Главные вкладки

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Космический песок»
    учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

    Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

     Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать  и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

        Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

        Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kosmicheskiy_pesok_proekt.docx21.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области филиал «Детский сад «Семицветик» мкр-н Южный город.

                      Экологический проект

    в первой младшей группе

    на тему: «Космический песок»

    Подготовила:

    воспитатель первой

     младшей группы

    Кульдубаева Наталья Леонидовна

    2017г.

                           Экологический проект «Космический песок»

    Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

    Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

     Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать  и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

        Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

        Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность.

        Приобщение детей к исследовательской деятельности и экспериментированию обеспечивает развитие детского творчества.

        Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребенку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

        Экспериментирование – форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движения воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.

        Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способа реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребенком с помощью поисковых действий.

        Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Дошкольник упорядочивает опыт познания, постигает способы установления причинно-следственных, родовидовых, пространственных, временных, количественных отношений.

        Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

        В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

        Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

        Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку). В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

        Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия

    Цель: Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.

    Задачи:

    1. Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).
    2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
    3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками сообща.

    -  совершенствование и расширение игровых умений детей;

    - формирование знаний о песке.

    Игра с песком-это одно из самых любимых занятий детей. Игра с песком-это не простое времяпрепровождение. Это много новых  эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Ребенок просты и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

    Упражнения и игры для развития.

    Упражнение «Необыкновенные следы».

    (развитие тактильной чувствительности).

    Предложить ребенку изобразить с помощью рук на песке то, как передвигаются животные.

    «Идут медвежата»-ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

    «Прыгают зайцы».- кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

    «Ползут змейки»- ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой ( в разных направлениях).

    «Бегут жучки-паучки»- ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом-«жучки здороваются».

    Игра «Найди отличие» (развивает внимание и наблюдательность).

    Предложить ребенку слепить или нарисовать на поверхности песка любую скульптуру или картинку. Затем он показывает ее Вам, а сам в это время отворачивается. Вы изменяете некоторые детали и показываете полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. В процессе игры  можно поменяться ролями с ребёнком. По аналогии можно сделать из песка  сказочный лес, волшебный сад.

    Песочница- отличная сцена для проигрывания сказок.

    Проживая сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуациях, усваивает культурные и моральные нормы.

    Сказка «Колобок».

    Слепить из песка дом, где жили бабка и дед, лес, которые находились рядом с домом. Дальше следуя по сюжету сказки, вместе с ребенком слепить колобка, можете из подручных материалов нарисовать ему глазки и ротик. Когда колобок уходит от бабушки и дедушки, можно разрушить домик и на его месте вылепить лес и тропинку, по которой катится колобок и встречает последовательно героев-обитателей леса. Слепить из песка зайца, потом вместо него волка, дальше медведя и лису. Ребенку очень понравится строить новы и разрушать старые сцены из сказки, обсуждать с вами каждого героя и его действия.

    Схемы для создания песочных скульптур.

    Дети обожают собирать конструкторы, выяснять, что и к чему нужно прикрепить, разбираться в схемах и инструкциях. Если Вы сами устали играть в игры вместе с ребенком, то можете дать ему задание слепить красивую фигуру из песка, используя различные сподручные материалы

    Схемы:

    1.Осьминог.

    2.Кошечка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Волшебный песок»

    Краткосрочный, исследовательский, экологический проект по ознакомлению детей первой младшей группы со свойствами песка....

    Экологический проект во второй младшей группе на тему: «Волшебный песок»

    Федеральный государственный образовательный стандарт, к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего до...

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Ах,какая пенка!»

    Эксперементирование - прямой путь к воспитинию неординарных, смышлённых детей....

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Песочная страна»

    Педагогический проек по ознакомлению со свойствами песка...

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Песочная страна»

    Федеральный государственный образовательный стандарт, к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего до...

    Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Песочная страна»

    Экологический проектв первой младшей группена тему: «Песочная страна»...

    Краткосрочный, познавательно-творческий проект в первой младшей группе на тему «Космические дали»

    В современном мире все меньше «остается места» для по настоящему героических моментах из истории нашей родины. В стремительно меняющемся измерении современности все реже вспоминаются событ...