Программа работы кружка изобразительного творчества для детей 6-7 лет «Чудеса своими руками»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Орехова Татьяна Михайловна
Актуальность создания программы обуславливается необходимостью помочь ребенку раскрыть наиболее полно творческие способности, заложенные в нем с рождения, поддержать стремление узнать мир в разных его проявлениях. Данная программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в творчестве, поддерживает своеобразие его стиля, стимулирует познавательную активность дошкольников. Творческий ребенок - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы кружка изобразительного творчества для детей 6-7 лет   «Чудеса своими руками»

Пояснительная записка                                                        Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, оно выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражения жизненные обобщения. Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах.                                        Актуальность  создания программы обуславливается необходимостью помочь ребенку раскрыть наиболее полно творческие способности, заложенные в нем с рождения, поддержать стремление узнать мир в разных его проявлениях. Данная программа  позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в творчестве, поддерживает своеобразие его стиля, стимулирует познавательную активность дошкольников. Творческий ребенок - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.                                         Отличительные особенности программы   заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному направлению, а включает в себя различные  виды деятельности: живопись, рисование декоративное и рисование с использованием нетрадиционных техник, лепка из пластилина, глины, теста, что является универсальным образовательным средством, способствующим развитию творческих способностей детей, познанием свойств различных материалов, овладением способами практических действий, проявлению чувства прекрасного и  бережного отношения к окружающему миру.                                                                           Структура программы учитывает потребности детей в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.                Педагогическая целесообразность программы определяется с учётом возрастных особенностей детей, широкими возможностями социализации в процессе  привития  трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.                                 Изостудия в детском саду, где проводятся занятия кружка, является творческой мастерской, в которой ребенок может наблюдать всевозможные преобразования вещей, различных материалов, знакомится с их свойствами. Работа ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у детей не терялся интерес к занятиям. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Цель: развитие детского творчества и интереса к изобразительному  

искусству.

Задачи:

  • создавать условия для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к изобразительному искусству;
  • знакомить с творчеством русских, советских художников, с творчеством костромского художника Ефима Васильевича Честнякова, с некоторыми произведениями мирового искусства, учить различать жанры живописи;
  • знакомить с народными декоративно-прикладными промыслами Костромской области (Петровская игрушка, глиняная игрушка Ефима Честнякова), а также за ее пределами (гжельская роспись).
  • знакомить со скульптурой малых форм, скульптурным портретом, с понятиями барельеф, горельеф, контррельеф;
  • обучать основным приёмам и технике рисования красками (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, витражные краски), в технике мозаика, технике лепки из глины, пластилина, теста;
  • развивать эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус;
  • развивать усидчивость, внимание, формировать умение работать в коллективе;
  • воспитывать   интерес к изучению народных промыслов;
  • содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий;
  • способствовать творческому развитию личности ребенка посредством знакомства с   живописью и народными промыслами.

Принципы построения программы:

  • Принцип психологической комфортности – обеспечение эмоционального благополучия, создание атмосферы доброжелательности, веры в силы ребенка, обеспечение индивидуального подхода, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  • Принцип деятельности – новые знания даются не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» их детьми.
  • Принцип минимакса – дифференцирование заданий с учетом индивидуальных особенностей детей, продвижение каждого ребенка вперед своим темпом и с постоянным успехом.
  • Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • Принцип последовательности и постепенности – выполнение работ идет от простого к сложному, тематика работ подбирается в соответствии с сезоном, календарными праздниками.                                                         Предполагаемые результаты:
  • ребенок умеет использовать материалы и инструменты  по назначению;
  • владеет основными приемами  различных художественных техник рисования: рисование по воску, в стилистике настенной мозаики, граттаж, витраж, пластилинографией;
  • знает особенности народных декоративно-прикладных промыслов Костромской области (Петровская игрушка, глиняная игрушка Ефима Честнякова), а также за ее пределами (гжельская роспись,).
  • имеет представления о жанрах живописи, знает известных художников и их картины;
  • узнает скульптуру малых форм, скульптурный портрет, различает рельефные изображения - барельеф, горельеф, контррельеф;
  • владеет основными приемами техник лепки из пластилина, глины, теста;
  •  у ребенка сформировано эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус;
  • дети и родители приобретают опыт участия в совместных мероприятиях по созданию коллективных художественных композиций.  

Методы оценки результатов:

  • анализ детских творческих работ;
  • контрольные задания;
  • диагностические исследования изобразительных способностей детей.

Требования к проведению занятий:

Программа рассчитана на  1  год обучения для детей 6-7 лет.

Периодичность занятий - 1 раз в неделю.

Длительность занятия  - 30-35 минут.

Количество детей составляет 8-12 человек. Занятия проводятся в изостудии детского сада во второй половине дня. Время работы сочетается с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток, зрительной и пальчиковой гимнастики).

 Структура занятия:

  1. Вводная часть, в ходе которой проводится беседа с детьми по теме занятия,  ставится определенная проблема, может быть использована игровая мотивация и сюрпризный момент, обсуждаются пути и способы решения.
  2. Объяснение и показ педагога.
  3. Физкультминутка с включением упражнений для позвоночника, кистей рук, плечевого пояса, шеи.
  4. Практическая часть работы.
  5. Заключительный этап практической работы, который содержит обмен мнениями детей о результатах своей работы, при необходимости ребенок, справившийся с заданием раньше других, может помочь ребенку, испытывающему затруднения.

Тематическое планирование занятий

Октябрь

Занятие 1. Рисование. «Ветка калины».

Задачи:

 1. Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта. Познакомить детей с картиной художника Е.Белокур «Виноград с ежевикой».

2. Учить предавать в рисунке строение, форму, пропорции ветки калины.

3. Развивать умение вливать один  цвет краски в другой.

4. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Материалы: тонированные листы бумаги, простые карандаши, акварель, палитры, кисти, вода в баночках, салфетки, букет калины на столе, ветка калины в вазе, репродукция картины Е. Белокур «Виноград с ежевикой».

Занятие 2. Рисование. «Золотая осень».

Задачи:
 1. Создать условия для  отражения в рисунке  осенней природы.                                        

 2. Учить рисовать осенние деревья путем нанесения коротких диагональных штрихов, накладывая их поверх линий ветвей.

3. Развивать творческие умения, художественный вкус.                                

 4.Воспитывать любовь к природе.

Материалы: масляная пастель, тонированные альбомные листы, репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Занятие 3. Рисование декоративное (модульное) «Чудесная мозаика».

Задачи:

 1. Познакомить детей с декоративно-оформительскими техникой - мозаика и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики.

2. Учить составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка.

3. Совершенствовать изобразительную технику.

4. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров.

Материалы: Белые листы разного формата и размера для фона, гуашь, фломастеры, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой. Три-четыре  композиции, выполненные в технике мозаики.

Занятия 4-8. Лепка. Композиция «Цирк».

Занятие 4. «Слон на тумбе и лев-каскадер»

Задачи:

1. Учить лепить циркового слона или льва на основе представления о внешнем виде животных и специфике цирковых представлениях.

 2. Учить освоению лепки слона конструктивным способом, создавать оригинальный образ из отдельных частей; лепить льва на основе рационального способа: из цилиндра (валика) надрезанного с двух концов и свернутого в форме арки (туловище на четырех лапах).                                          

 3. Развивать способность в поиске приемов для придания устойчивости фигурке с передачей позы и движения.                          

4. Воспитывать у детей любовь к  животному миру.

Материалы: технологическая карта с пошаговым показом техники создания художественного образа, пластилин, досочки, стека, салфетка, бисер, колпачок для подставки, трубочка коктельная для огненного кольца,  круглая коробка, оформленная под арену цирка для установки готовых работ.

Ноябрь

Занятие 5. «Эквилибристки»

Задачи:

1. Учить лепить цирковых собачку или обезьянку на основе представления о внешнем виде артистов в цирковом действе.

2.Продолжать учить расширять возможность конструктивной техники.

3. Развивать способность в поиске приемов для передачи позы и движения. Придавать фигурке устойчивость и равновесие.                        

4.Воспитывать у детей любовь к  животному миру.

Материалы: технологическая карта с пошаговым показом техники создания художественного образа, пластилин, досочки, стека, салфетка, бисер, трубочка коктельная для огненного кольца, круглая коробка, оформленная под арену цирка для установки готовых работ.

Занятие 6. «Клоун в кепке или в колпаке»

Задачи:

1. Учить лепить циркового человечка на основе представления о внешнем виде артистов в цирковом действе.

 2. Закреплять умение лепить фигурку человечка освоению лепки человечка комбинированным способом.

 3. Развивать умение передавать особенности грима и мимики, приемы для придания устойчивости.                          

4. Воспитывать у детей интерес к цирковому искусству.

Материалы: технологическая карта с пошаговым показом техники создания художественного образа, пластилин, досочки, стека, салфетка, бисер, зонтик коктельный, игрушка-клоун, круглая коробка, оформленная под арену цирка для установки готовых работ.

Занятие 7. «Жонглер Баранкин или воздушные гимнасты»

Задачи:

1. Продолжать учить лепить циркового человечка на основе представления о внешнем виде артистов в цирковом действе.

 2. Учить освоению лепки человечка-жонглера из цилиндра (валика), надрезанного стекой (туловище с ногами) или воздушного гимнаста из отдельных частей.

 3. Развивать представление о строении тела человека и моделировании фигурки с передачей пропорций.                          

4. Воспитывать у детей интерес к цирковому искусству.

Материалы: технологическая карта с пошаговым показом техники создания художественного образа, пластилин, досочки, стека, салфетка, бисер, проволока или леска для нанизывания баранок, коктельная трубочка, нитки, круглая коробка, оформленная под арену цирка для установки готовых работ.

Занятие 8. «Цирковая лошадь»

Задачи:

1. Учить лепить цирковую лошадь на основе представления о внешнем виде животных и специфике цирковых представлениях.

2. Закреплять умение использования рационального способа: из цилиндра (валика) надрезанного с двух концов и свернутого в форме арки (туловище на четырех лапах).                                          

3. Развивать способность поиска выразительно-изобразительных средств для моделирования гривы и хвоста. Создание композиции.    

4. Воспитывать у детей любовь к  животному миру.

Материалы: технологическая карта с пошаговым показом техники создания художественного образа, пластилин, досочки, стека, салфетка, бисер, колпачок для подставки, перышко для украшения гривы,  круглая коробка, оформленная под арену цирка для установки готовых работ.

Декабрь

Занятие 9. Рисование. «Лунная дорожка».

Задачи:
 1. Создать условия для  отражения в рисунке  природы в вечернее время суток.                                        

 2. Учить рисовать пейзаж, поэтапно нанося штрихи разной длины, используя пастель и акварель.

3. Развивать воображение, художественный вкус.                                

4.Воспитывать интерес к жанру пейзажа.

Материалы: масляная пастель, альбомные листы для акварели, технологическая карта с поэтапным показом техники рисования.

Занятие 10. Рисование. «Золотые купола».

Задачи:
1. Формировать представление детей о различных архитектурных стилях.

2. Учить рисовать архитектурный пейзаж, делая набросок карандашом.

3. Закреплять умение рисовать акварельными красками.                                

4.Воспитывать интерес к жанру пейзажа.

Материалы: простой карандаш, акварель, гелевая или чернильная ручка золотого цвета, альбомные листы для акварели, репродукции картин К.Ф. Юона «Купола и ласточки» и В.Д. Поленова «Московский дворик» технологическая карта с поэтапным показом техники рисования.

Занятие 11. Лепка. «Чудо-дерево» (по сказке Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко»)

Задачи:

 1. Учить создавать рельефную картину с изображением дерева с большим яблоком.

 2.  Закреплять приемы работы с тестом (раскатывание, сплющивание).

3. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

4. Воспитывать интерес к творчеству Е.В. Честнякова.    

Материалы: цветное тесто, мука, баночки с водой, клеенки, ситечко, ½ листа цветного картона с рамочкой.

Занятие 12. Рисование. «Новогодние игрушки».

Задачи:
1. Вызвать интерес к созданию новогодних игрушек.                                        

2. Познакомить со способом конструирования фигурок животных и сказочных персонажей из овоидов ( цельной яичной скорлупы)..

3. Развивать восприятие, воображение, художественный вкус.                                

4.Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Материалы: цельная яичная скорлупа, укрепленная мягкой бумагой в технике папье-маше, краски гуашевые, смешанные с клеем ПВА, кисти, клей, баночки с водой, ленточки, подвески, иллюстрация с вариантами росписи игрушек.

Январь

Занятие 13. Лепка. «Рождественский венок»

Задачи:

1. Формировать опыт создания интерьерных композиций по народным мотивам.

2. Учить лепить венок в смешанной технике.

3. Развивать чувство гармонии.

4. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.    

Материалы: тесто, мука, баночки с водой, клеенки, ситечко, досочки, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 14. Рисование. «Зимняя ночь».

Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа.

2. Закрепить знания жанра живописи – пейзажа.            

3.Учить передавать настроение тихой зимней ночи; упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.                        

4. Воспитывать творческую самостоятельность.

Материалы: ¼ часть плотного альбомного листа, свеча, черная гуашь, кисти, влажные тряпочки, заостренная палочка (зубочистка), рамки, большая картина, выполненная в технике «граттаж».

Занятия 15-16.  «Гжельская посуда».

Занятие 15. Лепка. «Чайный сервиз».

Задачи:

 1. Продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика».

2. Учить лепить гжельскую посуду: чайник (дисковидный), чашку с блюдцем, передавая их характерную форму, пластично выполняя детали.

3. Закреплять умение аккуратно примазывать части, готовить изделие к росписи.

4. Воспитывать интерес к искусству гжели.

Материалы: изделия гжельской керамики, глина, стеки, баночки с водой, досочки.

Занятие 16. Рисование декоративное. «Чайный сервиз».

Задачи:

 1. Продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика».

2. Учить расписывать керамические изделия, рисовать простые элементы гжельской росписи: точки, кружочки, линии, капельки, составляя из элементов узор.

3. Развивать чувство ритма и композиции.

4. Воспитывать интерес к искусству гжели.

Материалы: изделия гжельской керамики, гуашь белая и голубая, кисти разных размеров, палитры, банки с водой, просушенные глиняные изделия, салфетки.

Февраль

Занятие 17. Лепка. «Совушка - сова»

Задачи:

1. Расширять представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика.

2. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого на части.

3. Развивать мелкую моторику обеих рук.

4. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.    

Материалы: ½ часть плотного картона фиолетового или синего цвета, пластилин, досочки, стеки, салфетки, иллюстрация с изображением совы.

Занятие 18. Рисование. «Папин портрет».

Задачи:

 1.Закрепить представление о жанре портрета.

2. Учить рисовать портрет папы, правильно изображая черты его лица.

3. Развивать умение подмечать похожесть в  мимике лица, в выражении и цвете глаз.

4. Воспитывать уважительные и дружеские отношения к родителям.

Материалы: цветная  плотная бумага, простой карандаш, масляная пастель, Фигурные ножницы, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 19. Рисование. «Такие разные эмоции».

Задачи:

 1.Создать условия для изображения различных эмоций у мультипликационных персонажей.

2. Учить передавать чувства героев мультфильмов на бумаге.

3. Развивать умение подмечать и находить характерные признаки лица в разном эмоциональном состоянии.

4. Воспитывать интерес к работе мультипликатора.

Материалы: альбомный лист, простой карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, кисти, баночки с водой, салфетки, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 20. Лепка. «Красивый цветок»

Задачи: 

1. Познакомить детей с новой рельефной лепкой – контррельефом.

2. Обеспечить условия для создания рельефной картины

3. Учить поиску способов решения художественной задачи.

4. Воспитывать самостоятельность в работе. 

Материалы: пластилин, ¼ часть листа цветного картона, стеки, досочки.

Март

Занятие 21. Рисование. «Волшебные бабочки».

Задачи:

 1.Формировать умения  создавать отдельные образы .

2. Учить рисовать бабочек, сочетая разные техники рисования (по воску, набрызг).

3. Развивать творческие умения, художественный вкус.

4. Воспитывать желание готовить подарки к праздникам.

Материалы: плотная бумага, восковые мелки, акварель, кисти, баночки с водой, иллюстрации бабочек, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 22. Рисование. «Чайки в полете».

Задачи:

 1.Продолжать формировать умение создавать отдельные образы .

2. Учить рисовать летящих птиц, используя основные геометрические фигуры.

3. Развивать творческие умения, художественный вкус.

4. Воспитывать любовь к животным, природе.

Материалы: плотная бумага, простой карандаш, акварель, кисти, баночки с водой, иллюстрации с изображением чаек, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 23. Лепка. «Будильник»

Задачи: 

1. Продолжать учить детей создавать в лепке модели функциональных предметов.

2. Передавать в лепке пластическими средствами представления о внешнем виде и назначении будильника.

3. Совершенствовать технику рельефной лепки.

4. Воспитывать самостоятельность в работе. 

Материалы: цветное тесто, стеки, досочки.

Занятие 24. Лепка. «Фигурки на каркасе»

Задачи: 

1. Вызвать интерес к лепке фигурок на каркасе по представлению.

2. Учить лепить выразительную фигуру человека, передающую движение.

3. Совершенствовать технику объемной лепки.

4. Воспитывать самостоятельность в работе. 

Материалы: проволочный каркас, закрепленный на деревянном бруске, пластилин, бисер, паетки.

Апрель

Занятие 25. Рисование. «Звездная ночь».

Задачи:

 1.Вызвать интерес к созданию космического пейзажа .

2. Учить рисовать планеты и звезды на темно-синем фоне.

3. Развивать умения совершать вращения кистью для получения округлых неровных очертаний, для изображения звездочек использовать «набрызг».

4. Воспитывать интерес к космосу.

Материалы: плотная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, иллюстрация с изображением ночного звездного неба, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 26. Рисование. «Фруктовая сказка».

Задачи:
 1. Вызвать интерес в рисовании натюрморта. Познакомить с картиной И.И. Машкова «Синие сливы».

2. Учить детей рисовать свой натюрморт и придумывать сказку по его содержанию.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость, обратить внимание на цвет как средство передачи настроения.

4. Воспитывать любовь к природе.

Материалы: гуашь, кисти разных размеров, палитры, бумага тонированная, простые карандаши, муляжи фруктов, картина И.И. Машкова «Синие сливы».

Занятие 27. Лепка. «Конь»

Задачи: 

1. Продолжать знакомить с петровской глиняной игрушкой.

2. Учить лепить народную игрушку – коня, передавая ее особенности (отверстие для свистульки).

3. Развивать умение работать с глиной, мелкую моторику рук, глазомер.

4. Воспитывать интерес к мастерству народных умельцев. 

Материалы: глина, стеки, баночки с водой, изделия (свистульки) петровских мастеров, технологическая карта с пошаговым выполнением.

Занятие 28. Лепка. «Подсвечник»

Задачи: 

1. Расширить опыт изготовления подарков для родных и близких.

2. Инициировать поиск декоративного оформления подсвечников.

3. Развивать чувство ритма, гармонии, художественный вкус.

4. Воспитывать любовь к родним и близким. 

Материалы: цветное тесто, свеча, досочки, баночки с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка «Словесного творчества »

В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого развития, поск...

программа кружка «Чудеса своими руками»

ПРОГРАММА кружка детского творчества «Чудеса своими руками»...

Программа работы кружка "Занимательная математика" для детей средней группы на 2017-2018 учебный год.

Программа разработана для детей логического мышления,ознокомления детей с цветными палочками Кюизенера. Программа составлена в связи с социальным запросом родителей и педагогов ДОУ....

Программа работы кружка «Развитие мелкой моторики детей нетрадиционными техниками».

Проведение занятий  по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит детей работат...

ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА_ТЕСТОПЛАСТИКА

Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества детей. В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. Лепить из соленого теста большое удовольствие и ра...

Рабочая программа кружка "Чудеса своими руками"

Программа кружка "Чудеса своими руками"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Чудеса своими руками (с использованием нетрадиционных техник аппликации)» в средней логопедической группе «Ромашка»

Пояснительная записка.Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению,способностью детей осознавать поставленные п...