Проект "Практико-ориентированная деятельность с детьми старшего возраста"
проект (старшая группа) на тему

Цель проекта: развитие связной речи у детей старшего возраста посредством экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015_proekt.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Практико-ориентированная деятельность

с детьми старшего возраста»

Вид  проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Актуальность проекта: учитывая рекомендации ФГОС по подготовке дошкольников к школьному обучению очень важно комплексно и качественно подготовить детей к школе:

  • сформировать  звуковую  культуру речи детей через игровую  деятельность в детском саду и в семье;
  • создать условия для обеспечения готовности старших дошкольников  к обучению в школе;
  • укреплять связь ДОУ с семьей;
  • развивать мелкую и крупную моторику;
  • научить детей логическому мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством окружающего мира и научать общаться между собой в результате развивающих занятий.

Проблема: недостаточное развитие связной речи у детей старшего возраста.

Цель проекта: развитие связной речи у детей старшего возраста посредством экологического воспитания.

Задачи проекта:

- формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

- закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования;

- активизировать словарь детей;

- развивать у детей особенности связной, диалогической и монологической речи;

- развивать внимание, память, мышление, эстетический вкус;

- воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.

План реализации проекта

Этапы

Формы работы

Практические выходы

Срок

Ответственные

Подготовительный

1. Разработка гипотезы, цели и задач проекта.

2. Подбор методического материала и литературы.

Сентябрь

Воспитатели

Основной

1 блок

1.Работа с детьми.

2.Работа с родителями.

1.Рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина «Осенний пейзаж», И. Левитана «Осень. Усадьба», И. Грабаря «Осень».

2.Чтение художественной литературы, стихотворений, загадок, примет, заучивание стихотворений.

3.Дидактические игры: «Времена года», «Собери картинку», «С какого дерева этот листочек?», «Узнай по описанию».

4.Занятия по ИЗО: «Осень золотая», «Грибочки в лукошке».

2.Помощь родителей в изготовлении поделок из природного материала на тему: «Осенняя фантазия».

Октябрь, ноябрь

Воспитатели

Воспитатели, родители

2 блок

1.Работа с детьми.

2.Работа с родителями.

1.Рассматривание иллюстраций художников К. Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна»,  И. Грабаря «Февральская лазурь».

2.Чтение стихотворений, пословиц, поговорок, примет о зиме; заучивание стихотворений И. Сурикова «Зима», А.Федорова «Мороз», Л.Толстого «Декабрь».

3.Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию».

4. Занятия по ИЗО: «Волшебные снежинки», «Деревья в снегу».

Разучивание с детьми стихов о зиме.

Декабрь, январь, февраль

Воспитатели

Воспитатели, родители

3 блок

1.Работа с детьми.

2.Работа с родителями.

1.Рассматривание иллюстраций художников И. Грабаря «Весна», И. Шишкина «Весна, разлив», И. Левитана «Весна – большая вода».

2.Чтение примет, пословиц, поговорок, стихотворений о весне; разучивание стихотворений Ф.Тютчева «Весна»,  «Весенние воды», С.Есенина «Черёмуха».

3.Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию».

4. Занятия по ИЗО: «Весенняя ветка с листочками», «Грачи прилетели».

Разучивание с детьми стихов о весне.

Март, апрель

Воспитатели

Воспитатели, родители

Заключительный

1.Работа с детьми.

2.Работа с родителями.

Интегрированное занятие «Путешествие по временам года».

Оформление альбома «Времена года».

Презентация проекта.

Май

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели

Предполагаемый результат:

Сформированы:

  • навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Продукт проектной деятельности: альбом «Времена года», интегрированное занятие «Путешествие по временам года».

Используемая литература:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. В союзе с природой. Л. И. Грехова.
  3. Экологическое воспитание дошкольников. А. Лопаткина, М. Скребцова.
  4. Юный эколог. С.Н. Николаева.
  5. Развитие речи. P.M. Хамидулина.
  6. Развитие речи. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.
  7. Ресурсы из интернет-сайтов.

Приложение.

Дидактическая игра « Времена года»

Задачи:

- закрепить знания детей о признаках сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

Игровое задание: выбрать то, что соответствует данному времени года.

Правила игры: вспомнить, что в какое время бывает; помогать друг другу подбирать картинку ко времени года.

Материал: «Круглый год» – большой диск, разделенный на четыре сектора, обтянутых цветной фланелью (белой – зима, зеленой – весна, розовой – лето, желтой – осень); сюжетные картинки, наклеенные на фланель.

1-я серия картинок: Сезонные изменения в природе.

2-я серия картинок: Животные, птицы. 

3-я серия картинок: Люди, работы в саду и в поле. 

4-я серия картинок: Развлечения детей.

Ход игры:

Рассматриваем «круглый год» под чтение стихов, загадок о сезонных изменениях в природе:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

А. Плещеев

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я…

Осень.

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

Туча.

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …

Зима.

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит.

С. Маршак

Дети обсуждают цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и решают, какой сезон будет обозначать каждый сектор.

Вариант 1.

Картинки сериями размещены в разных местах. Из первой серии картинок дети выбирают те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом сектора. И так далее с другими сериями картинок.

Вариант 2.

Дети выбирают картинки из любой серии и размещают их в секторе в зависимости от сезона. Выбирать можно несколько раз, если картинок много. Потом все сообща ищут ошибки.

Вариант 3.

Картинки из каждой серии выбирают группы детей. Выигрывает та группа, которая безошибочно выполнит задание.

Рекомендуется использовать стихи, загадки, которые помогут детям правильно выполнить задание, обнаружить ошибку.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Задачи:

- вспомнить признаки времен года;

- учить находить признаки этих времен года на картинах и картинках;

- обучать составлению сложносочиненных предложений с союзом потому что;

- обучать правильному употреблению наречия с временным значением.

Материал и оборудование: большие картины с изображением времен года и маленькие.

Ход игры:

На доске прикреплены три большие картины с изображением времен года. Детям раздаются карточки с изображением людей, животных, деревьев, в разные сезоны. Дети должны разложить картинки соответственно изображенного времени года на картине и рассказать, почему они так сделали.

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Задачи:

- совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и листьям;

- развивать внимание, наблюдательность, память, воображение;

- расширять словарный запас.

Материалы и оборудование: нарисованные на отдельных листах стволы трех разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры:

Листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на свое дерево.

Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Задачи:

- закрепить знания детей о временах года.

Ход игры:

Ведущий предлагает участникам игры выбрать название времени года. Когда каждый игрок определится с выбором, ведущий перемешивает части разрезных картин и, поочередно показывая их, спрашивает, кому из детей подходит названный фрагмент.

Игроки, забирая у ведущего части сюжетных картин, объясняют свой выбор. Например: «Здесь нарисован снеговик. Дети лепят снеговиков зимой. Эта картинка подходит к зимнему пейзажу». 

После того, как все фрагменты распределены между участниками игры,
ведущий предлагает собрать фрагменты в единую сюжетную картину.
Выигрывает ребенок, который первый справится с заданием.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Задачи: 

- формировать умение различать признаки предмета;

- воспитывать у детей наблюдательность, внимание.

Воспитатель подбирает наборы картинок и предлагает детям выбрать одну из первого набора.

Например, снеговики.

- Внимательно посмотрите на картинки и найдите такого снеговика, которого я вам опишу:

…У него оранжевый нос, на голове синее ведро, у него красная палка, и две черные пуговицы из угольков...

Задания меняем и работаем по разным наборам картинок.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Осень золотая»

Задачи:

- познакомить детей с последовательностью выполнения монотипии;

- учить использовать полученные знания в самостоятельной деятельности;

- развивать чувство цвета, и композиции, творческое воображение;

- расширять словарный запас, поощряя эстетические суждения детей.

- пробуждать в детях светлые и радостные чувства по отношению к красоте золотой осени, желанию любоваться ею.

Материалы и оборудование: репродукции картин художников пейзажистов: И. И. Левитан «Золотая осень», В. Д. Поленов «Золотая осень», И. С. Остроухов «Золотая осень»; музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский «Времена года», Вивальди «Времена года. Осень»); альбомные листы А-4, гуашь, кисти №5, №2, досочки для лепки, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за проявлением осенних признаков в природе; рассматривание иллюстраций об осени, чтение и разучивание стихов, слушание музыкальных произведений, пение песен об осени; проведение занятия по знакомству со свойствами теплых и холодных цветов.

Ход занятия:

Дети входят в группу под музыку П. И. Чайковского, воспитатель обращает внимание на оформление группы, дети садятся полукругом, слушают стихотворение-загадку и отгадывают, о каком времени года в ней говорится:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в путь далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся

Это время года … зовется

(Осенью.)

- Сейчас очень красивое время года - осень. А по каким приметам мы узнаем осень? (Деревья красивые, нарядные, с жёлтыми, красными, разноцветными листочками. Листочки опадают, кружатся, летят).

- А как называется такое явление природы, когда листья кружатся, летят? (Листопад.)

- А что мы слышали, когда гуляли? (Шорох и шелест листьев под ногами.)

- Мы даже знаем, как пахнет осень – прелой листвой, скошенной травой, пряным ароматом осенних цветов и трав.

- А солнышко было, когда мы гуляли? (Да было солнышко.) 

- И оно «зажигало» листву деревьев, траву. Они становились ярче, наряднее. А какое было небо? (Голубое, ясное, чистое.) 

- Подойдите, пожалуйста, к нашей выставке (дети подходят к выставке картин.)

- Послушайте, как красиво об этом времени года сказали поэты:

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И. Бунин)

Золотятся между сосен.

Клены желтые стоят.

Что за чудный им наряд

Подарила осень!

Как украсила рябины,

Бросив щедрою рукой

Меж узорною листвой

Яркие рубины!

(Г. Галина.)

- Многие художники в это время года берут мольберты, краски и идут на природу, писать осень.

Давайте мы посмотрим на репродукции картин русских художников. Какая осень здесь изображена? (Нарядная, веселая, золотая.) 

- И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И. С. Остроухов назвали свои картины «Золотая осень». Как вы думаете, почему? Какие цвета он использовал? (Много желтых, оранжевых красок.)

- Как можно назвать эти цвета? Какие они? (Теплые (радостные, веселые.)

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять - (Шагают на месте) 

Будем листья собирать. (Наклоны) 

Листья березы (Изображают деревья)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листик дуба

Мы соберем. (Имитируют сбор листьев) 

Маме осенний (Шагают на месте) 

Букет отнесем. (Дети садятся за столы)

- Сегодня мы с вами будем художниками. Мы будем рисовать осень необычным способом.

- Где художник смешивает краски? (на палитре) 

- Рисовать мы будем не на листе бумаги, а на доске, где можно сразу смешивать нужные нам краски. После того как рисунок будет готов, мы сделаем отпечаток. Эта техника называется – монотипия («моно» - один, «тип» - отпечаток). Давайте вместе повторим, как называется эта техника (проговариваем с детьми новое слово).

Показ:

(При показе воспитатель читает стихотворение, нанося краску на доску в соответствии с текстом.)

Осень на палитре краски разводила

По листве тихонько кистью проводила (воспитатель набирает на кисть краску) 

Пожелтел орешник (желтая), 

И зарделись клены (красная, алая).

В пурпуре осинки (бордовая),

Только дуб зеленый (оттенки зеленого). 

Утешает осень (рисует небо, землю, траву):

- Не жалейте лето (добавляет недостающие оттенки),

Посмотрите, роща

Золотом одета.

- Я нарисовала картину осени на доске, сейчас нужно сделать отпечаток с нашей картины, чтобы он остался на бумаге. Для этого я прижимаю лист бумаги к доске, поднимаю листок, на нем остается отпечаток картины – монотипия.

(Рассматриваем с детьми цветовые пятна и цветосочетания).

Прорисовка деталей:

- А сейчас я подрисую чуть-чуть то, что мы с вами сейчас увидели: деревья – береза, дуб, клен, осинка, кусты, травка, солнышко, белочка, птицы.

При объяснении воспитатель использует стихотворение:

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых (прорисовываем березки: белый ствол).

Подольше б золота не сбросили (тоненькие черные веточки).

Стоял бы лес багрян и тих… (дуб, осинки, кустики) 

Почаще б солнышко усталое (солнышко, улетающие птицы)

Гостило в золотом лесу (белочка, ежик и т.д.),

Чтоб защитить от ветра шалого

Лесную русскую красу!

Самостоятельная деятельность детей (используется музыкальное сопровождение: П. И Чайковский «Времена года. Осень», Вивальди «Времена года. Осень»).

- Попробуйте как настоящие художники, нарисовать осенний пейзаж. Но не забудьте, что вы рисуете яркую, золотую осень, значит нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

(В процессе работы воспитатель осуществляет индивидуальную помощь.)

- Давайте посмотрим наши осенние пейзажи. Удалось ли нам рассказать о том, какая нарядная осень? Сейчас мы объединим наши работы в одну (вывешиваем работы на доску). У нас получился красивый, нарядный, осенний парк. Полюбуемся, какие мы художники.

- Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (обсуждение детских работ)

Молодцы! Вы подобрали красивые краски, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники.

Подведение итогов.

Сегодня мы посмотрели картины русских художников-живописцев, читали стихи, вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке, и сами нарисовали замечательные работы. Этими рисунками мы украсим нашу группу - пусть ими полюбуются наши гости, мамы, папы.

Дети убирают рабочие места.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Грибочки в лукошке»

Задачи:

- формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов;

- познакомить с понятием «натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма; воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа грибочков.

Оборудование и материалы: листы формата А4, гуашь, кисть, мисочки для печати и рисования пальчиками, муляжи грибов, рисунок леса, иллюстрации и педагогические эскизы, печатки в форме овалов.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

В лесу на одной ножке выросла лепешка?

- Ребята, угадайте, что это? (Гриб)

- Ребята, скажите, как называется вот этот гриб? (воспитатель показывает муляж гриба) (Подберезовик.)

- А этот гриб как называется? (Белый гриб.)

- Посмотрите, из скольких частей состоит этот гриб? (Из двух: шляпка и ножка.)

- Правильно. А какой формы шляпка и, какой формы ножка? (Овальной.)

- А какого цвета? (Белого.)

- Ребята, посмотрите, какое красивое лукошко я принесла. Давайте посмотрим, какой формы и, какого цвета оно. (Овальной формы. Цвет коричневый.)

- Давайте нарисуем такое лукошко и нарисуем в нем грибочки.

Сначала посмотрите эскизы с изображениями натюрмортов. Скажите, какие из них вам понравились? (дети выбирают и говорят воспитателю о своем выборе).

А я вам покажу, как надо рисовать лукошко. И еще покажу, как разукрасить его пальчиками, чтобы оно стало центром натюрморта (большой овал, нижняя часть которого закрашивается).

А сейчас я вам покажу, как рисуются грибочки.

Юные художники пробуют из двух овалов (шляпка и ножка) составить грибок, напечатать его печатками, рисуют лукошко, наполняют его грибами (две-четыре штуки), по желанию изображают грибы около лукошка.

Тот, кто быстро выполняет задание, украшает лукошко полоской из разноцветных пятнышек (пальчиками).

Дети убирают свои рабочие места.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Волшебные снежинки»

Задачи:

- учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам; симметрично располагать узор в зависимости от форм листа бумаги; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

- развивающие: развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

- воспитательные: вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок.

Материалы и оборудование: бумажные квадраты одного размера (темно-синие, фиолетовые, сиреневые, малиновые, гуашевые краски белого цвета, тонкие кисточки, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, снежинки из бумаги на ниточке, аудиозапись А. Вивальди «Зима», П. И. Чайковский «Времена года. Декабрь».

Предварительная работа: наблюдение за снегопадом и рассматривание снежинок, пойманных на варежки.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

- Дети, что вы знаете о зиме? Какие праздники зимние можете назвать, забавы? (Ответы детей.)

- Зима-это самое волшебное время года. Поэты и композиторы написали о зиме множество прекрасных произведений, где хотели показать волшебные превращения зимы в тихую красавицу, шаловливую озорницу, вьюжную проказницу, чудную чародейку…

Послушайте музыку о волшебнице-зиме Антонио Вивальди «Зима».

- Какую зиму вы представили во время прослушивания? (…)

- Куда ни посмотришь зимой, все вокруг бело. Зима щедро укутывает землю серебром снежинок.

- Дети, отгадайте загадку:

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала…

(Снежинка)

- А сейчас я предлагаю нарисовать необычные морозные узоры - снежинки, и создадим из них «зимнее окошко». Рисовать будем тонкими кисточками белой гуашевой краской.

Ребята, все снежинки разные, но в основе имеют общую форму – шесть лучей, расходящихся из одной точки. Посмотрите, я беру «окошечко», посередине ставлю точку и провожу в стороны шесть лучей. А теперь превращаю снежинку в волшебное кружево. Придумайте свой сказочный узор, который бы мог нарисовать на окне мороз. Это могут быть цветы, листья, ягодки, завитки, веточки и всё, что захотите. Или просто узоры из точек и пятнышек. (Воспитатель показывает элементы рисования снежинок.)

Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь».

В процессе рисования сделать гимнастику для глаз «Снежинки»:

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли. (Вытянуть снежинку вперед, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели. (Отводят снежинку вправо, следят взглядом)

Опять снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели. (Отводят снежинку влево, следят взглядом)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал. (Следить за снежинкой движениями глаз вверх-вниз)

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают. (Дети закрывают глаза и отдыхают).

- Какие красивые снежинки, и все они такие разные!

Давайте полюбуемся снежинками товарищей.

Дети убирают свои рабочие места.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Деревья в снегу»

Задачи:

- формировать у детей умение создавать картины зимней природы, продолжать учить детей изображать дерево, точно передавая строение (ствол и ветви) и пропорции;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к объектам природы;
упорядочить и закрепить накопленные детьми представления о зиме;
- воспитывать аккуратность во время работы; развивать словарный запас детей.

Предварительная работа: прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов, наблюдения на прогулке, загадывание загадок.

Оборудование и материалы: цветная или тонированная бумага синего или фиолетового цвета, белая гуашь, кисть, банки с водой, репродукции картин Э. Грабарь «Иней», «Волшебная палитра», «Зимнее утро».

Ход занятия:

- Ребята, а вы видели какие у нас красивые деревья на улице? Что с ними произошло? (Ответы детей.)

Воспитатель читает стихотворение:

Слышишь? Вьюги говорят:
«У зимы – хозяйки нашей, –
Для деревьев есть наряд,
Всех нарядов зимних краше».

- У каждого времени года свой наряд. Весна одевает деревья в молодую листву, лето добавляет еще зеленых красок, осень - раскрашивает листья в оранжевые, красные и желтые краски все деревья. А зимой на деревьях нет листьев.

- Отгадайте, как называется наряд, в который зима укутала все деревья:

Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу.

(Иней)

- Правильно это иней.

- Многие художники изображали на своих картинах зимний лес. (Воспитатель показывает репродукции картин художника Грабарь «Иней», «Волшебная палитра», «Зимнее утро» ). 

- Давайте вспомним, как называется картина, если на ней изображена природа? (Пейзаж.)

- Сегодня, мы как художники попробуем изобразить зимний пейзаж.

Физкультминутка «Зимушка – зима»

Наденем на ножки

Теплые сапожки. (Наклоняются, указывают на ноги)

Этот – с правой ножки, («Надевают сапожок» на правую ногу)

Этот – с левой ножки. («Надевают сапожок» на левую ногу)

На руки – рукавички, (Поднимают руки вверх)

Теплые сестрички. (Крутят ладошками)

В эту – правый кулачок, (Показывают правую руку)

В эту – левый кулачок. (Показывают левую руку)

Пальтишки меховые, (Надевают пальто)

Сапожки меховые. (Указывают на сапоги, наклоняются)

- Чтобы зимний пейзаж у вас получился такой же красивый как у художника, какую краску нам нужно взять? Почему? (Ответы детей.)

- Подумайте, какие деревья будут расти у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты, которые находятся близко к нам, поэтому изображать их надо выше и больше, потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола. Ствол может быть прямым или искривленным. Потом изобразим ветви-руки, затем маленькие веточки-пальчики.

Самостоятельная работа детей под музыку.

У вас получились чудесные картины. Деревья в красивых снежных нарядах.

Дети убирают свои рабочие места.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Весенняя ветка с листочками»

Задачи:

- учить детей рисовать ветку с натуры, передавая ее характерные особенности, расположение почек, листьев, их цвет;

- закреплять умение делать наброски карандашом, а потом закрашивать его, не выходя за контур;

- развивать эстетическое восприятие;

- закреплять технические навыки рисования карандашом, кистью, красками.

Оборудование и материалы: альбомный лист, ветка, подставки, альбомные листы А4, баночки для воды, кисти №2, №5, акварельные краски, салфетки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке; рассматривание веток деревьев и кустов; заранее поставить разные ветки в вазу в группе, чтобы на них распустились листья; рассматривание репродукций, иллюстраций.

Ход занятия:

(Дети садятся на стулья, стоящие на ковре).

- Дети, какое сейчас время года? (Весна.) 

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Г. Ладонщикова «Весна»:

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга.

Капли капают, звеня,

Солнце, землю, согревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

- Дети, скажите, о каких признаках весны в нем говорится? (Светит солнце, тает снег, капель, бегут ручьи, теплый ветер, ночи короче дня.)

- А какие еще признаки весны вы знаете? (Появляются первые цветы, прилетают птицы, на деревьях набухают почки и распускаются зеленые листья.)

- Правильно, весной солнце светит ярче, и природа просыпается от зимнего сна, на деревьях набухают почки и распускаются зеленые листья:

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна:

- Неужели это…

Неужели лето?

- Нет, еще не лето,

Но уже весна!

(В. Данько)

- Сегодня я предлагаю вам нарисовать весенние ветки, но не просто нарисовать, а как художники, с натуры. Чтобы ветки получились как настоящие. Сначала простым карандашом, тихонько нажимая, нанести контур, а затем закрасить красками, но для этого надо внимательно рассмотреть ветку.

- Что вы видите? (Ветки с почками и распустившимися листьями.)

-Какого цвета ветки? (Светло-коричневые.)

- А листья? (Светло-зеленые.)

- Дети, посмотрите внимательно, как располагаются листья на ветках? (Внизу крупнее, а к верху мельче.)

- Обратите внимание, что на ветках есть еще не распустившиеся почки.

Физкультминутка.

На берегу стояла ива.

Ветер ветками качал,

То налево, то направо,

То листочками играл.

(Дети трясут кистями рук, медленно опуская вниз).

- А теперь начинаем работать.

(Дети приступают к работе, воспитатель осуществляет индивидуальную работу).

- Дети, давайте посмотрим какие работы у вас получились.

- Какая работа больше всех похожа на натуру?

- Что было трудно? (…)

Воспитатель подводит общий итог, благодарит детей.

Дети убирают свои рабочие места.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Грачи прилетели»

Задачи:

-учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать ее содержание, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства;

-продолжать учить работать методом «тычка», закрепить умение правильно держать кисть;

-развивать речь ребенка.

Оборудование и материалы: альбомный лист с карандашным контуром грача, гуашь черного и белого цвета, две кисти №2, №5, подставка, салфетка, баночки с водой; репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Ход занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто пишет картины? (Картины пишет художник)

- Я предлагаю вам рассмотреть картину художника А. Саврасова. Скажите, какое время года изображено на картине? (Весна) 

- Весна ранняя или поздняя? (Ранняя весна)

- Посмотрим на эту картину. Как художник показал в своей картине раннюю весну? (Снег лежит грязный, проталины, грачи прилетели.) 

- Да, грачи прилетают 17 марта. Грачи всегда были символом начала весны. Как художник нарисовал грачей, что они делают? (Грачи чинят свои старые гнезда и строят новые.)

- На каких деревьях любят вить гнезда грачи? (Больше всего на березах.)

- Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках - грачиные гнезда. А какое небо нарисовал художник? (Голубое и немного желтоватое.)

- Художник Саврасов нарисовал весенний день в городке. Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видим потемневший снег с проталинами. По земле скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину? (Весна. Ранняя весна. Тает снег. Первые проталины.)

- Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица – «Грач на горе … весна на дворе». Показ иллюстрации грача: белый клюв – примета взрослого грача, а у молодого он черный. Птица много работает своим клювом, добывая из почвы личинок насекомых и червей; при этом перышки вокруг клюва стираются и он белеет.

Физкультминутка «Грачи прилетели»

Как-то раннею весной (Дети стоят в кругу)

На опушке на лесной

Появилась стая птиц: (Бегут на цыпочках, подняв согнутые в локтях руки)

Не скворцы и не синицы руки

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь (Приседают)

Разбежались на опушке (Бегут в разные стороны)

Прыг-скок, крак- крак

Тут жучок, там червячок (Прыгают, наклоняются вперед, вниз)

Крак-крак, крак- крак!

- Ну, а теперь нам пора побывать в роли художника (Дети выполняют упражнения кистью, обводят пальцами контуры грачей; уточняют названия частей тела, рисуют «тычками» по контуру, потом внутри (все кроме клюва).)

- Вспомните: у молодого грача клюв черный, а у взрослого - белый.

- Какого грача каждый из вас хочет нарисовать? (Ответы детей.)

- Тогда не ошибитесь при выборе цвета. (Работа детей.)

- Ребята, посмотрите на своих грачей. Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какой грач вам больше всего понравился? Расскажи, чем тебе понравилась работа. (Ответы 2-3 детей)

Молодцы! Мы все побывали сегодня художниками.

Дети убирают свои рабочие места.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие по временам года».

Задачи:

- систематизировать представления о содержащих отличительных признаках времен года;

- развивать зрительное, слуховое наглядно-образное мышление;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки «осень», «зима», «весна», «лето»,  4 полянки, оборудованные по временам года (зима: сани, снег - вата, деревья; лето: озеро, куклы в купальниках - цветы; весна: деревья, скворечник, птички, корзина, шляпа, магнитофон, запись звуков птиц, куклы, баночка, шляпы.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает ребят в круг.

- Ребята, я предлагаю вам немного поиграть.

Дидактическая игра «Собери дерево»

Воспитатель раздает материал с частями дерева (корень, ствол дерева, ветки, листья): дети составляют дерево из картинок.

После игры воспитатель хвалит детей и предлагает ребятам посмотреть на доску, где развешены сюжетные картинки «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

- Ребята, посмотрите на картинки.

- Назовите самое холодное время года? (Зима) 

- В какое время года набухают почки и прилетают птицы? (Весна) 

- Какое время года, самое жаркое? (Лето) 

- Когда облетают листья с деревьев? (Осень) 

- Ребята, сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие, где вы сами расскажите мне, в какое время года мы попали. Но сначала я предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка:

Снег кружится (ловим снежинки руками), 

Капает дождь (бегают и прячутся от дождя),

Листья летят (кружатся),

Солнышко печет (берут шляпы и одевают на голову).

(Игра продолжается 2 раза.)

- Ребята, посмотрите, какая большая стоит корзина, а в корзине – баночка. Давайте эту корзиночку возьмем с собой и будем складывать в нее разные предметы от каждого времени года.

Один из детей берет корзинку, и ребята вместе с воспитателем отправляются в путь.

Немного пройдя, воспитатель обращает внимание детей на поляну «Осень»

- Ребята, посмотрите, что это за поляна? Как вы думаете, какое время года здесь показано? Какие явления характеризуют это время года?

(Листья на земле (полу), деревья почти раздеты (голые) и т.д.)

- Правильно, ребята. А что мы можем положить в нашу корзинку?

(Листья)

Складывают несколько листочков в корзинку. Идут дальше, подходят к полянке «Зима».

- Ребята, в какое время года мы попали сейчас?

(На полянке лежит снег, стоят сани, на санях кукла, деревья в снегу. Это зима, объясняют почему.)

- Молодцы, ребята, что мы можем положить в нашу с вами корзинку?

(Снег.)

- А что произойдет со снегом?

(Он растает.)

- Куда мы положим снег?

(В банку.)

- Молодцы!

Дети складывают в баночку снег (вата) и идут дальше. Немного пройдя, видят другую полянку «Весна».

- Ребята, какое время года изображено здесь?

(Это весна.)

- По каким признакам вы поняли, что это «Весна»?

Звучит запись чирикающих птиц.

(Появляются листочки, на деревьях скворечники, поют птички.)

- Правильно, ребята. Что мы положим в эту корзинку?

(Немного почек (листочков) с дерева и т.д.)

Ребята берут несколько маленьких листиков с дерева (почек) идут дальше. Немного пройдя, видят полянку «Лето».

- Ребята, что это за полянка? Какое время года здесь показано?

(Ребята (куклы) загорают на травке, купаются. Это «Лето».)

- Правильно, ребята. Что мы возьмем с собой с этой полянки?

(Цветов и т.д.)

Собирают несколько цветов.

- Ребята, какое время года мы еще не посетили?

(Все времена года мы посетили.)

- Да, ребята, мы все времена года посетили. Предлагаю отправиться обратно.

- Ребята, давайте немного поиграем, мы устали от долгого путешествия.

Музыкальная игра: «Холодно и тепло»

Дети выполняют движения под музыку.

Дети танцуют, выполняют разные танцевальные движения в свободной форме. Как слышать слово «холодно» присаживаются на корточки и сжимаются. Как слышат слово «тепло» руками обхватывают свое лицо.

(Игра проводится 2 раза)

После игры воспитатель предлагает заглянуть в корзину и вспомнить, какая из вещей принадлежит каждому времени года.

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная исследовательская деятельность с детьми старшего возраста"Магнит и магнетизм"

Познакомить детей с необычными свойствами магнита и явлением магнетизм, развивать познавательный интерес к опытам и эксперементам, развивать умение делать выводы,  размышлять....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: "Космическое путешествие"

Мое занятие проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области  "Познание" В ДОУ. Это обобщающее занятие по теме  "Космос" с детьми старшей группы....

Интегрированная образовательная деятельность с детьми старшего возраста по воспитанию основ гражданственности и патриотизма

Это пример совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на воспитание лучших нравственно-духовных качеств юного гражданина Отечества на основе формирования нач...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Веселые поварята».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Веселые поварята».спасибо за внимание, коллеги)...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Тема «Передача «Детская инструкция в кафе»

Материал разработан совместно с логопедом. Занятие интегрированное. Программное содержание  прописано с учетом образовательных областей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".

Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности «Рыбки-мобили»

Образовательная область: «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая , коммуникативная.Интеграция областей: « Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество».Цель:Обобщить ...