Особенности предметно-пространственной среды в пордготовительной группе
статья (подготовительная группа) на тему

Алымова Евгения Васильевна

Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован процесс восптания, но и где и в каком окружении он живёт - от правильно организованной взрослыми среды ,в которой живёт ребёнок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет – от правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок. Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, способствовать гендерному развитию детей.

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.

В своей работе воспитатель моделирует социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая позволяет детям проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.  

Развивающая среда, обеспечивает  личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

В подготовительной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей по всем видам деятельности: игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально- художественной и двигательной.

 Содержание развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, способствует формированию психологических новообразований у детей дошкольного возраста.

Среда периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития».

Предметно-развивающая среда  включает в себя объекты живой природы (комнатные растения), оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная).

Безопасность и психологическая комфортность

Предметно-развивающая среда в группе является безопасной, т.к. все её элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. На мебель, игрушки имеются сертификаты. В какой бы точке группы не находился воспитатель, он имеет возможность видеть всех воспитанников.

Среда, окружающая детей в старшей группе, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательной программы ДО. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения (интерактивная доска, проектор, компьютер, музыкальный центр), соответствующими материалами (в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии с программой).

Учёт возрастных особенностей при создании развивающей среды

 для детей 5-6 лет

В сюжетно-ролевых играх дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. В этом возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Вследствие этого предметно-пространственная среда организуется по принципу создания нескольких центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель размещены так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать столкновения путей передвижения.

Данный возраст характеризуется тем, что у дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. В группе создан уголок познания, мотивирующий детей к  познавательной активности.

В группе имеется большой материал по ознакомлению с природой. Созданы центры для театрализованных и режиссерских игр, где дети с удовольствием занимаются творческой деятельностью, развивают речь. Обстановка в подготовительной группе создана таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям.

Учебная зона.  Столы для непосредственной образовательной деятельности размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Интерактивная доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: центр природы, центр творчества, литературно- художественный центр, центр «Познайка», центр Петербурговедения, центр музыкально- театральной деятельности.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми. Здесь же расположены уголок дежурства и экран достижений детей.

       

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В игровой зоне размещены: центр сюжетно- ролевых игр, центр безопасности, центр строительно- конструктивных игр. В игровой зоне на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами. Во всех центрах активности  имеются карточки- схемы правил поведения детей при различных ситуациях и местах.

           

Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям; доска для детского творчества, уголок «Советы доктора Айболита», «Дерево добрых дел родителей» для объявления благодарностей родителям  Для реализации задачи по привитию  у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, основам культуры здоровья, потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, в группе создан центр двигательной активности. оборудованный спортивным комплексом с набором спортивных игр и игрушек, которые  побуждают детей к основным движениям (ползанию, прыжкам, упражнениям в равновесии и т.д.); картотека:  гимнастики «пробуждения», утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки, подвижные игры; так же здесь имеется настенный ростомер, книжки- малышки по ЗОЖ, сделанные совместно с детьми, массажные дорожки для босохождения, сделанные родителями, маски и атрибуты для подвижных игр, «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий, материал для икт на электронном носителе по ОО «Физическое развитие».

    Центр музыкально- театральной деятельности представлен набором детских музыкальных инструментов, портретами детских композиторов , д/музыкальными играми, магнитофоном, аудиозаписью детских песенок. Так же  здесь размещена ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, настольный, пальчиковый виды театра, наборы кукол «би-ба-бо», имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

     Литературно- художественный центр: детские книги по программе и любимые книги детей по интересам,  детские энциклопедии и журналы, портреты детских писателей, книжки-самоделки;  дидактические игры, картотека стихов в мнемотехнике, тематические альбомы по темам: «Профессии», «Одежда», «Животные» (домашние, дикие) «Растения», «Птицы». «Посуда». Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой.

     Центр творчества: на полках размещён материал для изобразительной деятельности-карандаши, фломастеры, мелки, шариковые ручки, бумага, пластилин, нитки, поролон, печатки, трафареты, материал для нетрадиционного рисования,  образцы для рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.,  альбомы по декоративно-прикладному искусству. Центр творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения.  Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Материалы для ручного труда постоянно обновляются, собираются совместно с детьми на прогулках.

Центр «Познайка» представлен математическим и грамматическим уголками. Это удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры.  Здесь имеются материалы для развития мелкой моторики, логико- математические игры - блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт- конструктор, геометрические головоломки, кубики с цифрами,  раздаточный и счётный материал по математике, схемы и планы групповой комнаты, кукольной комнаты, схемы маршрутов от дома до детского сада, раскраски с математическим содержанием и по грамоте, рабочие тетради детей, счёты настольные, мозаики, пазлы, различные игрушки со шнуровками и застёжками, наборы моделей деления на части, разнообразные дидактические игры, материал для икт на электронном носителе, картотека мнемосхем по заучиванию стихотворений и составлению описательных рассказов, касса букв и слогов, магнитная азбука, звуковые домики, звуковые линейки, схемы предложений, предметные и сюжетные картинки, разрезные сюжетные картинки, разнообразные дидактические игры.

       Центр сюжетно- ролевых игр: «Больница», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Кафе».Данное пространство  наполнено мебелью и игровыми атрибутами. Так же имеются атрибуты для с/р игр «Больница», «Школа», «Путешествие», которые хранятся в контейнерах и дети в любой момент могут развернуть эти игры. В удобном шкафчике хранятся детская одежда людей различных профессий, атрибуты для ряжения. Для решения задач гендерного воспитания имеются игры- для мальчиков «Мастерская», для девочек «Кукольный домик», для профилактики утомления, снятия напряжения есть уголок уединения, где дети могут отдохнуть на мягком диване и поиграть панно «Угадай моё настроение».

   Для экологического воспитания в группе создан уголок природы, который   является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В данном центре размещен стол для экспериментирования с водой и песком; материал для экспериментирования: весы, микроскоп, лупы, зеркала, медицинские материалы, коллекция растений (гербарий), емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сосуды для проведения опытов, природный материал, сыпучие продукты,; детские фартучки; схемы, модели. Декоративные растения, за которыми дети с удовольствием учатся ухаживать;  календарь погоды; тематические альбомы о животных, птицах, насекомых, временах года;  оборудование по уходу за растениями (лейки и длинными носиками, опрыскиватели); дневники наблюдений; раскраски; паспорта растений с условными обозначениями; материал для икт на электронном носителе по данному разделу программы. Комнатные растения подобраны в соответствии с требованием программы.

Центр конструктивной деятельности - содержит несколько различных видов конструкторов; небольшие игрушки для обыгрывания построек; транспорт мелкий, средний, крупный; схемы  построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи; раскраски.  Дети имеют неограниченные возможности для развития фантазии, сенсорных и мыслительных способностей. В процессе деятельности формируются такие важные качества как трудолюбие, самостоятельность, упорство при достижении цели, организованность. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем. 

Центр безопасности - имеется полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из ткани; транспорт; макеты домов, деревьев; набор дорожных знаков; светофор; небольшие игрушки; фигурки людей; накидки с надписью ПДД; жезл; фуражки; дидактические игры; наглядные пособия, материал для икт на электронном носителе по безопасности.

. Среда группы содержательна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна, способствует гендерному развитию детей. Она выполняет образовательную, развивающую, воспитательную функции и, самое главное, среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе

Организация  предметно-пространственной  развивающей среды в логопедической группе...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды помогут правильно организовать развивающую среду в группе....

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

Творческий проект «Румбокс своими руками. Организация предметно-пространственной развивающей среды в коррекционной группе детского сада»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","style":"width: 400px; height: 253px;","width":"480"}}]]Мы серьезно относимся к...

Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Создавать атмосферу эмоционального комфортаСоздавать условия для физического развитияСоздавать условия для творческого самовыраженияСоздавать условия для проявления познавательной активности детейСозд...