Главные вкладки

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Песочная страна»
    проект (младшая группа) на тему

    Рогина Елена Александровна

    Педагогический проек по ознакомлению со свойствами песка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_pesok.doc111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологический проект

    в первой младшей группе

    на тему: «Песочная страна»

    Подготовила:

    воспитатель Рогина Е.А.

    МБДОУ «Д\С комбинированного вида «Солнышко» п.Чамзинка

    Тип: краткосрочный, исследовательский.

    Цель: Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.

    Задачи:

    1. Знакомить  детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).
    2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
    3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

    Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации  игры в детском саду:

    • воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
    • воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.
    • начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

    Задача педагога: сформировать у ребёнка к трём годам умения развёртывать условные сюжетные действия с игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником. 

    Формы работы по проекту

    - работа с детьми:

    1. Чтение и рассматривание  художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
    2. Проведение  игр спеском.
    3. Проведение игровых НОД.
    4. Пополнение  предметно - развивающей среды группы;
    5. Опытно – экспериментальная деятельность

    - работа с родителями:

    1. Подбор художественной литературы;
    2. Выполнение творческих заданий;
    3. Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
    4. Консультации 

    Структура и содержание проекта 

    В данном проекте представлены:

    •  перспективный план работы;
    •  сборник  игровых занятий;
    • опыты с песком
    •  консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми
    • фотоматериал

    Срок реализации проекта: Январь-март

     Предполагаемый результат:

    Воспитанник:

    Компетенции:

    -формирование умения осознанно выполнять действия с  сухим и влажным песком

    -при необходимости добавлять воду  в сухой песок

    -проявление у детей элементарного контроля за способом действия

    -проявление интереса к результату и чувства  удовлетворения от деятельности.

    -владеет действиями с предметами, предполагает разнообразные способы их использования;

    - владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

    -владеют  расширенным  словарным запасом  (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.),  используют обобщающие понятия  -песок

    Коммуникативные навыки:

    -получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,

    -получают положительные эмоции от  игр и развлечений;

    -пользуются речью как средством общения со сверстниками;

    Предпосылки научной деятельности:

    -имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

    -возникает интерес к значимой деятельности;

    -способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение; 

    Участники: дети, воспитатели, родители.

    Актуальность:

    Федеральный государственный образовательный стандарт, к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная  деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

    Для малышей игры с песком:

    А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.

    Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

    В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму –  он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.

    Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).  

    Так как дети малы, значительное место в планировании  заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.

    Планирование работы по реализации проекта

    Январь

    Цель:

    - Формировать знания  о свойствах сухого и влажного песка  

    -Формировать знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

     

    Задачи:

    • Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
    • Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
    • Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности;
    • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
    • Развивать активный словарь;

    Образовательная область

    Мероприятия

    Примечание

    1

    Познавательное развитие

    - экспериментальная деятельность «От песчинки к песку»,

    -знакомство детей со свойствами сухого и влажного песка.

    - экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук»,

    Приложение  

    2

    Художественно-эстетическое развитие

    - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

    - рассматривание иллюстраций

     

    3

    Социально-коммуникативное развитие

    - игра с песком «Печем печенье»

    -игра «Чудо-пекари»

     

    Приложение

    4

    Предметно – развивающая среда

    - пополнение уголка детского экспериментирования

     

    5

    Работа с родителями

    - пополнение уголка детского экспериментирования

    - консультация «Игры  с водой и песком. Это интересно!»;

     

     

    Приложение

     

     

    Февраль

    Цель:

    - Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

    -Формировать умение рисовать на песочном столе

    Задачи:

    • Развивать фантазию, творческие способности.
    • Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
    • Развивать мелкую моторику рук.
    • Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

    Образовательная область

    Мероприятия

    Примечание

    1

    Познавательное развитие

    - экспериментальная деятельность «В гости к Мишутке»

    - экспериментальная деятельность «Волшебные узоры на столе»

    Приложение  

    2

    Художественно-эстетическое развитие

    - чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица»

    -рисование на песочном столе

    -аппликация цветным песком

     

    3

    Социально-коммуникативное развитие

    - игра «Найди шарик»;

    - игра «Песочная картина»

    Приложение

     

    4

    Предметно – развивающая среда

    изготовление картотеки игр с водой и песком

     

     

     

    Приложение

    5

    Работа с родителями

    Конкурс :«Песочные  сказочки, мокрые загадочки»

     

    Приложение…

    Март

    Цель:

    - Закрепить    умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

    - Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

    Задачи:

    • Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.
    • Развивать  общую и мелкую моторику.
    • Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
    • Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
    • Развивать мелкую моторику рук.
    • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

    Образовательная область

    Мероприятия

    Примечание

    1

    Познавательное развитие

    - экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки»

    -экспериментальная деятельность «Путешествие в песочную страну»

    Приложение

     

    2

    Художественно-эстетическое развитие

    - разучивание стихов о животных

     

     

    3

    Социально-коммуникативное развитие

    - игры детей с песком «Лисичка в гостях у ребят»

    - праздник воды и песка «Песчаные человечки»

    - игра «Печем печенье»

    - игра «Горки для зайчат»

    Приложение

    4

    Предметно – развивающая среда

    - пополнение уголка детского экспериментирования

     

    5

    Работа с родителями

    - Консультация «Замки на песке», «Волшебный песок»

     

    Приложение 1

    Игры с песком.                                                

        Цель: знакомить детей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Закреплять культурно-гигиенические навыки.                                              

    Задачи: Развивать активную речь детей. Обучать детей навыкам экспериментирования. Вызывать положительные эмоции. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников.

        Игры с водой и песком помогают взрослым в решении одной из важнейших задач в развитии детей 2- 3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре - экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природного материала.

     Организуя             игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры.  Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.                                                 

       Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться. Если у вас есть возможность, организуйте игру с песком дома, в долгие зимние дни. Это будет счастьем для малыша.   

    Игры с песком

    • Сухой – закапывание предметов в песок
    • Строительство пирамидок
    • Рисуем палочками на песке
    • Пересыпание песка из ладошки в ладошку
    • Пересыпание с мельницы
    • Сырой – печем печенье
    • Игры с пасочками 
    • Закапывание, раскапывание игрушки в песке
    • Строительство дорожки, горки
    •  Оставь свой след на песке
    • Укладывание дорожек из камушков на песке

    «Печём печенье»

        В центре «Песок - вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой - влажный.  Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает , что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого- можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

     «Найди шарик»

        Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого

                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                              Приложение 2.

    Опыт 1 Песчаный конус. Цель: показать свойства песка – сыпучесть Вывод: движение песка похоже на течение 


     Опыт 2 Свойства мокрого песка. Цель: выяснить, что песок впитывает влагу. Вывод: Песок впитывает влагу как губка. 


     Опыт 3 Рисунки из песка на стекле. Цель: выяснить, что на песке можно рисовать. Вывод: Из песка получаются рисунки. 


     Опыт 4 Отпечатки на песке. Цель: выяснить, что мокрый песок сохраняет форму. Вывод: На песке остаются отпечатки. 


    Опыт 5 Из чего состоит песок Цель: посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки. Вывод: песок состоит из песчинок не похожих друг на друга 


     Опыт 6 Сравнение мокрого и сухого песка по весу Цель: определить с детьми вес мокрого и сухого песка Вывод: мокрый песок тяжелее сухого 


    Опыт 7 Можно ли песок заморозить Цель: определить подвергается ли песок замерзанию Вывод: Сухой песок не замерзает. Мокрый замерзает, так как в мокром песке есть вода 

    Консультация для родителей «Волшебный песок»

            Детство – прекрасная беззаботная пора. Именно в детстве человек менее всего стеснён рамками и правилами. Ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, какой вид деятельности выбрать. Один малыш будет упорно катать машинку, перевозить на ней грузы, а другой – будет строить высокую башню из любых подручных материалов, а третий – изрисует фломастерами все новые обои на стене. Задача взрослого – дать ребёнку как можно больше возможностей и материалов для организации различных видов деятельности. 
           «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - сказал В. А.Сухомлинский. Так дайте ребёнку такую возможность, жить именно в такой среде, в которой он сможет вырасти всесторонне развитой и полноценной личностью.

    Я хочу вас познакомить с  волшебным свойством песка. Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.

          Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и  песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».

    Песок может принимать любую форму. В сухом виде он один, в мокром – совершенно другой. Он непостоянный, все «скульптуры», сделанные из этого материала, быстро рассыпаются. Но так же быстро из песка можно сделать самые разные образы, фигурки и даже ситуации.

    Песочная терапия.

    Песочницу для песочной терапии можно изготовить в домашних условиях. Она доставит массу положительных эмоции вашему малышу.                                         Песочницу для игр можно сделать и в домашних условиях. Она имеет размеры 49,5Ч72,5Ч7см, изготавливается из дерева либо пластика, а изнутри окрашивается в голубой цвет (символ неба и воды). Ящик устанавливается на стол, он не промокает и не ржавеет. Песок для занятий выбирайте крупный, приятного желтоватого оттенка. Чтобы его обеззаразить, прокалите заранее в духовке. Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

    1. «Угадайка» Заройте в песке несколько игрушек и предложите ребенку узнать их, не доставая наружу..

    2.«В моем городе»Пускай ребенок изобразит то, каким он видит свой город, улицу или комнату. Можно также создать волшебную страну и придумать ей название. Нужно рассказать историю, происходящую в песочнице. При этом можно дать имена всем персонажам, участвующим в рассказе.

    Рисование песком.

    В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета.

    Игровые приемы могут быть различного характера (подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.) и применяют их для разных целей – для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, создания положительного настроя и вызвать желание рисовать. Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, послушной глазу и мысли. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Предложите ребенку понаблюдать, отобразить пластически, а потом нарисовать, например, как кошка нежится, как готовится к прыжку. Какая поза, какие движения характерны для собаки, как распускает хвост павлин. Так будет развиваться новое восприятие, а лучше сказать новое отношение ко всему новому в жизни. Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение.

    .Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы:

    • например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
    • упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания - это рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и прочие;
    • упражнения, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать портрет, изобразить своего друга, себя – отражать характерные свойства личности);
    • упражнения, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песка, различных фигурок, скомпоновать какую-то бытовую сцену);
    • упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей;
    • упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения в семье (создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением).

    Сейчас вы попробуете рисовать песком на стекле и прочувствуете техники песочного рисования, как развиваются мышцы рук и пальцев - а это мелкая моторика.

     «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

    «Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

    «Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию

    «Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.

    «Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

    «Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.

    «Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.

    «Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

    «Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Волшебный песок»

    Краткосрочный, исследовательский, экологический проект по ознакомлению детей первой младшей группы со свойствами песка....

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Ах,какая пенка!»

    Эксперементирование - прямой путь к воспитинию неординарных, смышлённых детей....

    НОД по экспериментальной деятельности детей в первой младшей группе «Путешествие в песочную страну»

    Цель: познакомить детей со свойствами песка.Задачи:Образовательные:-познакомить детей со свойствами песка: сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить;-обогащать словарный запас новыми ...

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Космический песок»

    Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок...

    Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

    Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Песочная страна»

    Федеральный государственный образовательный стандарт, к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего до...

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Песочная страна»

    Экологический проектв первой младшей группена тему: «Песочная страна»...