программа кружка «Чудеса своими руками»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Иванова Татьяна Владимировна

ПРОГРАММА кружка детского творчества «Чудеса своими руками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chudesa_svoimi_rukami.docx54.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

ПРОГРАММА

кружка детского творчества

«Чудеса своими руками»

Подготовила:  

воспитатель  Т.В. Иванова

2015-2016 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

  1. Цель и задачи  кружка.
  2. Предполагаемые  результаты освоения детьми рабочей программы.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Мониторинг
  5. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку. Сделать процесс лепки более  интересным и увлекательным позволяет тестоплатика.  

Программа кружка детского творчества «Чудеса своими руками» имеет художественно-эстетическую направленность, основана на интеграции задач познавательно-речевого асоциально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Поделки из теста являются древней традицией. С давних пор из теста выпекали не только хлеб, но и делали разные декоративные изделия. Тесто использовалось при изготовлении сувениров, украшений, мистических символов. В Германии считалось, что такие украшения не только украшают дома, но и приносят удачу. Славяне делали из теста большие картины, а в Китае из теста изготавливали марионеток для кукольных представлений.

В настоящее время, изделия из соленого теста не так популярны. Появилось огромное разнообразие материалов для изготовления сувениров, изменились традиции. Однако, изделия из соленого теста могут использоваться в работе с детьми в детском саду как один из материалов для лепки.

Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином. Оно более пластично, его легко формовать, не пачкает руки. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскашиваются красками и фломастерами. Из соленого теста можно изготавливать как плоские, так и объемные фигуры, они легко приклеиваются к бумаге, что позволяет создавать красивые композиции и настенные панно. Кроме того, соленое тесто является экологически чистым продуктом.

Использование соленого теста при изготовлении изделий получило название – тестопластика. Освоение отдельных технических приемов тестопластики вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, в обогащение разнообразных способов декорирования, усиливая художественную выразительность лепного изделия.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что, ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

Занятия тестопластикой оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей, развивают усидчивость, художественный вкус, воображение и т.д. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому ребенку.

Кроме того, лепка из соленого тестакомплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • способствуют формированию художественно-эстетического вкуса, умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор;
  • позитивно влияют на  процесс установления межличностных отношений.

Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Особую радость им доставляет изготовление украшений и подарков: украсить новогоднюю елку изделиями из соленого теста, слепить и расписать подарки мамам и бабушкам в 8 Марта, сделать рамку для фотографии и т.д.

Срок реализации программы - 1 учебный год, включает 36 занятий.

Занятия кружка детского творчества проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (1 учебный час равен 20 мин, согласно требованиям СанПин), во вторую половину дня.

Максимальное количество детей в подгруппе – 12 человек.

Занятия носят как коллективные,  так и индивидуальные формы работы.

При разработке образовательной программы использовалась следующая научно-методическая литература:

  • Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина;
  • Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду;

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение приемам лепки из солёного теста.

Задачи программы:

  1. Создать благоприятную атмосферу, мотивацию для неформального общения детей, увлеченных общим творческим делом.
  2. Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, технологией создания  объемных и рельефных работ.
  3. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
  4. Закрепить знания о композиции, основах цветоведения, способах и приемах  лепки (пластический, конструктивный, комбинированный; скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание,  примазывание).
  5. Развивать дизайнерские способности в оформлении интерьера групповой комнаты и ДОУ своими работами; мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение, эстетический вкус.
  6. Воспитывать аккуратность, коллективизм, желание доставлять радость родным и близким, стремление доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы, используемые при работе с соленым тестом:

  • Словесные: беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ
  • Наглядные: показ образца изделия, иллюстрации,  презентация, показ видеоматериалов, организация выставок
  • Практические:показ технологических приемов, тренировочные упражнения,опыты;самостоятельная творческая,оформление интерьера помещения группы и ДОУ.
  • Игровые: конкурсы, викторины, театральные мини постановки, настольный театр, праздники дарения.
  • Объяснительно-иллюстративные: объяснение, чертежи, схемы, таблицы

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ.

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:

  • Устойчивый интерес к тестопластике.
  • Возрастающий уровень его авторских работ.
  • Повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла,  технических  навыков и умений.
  • Желание участвовать в коллективных работах, в  выставках и т.д.
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  • Окрепшая  моторика рук.

Ребенок  способен:

  • самостоятельно выбирать и использовать необходимые инструменты для работы;
  • изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
  • соединять детали разными способами в готовое изделие;
  • составлять композицию из отдельных элементов;
  • гармонично сочетать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
  • аккуратно использовать материалы;
  • соблюдать правила безопасной работы;
  • украшать интерьер помещения своими работами и др.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

месяц

Кол-во часов

Тема

Цель

Сентябрь

1

Знакомство с замешиванием соленого теста, материалами и инструментами для работы

  1. Познакомить с историей тестопластики, с основными инструментами, используемыми при работе с соленым тестом; рассказать о возможностях использования дополнительных приспособлений (стеки, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, вилка, расческа, ткань) и правилами безопасной работы с ними.
  2. Развивать тактильные ощущения.
  3. Познакомить с организацией рабочего места, культурой труда.

2

Ветка рябины

  1. Упражнять детей в умении лепить ветку рябины, композиционно передавая её строение.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук
  3. Закрепить умение применять знакомые способы лепки (скатывание, раскатывание).

Октябрь

2

Осенний натюрморт

  1. Познакомить детей с приемами лепки цветов, листьев, фруктов и овощей.
  2.  Развивать фантазию, при раскрашивании готовых поделок.
  3.  Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.

2

Овощи в корзине

  1. Показать приемы лепки различных овощей.
  2. Упражнять в умении передавать характерные особенности при раскрашивании овощей
  3. Развивать мелкую моторику рук: вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями
  4. Обогащать сенсорный опыт детей
  5. Поощрять творческое решение при смешивании красок для получения дополнительных оттенков цвета.
  6. Способствовать воспитанию желания работать с соленым тестом.

Ноябрь

2

Плюшки - завитушки

  1. Показать приемы лепки различных продуктов.
  2. Развивать умение лепить из теста, приучать ребенка к аккуратной работе за столом.
  3. Развивать мелкую моторику рук: вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями

2

Синички на веточке.

  1. Упражнять детей в умении лепить птиц.
  2. Научить передавать фактуру (перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Развивать наблюдательность.

Декабрь

2

Украшения на ёлку

  1. Изготовление атрибутов для Новогоднего праздника с помощью формочек для печенья
  2. Развивать фантазию, украшая готовые поделки крупой, бусинами, тканью
  3. Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию

2

Оформление картины «Дед Мороз и Снегурочка »

  1. Изготовление главных героев Нового года –«Дед Мороз и Снегурочка »с использованием шаблона.
  2. Развивать фантазию, украшая готовое изделие
  3. Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.

Январь

1

Лепка хлебных изделий

  1. Показать основные приемы лепки при изготовлении хлебобулочных изделий.
  2. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

2

Украшение подкова

  1. Показать приемы лепки подковы, выбор варианта отделки.
  2. Развивать мелкую моторику рук: вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями при изготовлении мелких деталей.
  3. Учить соединять мелкие детали с кольцом-основой, Сушить и раскрашивать готовые поделки.

1

Объемные лепные фигурки «Черепаха»

  1. Упражнять детей в изготовлении объемных лепных фигурок.
  2. Использовать природный материала для отделки черепахи.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Февраль

2

Подвеска-"сердечко”

  1. Сердечко – украшение для влюбленных. Вариант основ для украшения. Особенности изготовления, декорирования. Технология изготовления.

2

Подарок для папы.

«Рамочки для фотографий»

  1. Познакомить с приемом вырезания отверстий при помощи лекал, формочек.
  2. Повторить приём наложения одной детали на другую.
  3. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Март

2

Букет в подарок маме

  1. Упражнять детей в вырезании цветов из раскатанных цветных кусков теста, используя формочки или ножичек.
  2. Учить скреплять простые детали.
  3. Развивать мелкую моторику кистей рук.

2

Птички-невелички

  1. Познакомить с особенностями лепки птиц, имеющих разное строение, определением габаритных размеров крыльев.
  2. Познакомить с приемом раскройке крыльев по выкройке из бумаги. Соединение различных материалов.
  3. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста.

Апрель

2

Пасхальное яйцо

  1. Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др.
  2. Лепка яиц и украшение их рельефным узором.
  3. Раскрашивание готовых изделий.
  4. Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.

2

Космический коллаж

  1. Познакомить с особенностями расположения элементов картины относительно центра, краев, друг друга.
  2. Научить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом», украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».
  3. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста.

Май

2

Панно «Подсолнухи»

Изготовление основы для панно. Раскатывание шарика из соленого теста в пласт при помощи скалки. Вырезание дырочек по контуру при помощи трубочек для коктейля. Лепка декоративных элементов и приклеивание их к основе с помощью воды.

2

Коллективное панно «Здравствуй, лето!»

Композиции и панно.

Теория: Последовательность изготовления композиций.

Практика: Изготовление композиций. Изготовление коллективной композиции.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель: определить степень достижения планируемых результатов рабочей программы и уровень развития художественно-творческих способностей ребенка.

Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в рабочей программе. Мониторинг проводится 2 раза в год.

Диагностика уровня художественно-творческого развития детей дошкольного возраста базируется на требованиях «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и позволяет выявить качественный и количественный уровни усвоения материала, что дает возможность наглядно увидеть слабые стороны в усвоении рабочей программы каждым ребенком и, соответственно, целенаправленно и продуктивно организовать творческую деятельность.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в рабочей программе

Для текущего оценивания используются субъективные методы: наблюдение, самооценку, самоанализ и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, процесс творческой деятельности, анализ продуктов детской деятельности.

Диагностика уровня   развития   певческих   умений

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Показатели

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Выводы ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мониторинговые показатели

В (высокий уровень) – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

С (средний уровень) – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью педагога.

Н (низкий уровень) – ребенок не может выполнить все параметры оценки без помощи взрослого.  

Сводная диаграмма

  Начало года                                                                             Конец года        

Высокий - ___ %                                                                       Высокий - ___ %    

Средний  - ___ %                                                                      Средний - ___ %  

Низкий - ___ %                                                                         Низкий - ___ %                                    

В качестве критериев оценки были выделены:

  1. Проявление  интереса к тестопластике.
  2. Самостоятельности при реализации замысла
  3. Составляет композицию из отдельных элементов.
  4. Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  5. Гармоничность в  сочетании цвета.
  6. Сформированность технических навыков при создании  лепного изделия.
  7. Аккуратность при работе с материалами и инструментами для лепки

Соответственно были обозначены следующие уровни:

Низкий уровень (1 балл). Эпизодически проявляет интерес к тестоплатике. При реализации замысла просит взрослого о помощи. Композиция лепного изделия проста по форме и количеству элементов. Не присутствует творческое решение замысла. Технические навыки слабо сформированы. Работа не отличается аккуратностью. Рабочее место и инструменты приводит в порядок после индивидуально адресованного указания.

Средний уровень (2 балла). Проявляет неустойчивый интерес к работе с соленым тестом. Стремится к проявлению самостоятельности при реализации замысла, но требует утвердительного одобрения взрослого. Ребенок способен самостоятельно составить композицию из отдельных элементов, но не всегда подбирает гармоничные цвета при придании художественного образа лепному изделию. Технические навыки сформированы по возрасту. Проявляет аккуратность при работе с материалами, но не приводит в порядок рабочие инструменты.

Высокий уровень (3 балла). Ребенок проявляет устойчивый интерес к тестоплатике. Проявляет самостоятельность и творчество при реализации замысла.Составляет разнообразные композиции с большим количеством дополнительных элементов. Использует дополнительные материалы в декорировании изделия. Имеет четкие представления о сочетании цвета и применяет их при реализации художественного решения. Технические навыки при работе с материалами и инструментами сформированы в полном объеме. Работа и рабочее место отличается аккуратностью. Инструменты после работы приводит в порядок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Антипова М.А. Соленое тесто. – Ростов н/Д.: ИД Владис, 2008.
  2. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. – М. Детская литература, 1977.
  3. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.– Ярославль. Академия развития, 1998.
  4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми. – М. Мозаика-синтез, 2009.
  5. Морозова О.А. Волшебный пластилин – М.: Мозаика синтез.1999.
  6. Стебловская Л.П., Учитесь рисовать. – Киев. Радянська школа 1990.
  7. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль. Академия холдинг, 2002.
  8. Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008.
  9. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008..
  10. Синеглазова М.О.. Удивительное соленое тесто, 2006.
  11. Хананова И.. Соленое тесто, 2007 г., способствующие широкому раскрытию изучаемой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"

Программа кружка "Чудеса своими руками"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Чудеса своими руками (с использованием нетрадиционных техник аппликации)» в средней логопедической группе «Ромашка»

Пояснительная записка.Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению,способностью детей осознавать поставленные п...

Программа кружка "Сказка своими руками" для детей 6-7 лет.

Актуальность программы «Сказка своими руками» заключается в том, что она предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, раскрывать его лич...

Программа работы кружка изобразительного творчества для детей 6-7 лет «Чудеса своими руками»

Актуальность создания программы обуславливается необходимостью помочь ребенку раскрыть наиболее полно творческие способности, заложенные в нем с рождения, поддержать стремление узнать мир в разных ег...

Планирование работы кружка "Чудеса своими руками"

Программа кружка по экспериментальной деятельности               для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная з...

Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"

Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"Программа составлена с учетом ФГОС.Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знания...