КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тема конспекта «Лаборатория воды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperement.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ)

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема конспекта «Лаборатория воды»

Тема недели «Юный эколог»

Направление развития: познавательное.

Цель:  расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Задачи:   Образовательная:

-Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

-Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

-Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные:  лаборатория, опыты, оборудование.

-  помогать употреблять глаголы, характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

- развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Развивающая:

-Способствовать развитию любознательности;

-Развивать внимание детей;

-Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательная:

- Продолжать воспитывать культуру поведения;

-Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

-Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

Перечень оборудования - карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода». Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой,  салфетки,  апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

 Продолжительность образовательной деятельности 25 минут.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки  «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

 Беседа; Вопросы; Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность); Загадки; Сюрпризный момент; Игра.

Ход образовательной деятельности:

Этапы образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-мотивационный  этап

Информационно-познавательная

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. (В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.)

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

-Скажите, чем занимаются ученые?

 -Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные  опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые?

 Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая  в лаборатории? Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Отгадывание загадки:        

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? - А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? - А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит? Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

-Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

- Что объединяет все наши отгадки?

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? - Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

(хлопаем в ладоши)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Слушают внимательно, отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки

Отгадывают загадки и показывают иллюстрации с отгадкой-картинкой.

Высказывают предположения, задают вопросы, отвечают на вопросы взрослого и сверстников

Проговаривают слова, повторяют движения (могут предложить уже знакомую игру и провести)

Основной этап

Опытно-экспериментальный. Совместное открытие нового.

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

-Приступим к нашему исследованию. Опыт №1. «Вода - жидкость».

   Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку?

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – это жидкость.  

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета?

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

-Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.(У воды нет запаха).

-Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?

- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус?

Вывод: Вода не имеет вкуса.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физкультминутка.   Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

- Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. 

( звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

 Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

- Отдохнули, ребята?

Опыт № 5. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Высказывают предположения, задают вопросы, отвечают на вопросы взрослого и сверстников

Включаются в деятельность, оказывают помощь друг другу, формулируют выводы, представляют результаты собственной деятельности

Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.

Выполняют вместе движения, предлагают знакомую физ. минутку

Отвечают на вопросы.

Включаются в деятельность, оказывают помощь друг другу, формулируют выводы.

Заключительный этап

Рефлексия

 -Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода.  Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях. Спасибо вам ребята.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

        Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

1.Задачи и цели выполнены.

2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

4. Активно отвечали на вопросы.

Рекомендации.

1.Больше обращать внимание на детей (имена детей), которые менее активны на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: "Волшебный магнит"

Конспект ООД по образовательной области познавательно - исследовательская деятельность (экспериментирование)  в старшей группе на тему: «Волшебный магнит».Цель: Формирование познавательной активн...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....