Проект для младшей возрастной группы детей "Масленица дорогая - наша гостья золотая"
проект (младшая группа) по теме

Яковлева Анастасия Викторовна

Цель проекта: воспитание любви к своей Родине через знакомство детей с традиционным народным праздником Масленица.

Идея проекта состоит в том, чтобы дать детям первоначальные представления о русском народном празднике -                                                                                    Масленица, с характерными для него обрядами, познакомить детей с русскими традициями гостеприимства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nominatsiya_debyut_yakovleva_proekt_maslentsa.docx1005.46 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ДАР»

Образовательный проект

«Масленица дорогая-наша гостья золотая»

МЛАДШАЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ

Составитель:

Воспитатель,

Яковлева Анастасия Викторовна

Санкт-Петербург

2017 год

Название проекта: «Масленица дорогая-наша гостья золотая»

Участники проекта: дети младшей возрастной группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: (краткосрочный, 6 дней)

Цель проекта: воспитание любви к своей Родине через знакомство детей с традиционным народным праздником Масленица.

Идея проекта состоит в том, чтобы дать детям первоначальные представления о русском народном празднике -                                                                                    Масленица, с характерными для него обрядами, познакомить детей с русскими традициями гостеприимства.

Задачи проекта:

1) образовательные:

- дать элементарные представление о русском народном празднике -                                                                                    Масленица, с его значением, правилами, обрядами;

- познакомить детей с русскими традициями гостеприимства;

- расширять словарный запас детей, вводить в речь новые слова и способствовать активизации пассивного словаря;

- формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя;

- учить детей задавать вопросы по теме;

- способствовать появлению интереса к истории и традициям нашей страны.

2) развивающие:

- создать условия для творческого развития каждого ребенка;

- побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи;

- способствовать развитию коммуникативных навыков;

-  развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную;

- способствовать развитию навыков художественного исполнения в тематических лепке, рисунках, аппликациях, передавая цвет, форму;

- способствовать представлению различных образов, а также эмоциональной отзывчивости через художественную литературу, картины, музыкальные произведения.

3) воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к традициям и родной стране в целом;

- способствовать развитию умения работать в коллективе;

- создавать условия для дружеского общения;

К задачам проекта также необходимо отнести следующие:

- организовать активное взаимодействие детей с родителями;

- составить подборку стихотворений и пословиц по тематике проекта, ля использования на занятиях, в режимные моменты и как рекомендации для прочтения родителям детям.

Программное содержание: интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Ожидаемые результаты:

1. Дети должны получить:

- элементарные представления о празднике Масленица;

-  представления о народных играх, обрядах;

2. У детей повысится познавательный интерес к традициям страны.

3. Расширяться коммуникативные и творческие способности детей.

4. У родителей повыситься интерес к жизнедеятельности детей в группе.

 

Этапы реализации проекта «Масленица дорогая-наша гостья золотая»

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (8 -15 февраля)

Задачи I этапа

Воспитатели:

1. Создавать развивающую среду.

2. Организовывать работу с родителями.

3. Составить общий план проекта, разрабатывать конспекты занятий.

4. Осуществлять отбор информации об истории праздника, особенностях, подбор тематических игр, иллюстраций, художественных и музыкальных произведений по тематике проекта.

5. Составить подборку стихотворений и пословиц по тематике проекта, для использования на занятиях, в режимные моменты и в качестве рекомендации для прочтения родителями детям.

7. Разработать сценарий праздника «Масленица» (в соавторстве).

Родители:

1. Проводить с детьми беседы о гостеприимстве, о празднике Масленица.

2. Прочтение детям стихотворений и пословиц о Масленице.

2 этап –ОСНОВНОЙ (практико – ориентированный – 15 -22 февраля – 6 дней)

1. Проведение занятий согласно образовательному плану, включающих в себя тематические элементы, а также элементы проектной деятельности.

2. Прогулки на детской площадке с применением игровых, физкультурно-оздоровительных технологий, бесед по теме и наблюдений.

3. Художественное творчество.

4. Чтение художественных произведений, посвященных времени года весна (проводы зимы, встреча весны), беседы на тему гостеприимства.

5. Организация подвижных, пальчиковых, сюжетно-ролевых игр (см. Приложение)

6. Организация и проведение праздника «Масленица» с участием актеров – героев.

7. Рефлексия. Беседа с детьми о гостеприимстве и празднике Масленица (повторение, закрепление знаний).

3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (21, 22 февраля)

1. Проведение праздника «Масленица – барыня»

- в детской группе с участием героев (см. Приложение 1, «Сценарий празднка масленица»)

- на детской площадке с ряженьем и играми (см. Приложение 2, «Подборка подвижных игр на улице по масленичной тематике»)

2. Беседа с детьми «Что значит быть гостеприимным?», дидактическая игра «Чаепитие», подвижная игра «Барыня», экскурсия к выставке творческих работ детей по теме, обсуждение – что понравилось больше всего, кто что делал и т.д. - рефлексия).

ПЛАН ПРОЕКТА «Масленица дорогая-наша гостья золотая»

Дата

ООД

Работа с родителями

УТРО

ВЕЧЕР

    15 февраля (ср)

Беседа: «Признаки времени года весна»? Рисование «Солнышко из ладошек".

Беседа «Что такое Масленица?»

Разучивание пальчиковой игры «Солнышко – ведрышко». Рассматривание иллюстраций по теме.

 

Озвучить родителям тему недели, предложить воспользоваться методическими рекомендациями по прочтению детям стихотворение, поговорок, потешек по теме.

Порекомендовать родителям совместно с детьми посетить
Масленичные гуляния на разных площадках города.

16 февраля (чт)

Занятие «ФЭМП», аппликация «Блинчики со сметаною».

 Разучивание масленичной
игры- забавы «Солнышко», чтение потешек и поговорок по теме.

17 февраля (пт)

«Комплексное занятие «В гостях у бабущки – загадушки» (загадки о временах года, празднике Масленица)

Заучивание закличек «Солнышко».

Игровая ситуация «Приглашаем друзей на блины»

19 февраля (пн)

Творческое занятие «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои» (рисование, аппликация)

Подвижные игры, повторение загличек

20 февраля (вт)

Аппликация «Масленица – красавица»,

Малоподвижная игра «Как на нашем во дому»

Праздник «Масленица – барыня»

Игры с ряженьем на улице

21 февраля (ср)

Беседа с детьми «Что значит быть гостеприимным?», игровая ситуация «Чаепитие»

Подвижная игра «Барыня», малоподвижная игра «Пузырь». Экскурсия к выставке творческих работ детей по теме, обсуждение – что понравилось больше всего, кто что делал и т.д. - рефлексия).

Подробное описание основного этапа проекта.

День первый.

1. Комплексное занятие по рисованию «Весеннее солнышко, покажись», коллективная творческая работа «Солнышко из ладошек», беседа «Признаки времени года весна».

Класс для занятий, на доске размещены иллюстрации «Весна», плакат «Масленица», чучело Масленицы.  

Организационный момент – загадка для детей:

Зиму с ней мы провожаем,

И весну-красну встречаем!

Ей блины вкусны пекут.

Даму эту как зовут? (Масленица)

Воспитатель: Ребята, что вы знаете об этом празднике? Когда он проходит? (зиму провожаем, весну встречаем, кушаем блины и др. возможные ответы детей). 

- Весной дует холодный и морозный ветер? Нет? А какой ветер осенью? (ласковый и тёплый ветерок.)

- Солнышко весной прячется за тучками? (Нет, выглядывает и греет своим теплом).

- А небо весной какое? (ясное, голубое, солнечное)

Воспитатель:

А что происходит с травкой и деревьями весной? (Распускаются листочки, зеленеют, растут)

- Молодцы, ребята! А давайте позовем к нам в гости солнышко!

Разучивание потешек:

1) Солнышко ясное,

Солнышко красное,

Нашу землю освети,

Облака позолоти!

2)

Солнце, солнце,

Выгляни в оконце!

3)

Солнышко, покажись!

Красное, нарядись!

Пальчиковая игра «Солнышко – ведрышко» (разучивание сопроводительного стихотворения, повтор 2 – 3 раза).

Солнышко-ведрышко (руки — вверх, развести в стороны),

Взойди поскорей,

Освети, обогрей (руки перед собой)

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят.

 Музыкальный фон: Антонио Вивальди, цикл «Времена года. Весна»

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки. Они похожи на лучики солнца? (Да) Тогда, давайте обведем наши ладошки карандашиком на бумаге. (Воспитатель помогает детям обвести ладошки на цветной бумаге, вырезает ножницами).

- Коллективная работа (на заранее подготовленную заготовку в форме круга детки приклеивают «лучики – ладошки», глазки, рот и др.).

2. Прогулка.

- Наблюдение на прогулке «Как одеваются весной на улицу взрослые и дети?», «Признаки весны».

Воспитатель:

Ребята, вы, наверное, уже заметили, что люди начинают менять свою одежду, складывают в шкафчики дома теплые – теплые шубы куртки. Но все же, надо быть острожными, погода обманчива, одевать нужно по – прежнему тепло. Что мы надели сегодня? (шапка, шарф, куртка и т.д.) Проговариваем все вместе – шапка, шарф, куртка, сапоги. Вам тепло?

- Ребята, а если пойдет весенний дождик, какие предметы помогут людям не промокнуть? (зонт, дождевик, резиновые сапоги)

- Труд: очищаем горки, скамейки от оставшегося снега, от песка; уход за кормушками, подкормка птиц.

- Физическое развитие: прыжки с продвижением вперед, на одной / двух ногах; подвижная игра «Карусели», «У медведя во бору», «Барыня»,

День второй.

1.  Занятие «ФЭМП»

Упражнения «Считаем блинчики», «Какой блинчик больше?», «Где блинчиков больше, где меньше?» (закрепление изученного материала), пальчиковая игра «Солнышко –ведрышко», артикуляционная гимнастика «Мост», «Ветерок», упражнение «Дуем на лучик солнца».

Коллективная работа «Аппликация. Блинчики со сметанкой» (обсуждение правил гостеприимства, какие начинки для блинчиков могут быть – варенье, сметана и др.)

2. Прогулка.

- Наблюдение «Какая сегодня погода?»

Наблюдение за небом, ветром, осадками, за одеждой и поведением людей.

Воспитатель:

Весной цветут цветы?

Весной растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Теплый ветер прилетает?

Облака плывут?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки открывают?

Мед пчелы собирают?

Птичьи стаи прилетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

- Ребята, какие животные просыпаются весной и выходят из своих норок и берлог?

- Труд: уборка на детской площадке – уход за кормушками, очищаем горки и скамейки от снега и песка.

- Физическое развитие: Подвижная игра «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Барыня».

3. Разучивание масленичной игры - забавы «Солнышко», чтение потешек и поговорок по теме.

День третий.

1. «Комплексное занятие «В гостях у бабушки – загадушки»

(загадки о временах года, празднике Масленица)

Воспитатель в роли бабушки ведет диалог с детьми о весне, о празднике Масленица. Загадывает об обрядах праздника (хороводы, угощения, танцы), загадывает детям загадки, рассказывает пословицы.

Бабушка:

Добрый день, молодцы! Добрый день, девицы!

Какое время года уже стучится к нам в двери? (весна) А какой праздник самый шумный, самый веселый весной? (Масленица)

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

- Ребята, вы уже пекли блины вместе с родителями? Какие начинки кладет ваша мама в блинчики? (ответы детей)

-Ой, какие молодцы! «Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы.  Мажьтесь масленее — будет повкуснее».

- Знаете ребята, есть такая пословица старинная - «Как на масляной неделе в потолок блины летели», как вы думаете, что она означает? (много блинов; еду бросать нельзя).

- А еще у меня есть одна пословица для вас - «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны», а это что значит, как думаете? Блины на что похожи? Какой они формы? (круглой, круг, солнце, колеса и др. ответы)

- Какие вы сообразительные! А загадки из моего лукошка отгадаете? 

И Весну-Красну встречаем,

Ей блины вкусны пекут,

Даму эту как зовут?

Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,

Едим масло и блины,

И весну мы ожидаем,

Это — праздник старины.

Ответ: Масленица

С сыром, маслом и сметаной,

Дырчаты и румяны,

Ароматны и вкусны,

Аппетитные …(блины).

Горячий, румяный,

Сытный, желанный,

Бабушка с утра печёт,

Угощается народ.

Ответ: Блин

- Ура! Все отгадали, а теперь давайте солнышко позовем и поиграем с ним!

Солнышко ясное,

Солнышко красное,

Нашу землю освети,

Облака позолоти!

*

Солнце, солнце,

Выгляни в оконце!

*

Солнышко, покажись!

Красное, нарядись!

- Подвижная игра «Солнышко». Конец.

2. Прогулка

- Наблюдение «Какая сегодня погода?»

- Труд: уход за кормушками, очищаем горки и скамейки от снега и песка.

- Физическое развитие: Подвижная игра «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Барыня».

- Физическое развитие: подвижная игра «Карусели», «Имитация движений зверей» (медведь, зайки, лошадки, лисички); индивидуальные задания.

3. ОХЛ «В гостях у солнышка», рассматривание иллюстраций. 

Учим заклички.

*

Солнышко ясное,

Солнышко красное,

Нашу землю освети,

Облака позолоти!

*

Солнце, солнце,

Выгляни в оконце!

*

Солнышко, покажись!

Красное, нарядись!

4. Игровая ситуация «Приглашаем друзей на блины»

День четвертый.

1. Творческое занятие «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои» (рисование, аппликация)

Основная цель занятия: способствовать развитию творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Приветствие воспитателя.

Напекем блинов мы гору,

Вкусным маслицем их смажем.

И суровой, злой зиме,

До свидания мы скажем.

- Продолжаем говорить о народном празднике «Масленица», повторяем цвета, геометрические формы в диалоге о празднике.

- Создание доброжелательной и праздничной атмосферы в группе.

Воспитатель предлагает детям создать «свой» блинчик – разукрасить бумажную тарелочку в желтый цвет.

- Обсуждение правил гостеприимства, «Как приготовить блины?», «Какие начинки для блинов вы больше всего любите?»

- Воспитатель предлагает детям выбрать «варенье» для своего блиночка (ягодки – малина, клубника, черника).

2. Прогулка

- Труд: уборка на детской площадке, очищаем горки и скамейки от песка, уход за кормушками.

- Физическое развитие: подвижные игры «Весенний ветерок» - бег с разной скоростью, «У медведя во бору», «Солнышко».

- Наблюдение-описание: «Какая сегодня погода?».

День пятый.

1. Аппликация «Масленица – красавица».

Воспитатель:

Светит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку.

- Ребята, скажите, какая она, масленица? (Красивая, яркая, веселая и др.)

- А давайте именно такой ее и сделаем, наша масленица – красавица! Итак, что нам нужно, чтобы сделать для масленицы нарядное платье? (бумага) Какого цвета? (красная, желтая) А что мы наденем ей на голову? Шапку? (нет, платок) Какого цвета?

- Упражнение с цветной бумагой «Гармошка» (развитие мелкой моторики, мышления, логики).

- Воспитатель помогает детям приклеить все части аппликации.

- А посмотрите на личико Масленицы, чего не хватает? (глазки, носик, ротик, щечки).

- Продолжаем выполнять работу.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Как только подсохнет клей, я повешу ваши работу в выставочный зал нашего садика, и мы с вами отправимся на экскурсию!

2. Прогулка

- Наблюдение «Какая сейчас погода?»

- Беседа «Какие животные выходят из спячки весной?» (медведи, ежи, бурундуки)

- Труд: уборка на детской площадке, уход за кормушками.

- Физическое развитие: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Солнышко и дождик».

3. Праздник «Масленица» для детей младшего возраста, см. Приложение 1.

4. Игры с ряженьем на улице «Масляничные гуляния» (см. Приложение 2)

День шестой

Рефлексия

1. Беседа с детьми «Что значит быть гостеприимным?», игровая ситуация «Чаепитие»        

2. Экскурсия к выставке творческих работ детей по теме, обсуждение – что понравилось больше всего, кто что делал и т.д. - рефлексия).

3. Подвижная игра «Барыня», малоподвижная игра «Пузырь».

Работа с родителями на заключительном этапе проекта:

  • Ознакомление родителей. с выставкой творческих работ детей группы по проекту «Масленица дорогая-наша гостья золотая»
  • Дополнительные индивидуальные беседы с родителями (рекомендации, итоги деятельности ребенка, ответы на вопросы родителей по теме).

Итоги и перспектива проекта

«Масленица дорогая-наша гостья золотая».

Количественные итоги:

1) Экскурсия для детей к зоне творческих работ по проекту «Масленица дорогая-наша гостья золотая» показала, что 10 детей из 10 (присутствующих) могут перечислить основные признаки времени года «весна», знают, как называется народный праздников проводов зимы и встречи весны(«масленица») -  6 детей из 10 детей, могут дать развернутое описание праздника (обряды, угощения) – 4 из 10 детей.

К заключительному этапу проекта слова подвижных тематических игр знали 5 детей из 15 (вся группа), тексты закличек «Солнышко» - 6 детей.

 2). Педагогическое наблюдение на притяжении всего проекта показало: все дети из группы умеют выражать эмоциональное отношение к времени года «весна» и празднику «маслениц» в творческих работах. Определяя при этом и настроение, и краски (эмоции), в беседах и обсуждениях; большинство детей позитивно настроено на познание окружающего мира, традиций страны.

3). Педагогическое наблюдение во время занятия по математике (а также в математических упражнениях в свободное время, на прогулках) показало: 90% детей умеют определять размер (большой, маленький), облаков, количества осадков), а также проводить сравнения между предметами или явлениями одинакового характера (больше – меньше, мало – много), 100% детей знают основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий), больше половины могут разделить цвета на «яркий», «не яркий».

А также:

  • Обогащение активного и пассивного словаря детей- введение таких слов как: время года, месяцы весны: март, апрель, май, Масленица, традиции, гостеприимство, народные гулянья.
  • Повышение интереса к наблюдениям за природой, птицами и животными, а также людьми (настроение, одежда) в процессе смены времен года; интерес к традициям страны, к взаимодействию с друг другом в играх и забавах.
  • Реализация творческого потенциала каждого ребенка в благоприятно созданных условиях (психологический климат, дружелюбная, активная атмосфера).

Делая обобщающий вывод можно сказать, что проект «Масленица дорогая-наша гостья золотая», был реализован успешно, продуктивно, благодаря ему дети получили новые знания, обогатили свой словарный запас; проект также способствовал повышению познавательного интереса и способствовал развитию творческих способностей каждого участника проекта; в проекте приняли участие родители и дали положительный отзыв о творческой выставке по проекту, а также разработанным для них рекомендациям.

К перспективам проекта можно отнести: усложнение деятельности (творческой, познавательной, физической); результаты проекта будут использоваться для дальнейшей работы по изучению времени года «весна», народных праздников, традиций, художественной литературы.

Использованные ресурсы и литература:

1. 0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.

2. Л.В. Кокуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ,2005 (развитие и воспитание)

3. Сайт deti – online.ru «Стихи про Масленицу для детей».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Сценарий праздника «Масленица – барыня»

Авторы: воспитатели,

Яковлева А.В., Райкова Д.А.

Действующие лица : Матрёшка, Солнышко.

Реквизит: музыкальные композиции (Балаган Лимитед — Масленица, группа Колесо — Масленица, Трубачёвы — Масленица, Забава — пришла к нам Масленица, Иван Купала — виноград; песня «Выпал беленький снежок»), чучело Масленицы, ряжение для детей.

Предварительная подготовка:

  1. Беседа с детьми о русских традициях празднования Масленицы;
  2. Чтение детям закличек и потешек на тему «Масленица», дальнейшее разучивание детьми закличек и потешек.
  3. Прослушивание песен на тему «Масленица», «Весна»;
  4. Подвижные игры «Карусели», «Солнышко-ведрышко», хороводы;
  5. Подготовка выставки творческих работ детей на данную тему.

Задачи:

  1. Формировать интерес к народному русскому творчеству, уважительно относиться к разнообразию масленичных традиций;
  2. Развивать общую моторику, крупные движения, моторику рук; продолжать актуализировать речевое развитие, развитие зрительного восприятия, а также слухового восприятия и внимания;
  3. Формировать положительное эмоциональное отношение к играм, музыке, стихотворениям, продолжать развитие художественно-эстетической деятельности воспитанников.

Голос из-за ширмы:

Внимание – внимание!

Начинаем масленичные гуляния!

Встречайте гостью дорогую – красавицу Матрешку! 

Матрешка:

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы! (Поклон)

Я веселая Матрешка,

Знаю песен, игр и забав целое лукошко!

-Я приглашаю вас на праздник! А кто знает, как он называется? (Масленица)

- Правильно!

Сегодня зиму провожаем,

А весну встречаем!

Хоровод «Выпал беленький снежок»

Матрешка:

-Ребята, нужно нам Солнышко в гости позвать!

Солнышко ясное,

Солнышко красное,

Нашу землю освети,

Облака позолоти!

-Давайте все вместе позовем Солнышко!

Солнце, солнце,

Выгляни в оконце!

**

Солнышко, покажись!

Красное, нарядись!

Появляется Солнышко.

Матрешка и солнышко танцуют пол муз. сопровождение (Колесо — Масленица)

Солнышко:

Ой, как много здесь гостей,

Ждет вас множество затей.

Будем петь да играть,

И весну-красну встречать!

-У меня есть маленькие разноцветные лучики. Ребята, давайте потанцуем с ними, и Весна издалека увидит наш танец с лучиками и поторопится к нам!

Танец «Весёлая песенка»

Солнышко: -Ребятушки, приглашаю вас со мной поиграть — маленькими лучиками стать, весну зазывать!

Игра «Солнышко-ведрышко»

Солнышко-ведрышко (руки — вверх, развести в стороны),

Взойди поскорей,

Освети, обогрей (руки перед собой)

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят.

Солнышко: -А теперь зову вас, мои маленькие лучики, покататься на солнечной карусели. Держите мои ленточки-лучики и повторяйте за мной.

Игра «Карусели»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,  

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом!  

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите,  

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Матрёшка: -Какие вы молодцы! А загадки мои отгадаете?

Зиму с ней мы провожаем,

И весну-красну встречаем!

Ей блины вкусны пекут.

Даму эту как зовут? (Масленица)

Появляется чучело Масленицы.

Солнышко: -Ух, ты! Кто это к нам пришел? Давайте нашу Масленицу — барыню порадуем — станцуем для неё!

Ай, да ты,

Ай, да я,

Ай да барыня моя!

Барыня, барыня,

Попляши, сударыня!

Так-так, перетак,

И вот будет это так!

Солнышко:

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная уходит.

Снег и холод прочь уводит.

Весну  красную приводит.

Матрёшка: -Ребята, у меня для вас еще загадочка припасена, отгадать сможете?

С сыром, с маслом и сметаной,

Дырчатые и румяны,

Ароматны и вкусны

Аппетитные … (Блины)

Солнышко: -А на что похожи блинчики? (Ответы детей)

-А ещё блины похожи на солнышко!

Матрёшка: - А почему? (Ответы детей: пч круглые, жёлтые)

Матрёшка и Солнышко:

Как на масленой неделе

Из печи блины летели.

Ой, блины-блины-блины,

Ой, блиночки мои!

- А ТЕПЕРЬ ВСЕХ-ВСЕХ ПРИГЛАШАЕМ К СТОЛУ — БЛИНАМИ УГОЩАТЬСЯ БУДЕМ!

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся .

На горах катаемся,

Блинками наедаемся.

С пылу, с жару разбирайте,

Похвалить не забывайте.

С пылу, с жару, из печи-

Все румяны, горячи.

Праздник продолжается на улице – с ряженьем, песнями и хороводами, подвижными играми, проводами зимы!  

Приложение 2.

Подборка подвижных, малоподвижных и пальчиковых игр

по теме «Масленица»

Младшая возрастная группа

Подвижная игра «Солнышко»

Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее (круг сжимается),

А весна милее (круг расширяется).

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!» - это сигнал детям разбегаться в разные стороны, ведущий должен их ловить.

Подвижная игра «Карусель»

Реквизит: палочка с лентами или пояс с лентами (надевает ведущий).

Воспитатель: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится.  И не забываем говорить слова в ритм движениям:


«Еле – еле – еле — еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

(убыстряем темп)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Поменять направление движения.

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончилась игра» (повтор 2-3 раза)

Малоподвижная игра «Пузырь (месим тесто)»

Беремся за руки и говорим вместе три раза: «Месим, месим тесто». На эти слова медленно и ритмично топая подходим друг к другу (чтобы круг, образованный нашими руками, стал совсем маленький).

Затем начинаем «раздувать» пузырь, то есть расширять наш круг, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся!
Бух! Лопнул!»(отпускаем руки и приседаем, выдыхая долго): шшшшш.

 

Малоподвижная игра «Как во нашем во дому»

Игра для самых маленьких.

Беремся за руки, ходим и говорим ритмично:

«Как во нашем во дому
Печка истоплёная,
Блины испечёные,
Каравай состряпанный.
Эдакий уууузенький! (сходимся в узкий круг)
Эдакий ниииизенький! (садимся на корточки)
Эдакий широооокий! (делаем широкий круг, не отпуская рук)
Эдакий высоооокий! (высоко поднимаем руки вверх, встаем на цыпочки)».

Танцевальная игра «Барыня»

Ай, да ты,

Ай, да я,

Ай да барыня моя!

Барыня, барыня,

Попляши, сударыня!

Так-так, перетак,

И вот будет это так!

Приложение 3.

Рекомендации для родителей по теме «Народный праздник Масленица»

Родителям детей младшей возрастной группы детей рекомендуется проводить с детьми беседы на прогулках:

        Обратить внимание ребенка на изменения погоды (описание погоды, сравнения), смена времен года.

        Перечислять как можно больше признаков весны.

        Предлагать ребенку описывать весенний день – погода, настроение.

        Во время прогулки обращать внимание на то, как одеваются люди весной – и взрослые, и дети. Перечислять названия предметов одежды– шапка, шарф, перчатки, во время дождя – резиновые сапоги, зонтик.

        По возможности посетить народные гуляния, посвященные празднику «Масленица».

        Называть ребенку обряды и традиции праздника «Масленица» (печь блины, пригашать в гости друзей, ходить в гости, быть гостеприимными, веселиться – петь песни, танцевать), обратиться к истории праздника.

Упражнение "Подбирай, называй, запоминай"

Небо весною(какое?)

Солнце весною (какое?)

Ветер весною (какой?)

Дождь весною (какой?)

Листья весною (какие?)

Весною листья (что делают?) – распускаются, зеленееют.

 желтеют, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Весною дождь (что делает?)

Весною солнце (что делает?)

Весною птицы (что делаю?)

Рекомендации для родителей по чтению

художественной литературы, поговорок, закличек по теме

Поговорки про Масленицу для детей

        (объяснять ребенку значение поговорки, обсуждать вместе)

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов -не Масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Заклички «Солнышко»

***

Солнышко ясное,

Солнышко красное,

Нашу землю освети,

Облака позолоти!

***

Солнце, солнце,

Выгляни в оконце!

***

Солнышко, покажись!

Красное, нарядись!

        Стихотворение А. Усачёва «Масленица»  

        Стихотворение Д. Кузнецова «Блины» и др.

(«Стихи про Масленицу для детей», сайт deti – online.ru)

Приложение 4.

Фотоотчет о реализации проекта

D:\ЧДОУ ДАР\Проект масленица\UmyymoS7Zag.jpg

Коллективная работа «Солнышко из ладошек» (рисование, аппликация)D:\ЧДОУ ДАР\Проект масленица\0_K_AARovXM.jpg

Коллективная работа «Аппликация. Блинчики со сметаной».

D:\ЧДОУ ДАР\Проект масленица\WvWRhBvix2g.jpg

«Ой блины – блины мои, ой блиночки мои»

(рисование ,аппликация)D:\ЧДОУ ДАР\Проект масленица\B0pzX3mDNCQ.jpg

D:\ЧДОУ ДАР\Проект масленица\To9Vf-tW8Ag.jpg

D:\ЧДОУ ДАР\Проект масленица\uVVvPjpnsK4.jpg

        

Аппликация «Масленица – красавица»D:\ЧДОУ ДАР\Проект масленица\AzYX1SWYIxc.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект в младшей разновозрастной группе "Осень, Осень в гости просим"

Проект позволяет в условиях  воспитательного  – образовательного процесса  в ДОУ расширять знания детей о сезонных изменениях в природе связанных с наступлением осени ; деревья,  п...

План-конспект организованной образовательной деятельности: «Масленица дорогая-наша гостья золотая»

Данный материал направлен на то, чтобы познакомить дошкольников с русским народным праздником Масленицей , с символами и традициями провода зимы на Руси, на воспитание уважительного отношения к традиц...

«В гости к бобру» Познавательно-экологическое занятие для детей второй младшей возрастной группы

ull; активизировать поисковую деятельность: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные и существенные признаки;• формировать основы экологической культуры и безопасн...

Досуг «Масленица дорогая-наша гостья золотая»

Цель. Знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным концу зимы.Задачи: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициям...

Конспект ННОД «Масленица дорогая - наша гостьюшка золотая»

Расширение  и закрепление знаний детей о народных праздниках. Знакомство с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями....

Интегрированное занятие: «Масленица дорогая - наша гостья золотая»

Цель. Знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным концу зимы.Задачи: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициям...