Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи.
методическая разработка по теме

Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е.  Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают, что в основе нарушений письма лежат общие закономерности нарушения устной речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metlina_n.l._-_kopiya.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Л. Метлина

учитель-логопед

СП детский сад «Ромашка,

МОУ «Павловская СШ» г. Каргополь

Профилактика дисграфии

у старших дошкольников с нарушениями речи.

С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся в начальной школе по русскому языку. Дети   с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них ужасный подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы.  У многих детей наблюдается слабо выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка. Это все связано с таким понятием как дисграфия.

Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е.  Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают, что в основе нарушений письма лежат общие закономерности нарушения устной речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом письма. 

Авторы указывают на разнообразие нарушений письменной речи. Анализ научно-методического материала и практический опыт работы показал, что обозначенная проблема давно интересовала как ученых, так и практиков, но,  несмотря на массу публикаций, еще недостаточно полно раскрыт вопрос профилактики нарушений письменной речи. 

Раскроем некоторые понятия.

Дисграфия  - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Причины дисграфии.

1.Наследственная   предрасположенность (Наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственника). Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах.

     2.Патологические факторы. (Вредные воздействия), воздействующие на ребёнка в: пренатальный (дородовой период жизни); натальный (в момент родов); постнатальный (послеродовой) период.

     3.Функциональные причины. (Воздействие биологических и социальных факторов): длительные соматические заболевания; неправильная речь окружающих; дефицит речевых контактов; двуязычие в семье; недостаточное внимание к речевому развитию ребёнка со стороны взрослых; не соотнесённое с ограниченной зрелостью время начала обучения грамоте; не соотнесённые с возможностями ребёнка объем и уровень требований в отношении грамотности; несоответствующие индивидуальным особенностям ребёнка методы и темпы обучения, (букварь за 2-2,5 месяца — раньше 1 год - читать с 3-х лет (трудно воспринимать тексты).

Формы дисграфии .    

          1.Артикуляторно-акустическая дисграфия

Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

         2.Акустическая форма

Эта форма проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.

         3.Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетании,  предложении и текста. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.

         4.Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове; перестановки букв; добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и добавления слогов в словах.

         5.Оптическая дисграфия

Связана   с   недоразвитием   зрительно-пространственных   представлений   и зрительного анализа и синтеза (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в недописывании элементов букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение.

Дизорфография - стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил).

         Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка к 5-6 годам.

        Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма.

    Профилактическая работа с детьми дошкольного возраста проводится в соответствии с выявленными предпосылками дисграфии. Для этого в дошкольном образовательном учреждении должны проводятся систематические занятия, направленные на развитие фонематического слуха, обучение звуко-буквенному анализу слова, анализу предложения. Дети знакомятся с элементами грамоты-буквами, слияние их в слоги и слова. Проводится работа по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму, обучение детей ориентированию в схеме своего тела, а также на листе бумаги в клетку. Соответствующим образом необходимо формировать развивающую среду в группе.  Создавать эмоционально положительный настрой у детей.

Для  успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

  • Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные.
  • Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.
  • Развитие словарного запаса,  лексико-грамматического строя речи.
  • Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.
  • Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева,  необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при  записи слова. Что и приведет  к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки.

Профилактика предпосылок возникновения дисграфии должна быть направлена на развитие  психических функций, интеллектуального развития, которые необходимы для нормального овладения процессом письма.

В правильно организованной работе по коррекции нарушений речи с детьми дошкольного возраста должны быть затронуты все направления по предупреждению дисграфии. Поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются, поэтому, эффективнее начинать и проводить коррекционную работу по предупреждению дисграфии с детьми дошкольного возраста.

                       

Список информационных источников.

  1. Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими  трудности при обучении письму / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М.: Педагогика 1991.- 99с.
  2. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. -  М., 1981 г. -112с.
  3. Калинина, И.Л. Учим детей читать и писать / И. Л. Калинина. - М., 2001 г.- 64 с.
  4. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно - методическое пособие / А. Н. Корнев. - СПб., 1997.- 286 с.
  5. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М., 1961. - 310с.
  6. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой / И.Л.  Логинова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208с.
  7. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л. Г. Милостивенко. - СПб., 1995.- 64с.
  8. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. - СПб.: Издательство «Союз», 2001.- 240с.
  9. Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи / М. А. Поваляева.: - Ростов Н/Д:, Феникс, 2006.- 158с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Речевые нарушения включают в себя почти все формы дисграфии. Такой ребенок не может сосредоточется на занятии, небрежно выполняет задания, путает цвета, у него нарушены процессы формирования пространн...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Галкина О.В. "Диагностический комплекс для обследования сформированности навыков построения простых и сложных предложений в речи старших дошкольников с нарушениями речи"

Комплекс упражнений для обследования навыков построения простых и сложных предложений, дополненный наглядно-образными ориентирами....

Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи.

Методы и приёмы работы с дошкольниками с нарушениями речи по профилактике различных видов дисграфии....

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...