги, бега, прыжки, покачивания, разновидные шаги, бега, прыжки, поскоки.

В данный раздел ритмики входят также упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и обязаны с физическим воспитанием ребёнка, развитием его ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок познает мир через телесные ощущения, «мыслить» телом. В музыкально-ритмических упражнениях ребенок  познает возможности своего тела, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться  в осваиваемом им мире. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает для ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы –  весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой.

Основу программ составляют несложные танцы разных народов. Музыкальная форма, структура народного танца  ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко). Контраст звучания музыки реализуется в танце, легко осознается детьми.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, кукол, клоунов, медвежат). Яркие образы и сюжетность характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.

Музыкальная игра как раздел ритмики имеет особое значение в музыкальном развитии детей. В музыкальной игре дети проявляют творчество, комбинируя известные движения.

Жанры детского фольклора в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Игровые, художественно-образные формы фольклора близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте.

Весь детский фольклор поется. Частушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки – это именно песни, причем песни, вовлекающие ребенка в игровое фантазирование. Через эмоционально игровое взаимодействие со взрослыми и детьми ребенок получает первые представления о правилах поведения в окружающем мире:

Считалочка:

«раз, два-синева

Три, четыре – солнце в мире

Пять, шесть – речка есть

Семь, восемь – майки сбросим

Девять, десять – загораем целый месяц!

Частушки

«У меня на сарафане

Косолапы петухи

Я сама не косолапа

Косолапы женихи»

«Эх раз да ещё раз

Мы споём сейчас для вас

Громче хлопайте в ладоши

Мы плясать пойдём сейчас»

 

Шуточная игра – хоровод

«У дедушки Трефона было семеро детей

Семеро, семеро, семеро сыновей

Вот с такими ушами, вот с такими глазами

Вот с такими носами, вот с такими усами

Вот с такой бородой, вот с такой головой

Они не пили и не ели, все на дедушку смотрели

И все делали как я!»

Освоение темпа с детьми лучше всего начинать с контрастных сопоставлений в связи с противоположными эмоциональными  действиями: активное движение – бездействие; бег –  шаг; прыжки – медленный шаг и т. д. Такими упражнениями могут послужить фольклорные игры «День и ночь», «Неумоя»:

«День и ночь»

Дети воображают себя насекомыми: бабочками, жучками, мушками они летают двигаются под музыку «дня» ,а когда «наступает ночь» все замирают на месте, появляется сова, летучие мыши и т. д.

«Неумоя»

Дети сидят на корточках по кругу и поют потешку, хлопая в ладошки:

На моей на лавке

 все сидят ребятки.

Одна - кукомоя Лиза неумоя.

За ей ходит купчик - миленький голубчик,

Говорит: «Не бойся, Лизонька, умойся!»

Неумоя потягивается, позевает, потирает глаза. Купчик за кругом двигается по часовой стрелке.

Затем  дети встают и, взявшись за руки, поднимают «воротца» и купчик ловит неумойку, которая убегает в любые воротца.

Поймав «неумою», «купчик» грозит пальцем и заставляет её «умываться»

Если опираться на жизненные слуховые впечатления человека, на  опыт ориентации в пространстве, то можно выделить устойчивые звукокомплексы –динамика и регистр. Верхний регистр связан с ощущением легкости, прозрачности света. Низкий регистр несет ощущение тяжести, темноты, плотности.

Дети легко осваивают звукокомплексы в интонационно-ритмических играх, основанных на контрастном сопоставлении образов-персонажей, например: «Большие ноги».

«Большие ноги идут по дороге топ – топ – топ.»

«Маленькие ножки бегут по дорожке топи – топи - топ»

Дети ходят по кругу тяжелым, топающим шагом, затем бегают на носочках легко, быстро.

Дети дошкольного возраста легко могут усвоить простые, метрические размеры: 2\4; 4\4; 3\4. Они любят слушать и декламировать стихи, в которых ритмичность  ярко и отчетливо выражена. Речевое интонирование потешки может сопровождаться ритмичной музыкой. Это способствует организации движений в соответствии с акцентами на сильные доли.

«Били лен». (массажные движения на спине ребенка)

«Били лен, били – (стучат кулачками по спине).

Топили, топили –( растирают ладонями).

Колотили, колотили – (похлопывают).

Мяли, мяли – (разминают пальцами).

Трепали, трепали – (трясут за плечи).

Белы скатерти ткали – (чертят ладонями)

«На столы накрывали – (поглаживают)

                                  «Был у зайки огород – (прыгают руками по спине ребёнка)

Ровненьких две грядки – (гладят пальцами)

сверху вниз, сверху вниз – (сверху- вниз)

Там играл зимой в снежки – ( постукивают)

                                    Ну, а летом  в прятки –

                                    (прячут кулачки под под мышки ребёнка)

        Разнообразные интонационно-речевые игры, созданные на основе игровых моделей детского музыкального фольклора, способствуют развитию и формированию голосового аппарата детей и двигательно-игровых моментов.

– интонирование текста в соответствии с характером отгадки на загадку (низким, страшным, таинственным голосом)например из куста шипуля, за ногу тянуля-(змея)

– озвучивание текста соответствующими по тембру инструментами, шипящими голосами, шуршащими предметами;

– сопровождение текста выразительными движениями;

– разыгрывание сюжета, соответствующего тексту.

– игровая драматизация сюжета с разделением детей по ролям («болото», «кочки», «кусты» и т. д.);

 Жесты, речевое интонирование в детских фольклорных текстах, всегда немного утрированы, укрупнены, а поэтому понятны детям, легко усваиваемые и копируемые детьми, например  «Шел мишка к броду»;

Шел мишка к броду – тяжело переваливаются

Бултых в воду – прыгнув, сесть вниз

Уж он мок, мок, мок – трясут кистями рук.

Уж он кис, кис, кис – мотают головой.

Вымок, выкис - встряхивают руками и головой.

Вылез, высох – поднимают голову и выпрямляются.

Встал на колоду - поднимаются, тянутся.

Бултых в воду – прыжком садятся вниз.

Герои песенок и их действия могут быть озвучены шумовыми инструментами. Песенку – игру можно спеть распределив роли: один озвучивает характер шагов, кто-то изображает звучание предмета(колокола), например «Шел козел по мостику»

«Шел козел по мостику, по мостику, по мостику,

Нашел козу без хвостика, без хвостика, без хвостика

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

Все горюшко размыкаем, размыкаем, размыкаем

Одни дети изображают, двигаются, другие озвучивают, потом меняются ролями.

Шел козел тропинкою, тропинкою, тропинкою,

Нашел козу с горбинкою, с горбинкою, с горбинкою

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

Все горюшко размыкаем, размыкаем, размыкаем

И т.д. придумывается различный дополнительный текст и движения, использовать инструменты, которыми можно изобразить природные явления(шум ветра, шелест листьев, дождя, ветра и т.д.)

Формы организации музыкальной деятельности:

Задачами музыкального воспитания дошкольников выступают:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке: эмоциональной отзывчивости, интереса к музыке

- формирование музыкального опыта: багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, навыков музыкального самовыражения - в разнообразных формах музыкальной деятельности.

- формирование основ музыкальной грамотности: первоначальных знаний о музыке, ее жанрах, выразительных средствах.

  Вид занятий: Фронтальное, тематическое, доминантное, комплексное.

 

Методы и приемы музыкальных занятий: Наглядный метод, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный , словесный, практический.

 Музыкальный репертуар характеризуется: художественностью, качественностью исполнения, яркостью музыкальных образов, доступностью детскому восприятию, соответствием виду деятельности и исполнительским возможностям детей.

Речь педагога должна быть эмоциональной, убедительной, доступной детям, педагог должен  владеть музыкальным инструментом, голосом, пластикой. Педагог должен наладить контакт с детьми, удержать их внимание, заинтересовать, увлечь в музыкальную деятельность, осуществить индивидуально- дифференцированный подход к детям, уметь организовать и коллективную и индивидуальную форму работы с детьми.

Уровень музыкального развития детей зависит отих подготовки, от качества усвоения музыкального материала, от  знаний и навыков певческих, ритмических, игры на музыкальных инструментах. Богатство словаря обогащается  при восприятии музыки эмоциональным и  образным высказыванием, активность детей проявляется на занятиях эмоциональном интересе к музыкальному материалу.

     

        Длительность занятия, сбалансированность физических, умственных, эмоциональных нагрузок у детей. Эмоциональная драматургия занятия: начало, завершение, выстраивание эмоциональных кульминаций, разрядок и т. д.

Важной функцией музыкального руководителя является работа с родителями: разъяснение важности отбора музыкальных произведений, которые слышит ребенок дома, привлечение родителей к участию в музыкальных праздниках и развлечениях, консультирование по музыкальному развитию детей в семье, по работе с музыкально одаренными детьми.

Музыкально-игровая деятельность детей в детском саду

Игры на основе колыбельных песен - настоящая музыкотерапия: темп, мелодика, ритмическая структура – направлены на то, чтобы выровнять пульс, дыхание ребенка, снять эмоциональное возбуждение, успокоить его. Мелодии колыбельных песен являются звучащими образами любви и ласки:

«Спи мой любимый, спи засыпай

Ясные глазки ты закрывай

Спят все игрушки возле тебя

Спят все крепко, спят до утра

Вырастешь скоро, милый сынок

К радости светлой, спи без забот

Мама твой сон всегда бережёт»

Такие игры организуются с помощью различных приёмов: пение колыбельной песни для «уставшей» игрушки, воспроизведение движений героев колыбельной песни (кот, кошечка, сон, угомон, и др.) игры со спящими фигурами(которые изображают дети) и т.д.

«Баю баю милый котик

Гладим мягкий твой животик

Глазки котик закрывай

Хвостик спинку укрывай

       лапки мягкие полож

до утра их не тревож».

В процессе этих игр не обязательно разучивать колыбельную специально, достаточно предложить детям подпевать педагогу или просто слушать напев. Звучание колыбельной действует успокаивающе, обладает релаксацией, в процессе подпевания дети сидят в удобных позах, выполняют покачивающие, плавные движения корпусом или руками. Движения помогают ребенку попасть «внутрь» эмоционально-образной ситуации, прожить ее и приобрести свой  опыт эмоционального переживания.

Игра «У кота-воркота» дети сидят на стульчиках полукругом. В центре – Кот он пришел в гости к детям (взрослый) и собирается с ними поиграть и спеть с ними колыбельную песню.

Игра «Баю-бай» - дети  сидят на коврике по кругу в центре кот-баюн,дети сидя изображают «спящие фигуры» , а кот обходит фигуры и выбирают одну из них, укладывают  спать, поглаживают по спинке, дети помогают ему и все вместе окунаются в мир игры и музыки, пропевая песню и выполняя все плавные, мягкие движения.

Игры- пестушки – это веселое общение взрослого с маленьким ребенком с помощью интонаций взаимодействий: потягиваний, поглаживаний,  похлопываний, потираний и т. д.  Такие игры не только снимают мышечное напряжение и усталость, но и формируют доброжелательность в детском коллективе.

Игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим – (рубящие движения)

Мы морковку трем, трем – (трущие движения пальцами)

Мы капусту солим, солим –( точечные прикосновения)

Мы капусту жмем, жмем – (прижимание пальцами)

Сок капустный пьем, пьем – (поглаживающие движения)

. Ритмика текста, усиленная выразительная интонация, точно подсказывают характер движений в такой игре.

   

        Игра»в кадушке»

«По кадушке мама била  и всё папе доложила.
по кадушке папа бил  и всё бабе доложил.
по кадушке баба била и всё деду доложила.
по кадушке деда бил  и всё братьям доложил.
по кадушке братья били и всё сёстрам доложили.
по кадушке сёстры били и в кадушку закатили.
а в кадушке две лягушки, закрывай скорее ушки.
а в кадушке пёс Барбос, закрывай скорее нос.
а в кадушке старичок, закрывай скорей бочок.

Попевая все строки дети выполняют соответственные движения, проигрывают её.

Игры – потешки помогают детям научится соотносить  эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Такие игры  являются действенными упражнениями на развитие у детей выразительности речевых жестов и интонаций. Дети могут придумывать движения по очереди становясь ведущими, крупные движения сопровождаются низкими интонациями в замедленном темпе, а мелкие движения соответствуют более высокими и чёткими интонациями.

Игра «колесо»

«Вот колесо, вот колесо, вот колесо…

Сел да поехал, сел да поехал…

Ехал, ехал, ехал…

Недоехал! Развалился!

Оглянулся назад – только спицы лежат!

Сбил-сколотил, сбил-сколотил…

Оглянуться не забыл и вперёд поспешил!»

Детские фольклорные игры помогают детям, силу прикосновений, возможности контактов и налаживании доброжелательных отношений с окружающими. Ярким примером  является танец «Лавата».

В припеве дети ходят по кругу, взявшись за руки, и напевают:

«Дружно танцуем мы – тра-та-та

                                         тра-та-та

  Танец веселый это Лавата»

В куплете дети трогают друг друга за ушки, за плечи, за носики, за коленки, за голову дети учатся прикасаться не грубо, не больно, а нежно, мягко и по дружески.  

А в игре «путаница» дети начинают чувствовать себя единым целым, потому как держась за руки дети поочередно запутываются, помогая и подсказывая друг другу, а потом все дружно распутываются не разнимая рук. Аналогичными являются игры «Плетень», «Узелок», «Ручеёк».

Игра-танец – «козлятки и волк»

Припев: Вот как топают копытца топ, топ, топ, топ, топ, топ.

               Прибежали на полянку и все вместе дружно стоп!

1.А куда бегут козлятки?

Погулять, погулять

И чего же вы хотите?

Поиграть, поиграть

2. Стали рожками бодаться

Тук-тук-тук тук-тук-тук

Так козлятки веселятся

Стук-стук-стук, стук-стук-стук

Припев: Вот как топают копытца топ-топ-топ, топ-топ-топ

               Прибежали на полянку и все вместе дружно стоп

3. Мы послушные козлятки

    и теперь не побежим

    потому что злого волка

    больше видеть не хотим.

 Игра-пляска «мишка попляши»

  1. «Ах ты мишенька-медведь

Что ты вздумал реветь

Хватит на боку лежать

Выходи скорей плясать»

Припев: Топни раз, ещё раз

               Покружись с нами сейчас

               Дружно хлопни – удивись

               Покружись и поклонись

  1. Запевай-ка веселей

Своих ног ты не жалей

Головой покачай

Плечиками поиграй

Припев: Топни раз, ещё раз

               Покружись с нами сейчас

               Дружно хлопни – удивись

               Покружись и поклонись

Многие детские игры и танцы сопровождаются словами, громкими восклицаниями: «У-у-ух!», «Раз, два, три!» , «топ-топ-топ». С помощью таких восклицаний сбрасывается напряжение, избыточные эмоции, интонации голоса становятся выразительными, естественными.

Очень нравятся детям игры с подпеванием, речевым комментированием действий с различными возгласами, выкриками - это игры - «ловишки», игры-догонялки, игры-соревнования, все они сопровождаются детским смехом, громкими возгласами, энергичными движениями, раскрепощают, увлекают и активизируют детей.

Игра «Челночек»

Дети делятся на две команды, встают в две шеренги, лицом друг к другу, руками образуют «воротца», ребенок «челночек» пробегает через все «воротца», когда он достигает конца шеренги, двигаться  следующий ребёнок тем же путём, выигрывает команда, которая быстрее закончит все перемещения.

Игра «Паровозик»

Дети делятся на две команды и встают в две шеренги, лицом друг к другу. С началом музыки ребенок обегает всю шеренгу, возвращается уже с прицепом  «вагончиком». ребенком. «Паровозик» несколько раз обегает шеренгу пока не подцепит все «вагончики», чья команда быстрее закончит все движения, та и выигрывает.1

В детском фольклоре существует много игр, построенных на контрастных эмоциональных состояниях. Например  «Снежная баба»:

Ребенок изображает снежную бабу, а педагог ее «лепит», сопровождая свой рассказ с прикосновениями «Слепили дети во дворе снежную бабу, она получилась мягкая, красивая снежная, у нее есть голова, туловище, две руки, которые торчат в разные стороны, и две крепкие ножки.(Потряхивает ребенка за плечи) «Ночью подул холодный ветер и снежная баба стала замерзать»,( Растирание) «Сначала у нее замёрзли руки, потом ноги, потом туловище и т.д.».( Раскачивание за плечи)«А ветер все сильнее и сильнее он хочет разрушить снежную бабу».«Наступило утро, выглянуло солнце, решило отогреть снежную бабу, стало солнышко припекать, и начала баба таять, сначала голова, туловище, руки, ноги(постепенное расслабление, затем ложится на палас а дети водят хоровод и поют « солнышко греет снежная баба тает, в лужу убегает и вовсе исчезает».

«Игры с именами»

Например «узнай по голосу» «я знаю пять имён» «Роза мимоза»(где дети слушая такие слова как «воображуля, сплетница» могут и не любить мяч, отвергая  такую самооценку, а ловить на слова «роза, мимоза, мак, василёк»)

«Игры прибаутки»

Например «Тень-тень-потетень», «Зайчик ты, зайчик», «молодой дроздок», «козонька рогатая»:

 «Козонька рогатая,

Коза бородатая.

Перепрыгнула плетень и высок и середень.

Правой ножкой поскочи, левой ножкой поскочи,

Подай, коза, голосок, через темный лесок,

 через реку куме: «Ме-е-е-ме-е-е.

«Долгоногий журавель на мельницу ездил,

На мельницу ездил, диковину видел.

Козел муку мелет, коза высыпает,

А козлятки малые муку выгребают.

А бараны, а бараны бьют в большие барабаны

А сороки-белобоки пошли дружно танцевать,

Пошли дружно танцевать, быстро крыльями махать.

А сова из-за угла ногами топочет,

Ногами топочет, а сама хохочет

Ха-ха-ха, ха-ха-ха наша пляска не плоха,

Не плоха, а хороша

Пляшут ножки и душа.»

Литература:

  1. Методический материал УГПУ 2007г. Куприна Н.Г.
  2. Журнал «музыкальный руководитель» 2004г. В.М.Кузина
  3. Основы народной песенной культуры Полукарова Н.К. 2005г.
  4. Методическое пособие для дошкольников Картушина М.Ю. 2014г.
  5. Сбр. для дошкольников «Русский хоровод» Ю. Сланова В. Малкова
  6. «Ступеньки музыкального развития» Е. А. Дубровская
  7. «Камертон» музыкально-образовательное пособие для дошкольников Э.Костина 2008г.
  8. «Звук-волшебник» музыкально-образовательный материал для дошкольников Т.Н. Девятова 2006г.
  9. «Театрализация для детей» образовательное пособие для дошкольников  П.П. Макарова
  10. «Учим петь2 песни и упражнения для развития голоса для дошкольников С.И. Мерзлякова 2014г.
  11. Собрание детских песен «Рисунки на асфальте2 А. Т. Шершунов 2003г.
  12. «Игры, хороводы для детей» Ветлугина

Селезнёва Татьяна Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Консультация  для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  через игру на музыкальных инструментах....

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...

опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....