"Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе игровой и познавательной деятельности"
методическая разработка на тему

Боровая Агрипина Александровна

Цель: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога с дошкольниками по развитию интеллектуальных способностей в процессе игровой и познавательной деятельности

Задачи:

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 5 "Журавлик"

Архангельская область город Коряжма

Мастер – класс для педагогов

Тема: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе игровой и познавательной деятельности"

Подготовила:

воспитатель МДОУ №5

Воронцова А.А.

г.Коряжма

2017г.

Педагог: Вороцнова А.А.

Дата проведения: 13.02.2017г.

Время проведения:  13.15 - 14.15

Место проведения: МДОУ № 5

Продолжительность мастер – класса: 60 минут

Тема: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе игровой и познавательной деятельности"

Цель: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога с дошкольниками по развитию интеллектуальных способностей в процессе игровой и познавательной деятельности

Задачи:

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Раздаточный материал: листы белой бумаги, ручки, игры В.Воскобовича: Волшебный квадрат (двухцветный и четырехцветный), прозрачный квадрат, Кораблик Брызг-брызг, Чудо-крестики ; блоки Дьенеша.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Воронцова Агрипина Александровна. Я сегодня представляю вашему вниманию мастер – класс на тему: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе игровой и познавательной деятельности".

Структура нашего мастер-класса состоит из двух частей. Первая часть будет теоретическая, вторая часть - практическая.

I часть - теоретическая

Одной из актуальных проблем современности является развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста. Интеллектуальное развитие уже с младшего возраста является одной из главных задач формирования мыслящего ребенка. Важную роль в умственном воспитании дошкольника, в развитии интеллекта играет математика.

Именно в дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, воображения и памяти. Как считают психологи, если придерживаться в работе с детьми принципа высокого уровня сложности, то интеллектуальные способности дошкольника  будут развиваться лучше. Дети с высоким уровнем интеллекта имеют адекватный уровень самооценки, уверены в своих способностях, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем, более уверены в своих силах, быстрее запоминают материал, лучше подготовлены к школе, легче адаптируются в новой обстановке.

Основными формами организации моей работы с детьми являются логико-математические игры и интегрированные занятия. Занятия строятся по принципу системности, учета возрастных особенностей, постепенного и постоянного усложнения материала. При работе применяется дифференцированный подход. Ведется не только совместная работа педагога с детьми, но и у детей есть возможность самостоятельно осуществлять свою игровую деятельность.

Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда.

В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры В.В.Воскобовича: "Чудо-крестики", "Волшебная восьмерка", "Фонарики"; "Прозрачный квадрат", "Кораблик Брызг-брызг", "Шнур-малыш", "Логоформочки3", "Чудо-цветик" и другие. Конструктор "Четырехцветный" и "Двухцветный" квадрат. Помимо развивающих игр Воскобовича в математическом центре присутствуют различные игры на развитие интеллекта.

Это счетные палочки - с их помощью дети знакомятся с формами. Ребята строят и преобразуют простые и сложные фигуры по определенным условиям.

Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов и свойств. Это игры «Найти фигуру», «Символы», «Что лишнее», «Логические таблицы», блоки Золтана Дьенеша.

Применяются загадки математического содержания. Они играют важную роль в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать точность и правильность выводов, владения умственными операциями - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с интересом играют в игры-головоломки, такие как «Танграм» и «Пифагор».

С удовольствием и восторгом отгадывают загадки-шутки. Например:

1) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).

3) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).

Для развития воображения используются пособия В.В. Воскобовича "Волшебная восьмерка" и  "Цифроцирк". Дети выполняют упражнения: «На что похожа цифра?», «Добавь цифру», «Какое число получилось?», в процессе которых у детей развиваются творческие способности, фантазия, речь.

Дети с увлечением играют в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают ребят. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Все эти игры помогут детям в будущем успешно усвоить основы математики и информатики.

II часть - практическая работа с педагогами

Воспитатель: Сегодня при нашем дальнейшем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Пусть эти слова и нам станут волшебным мостиком по дороге в страну знаний логико-математических игр.

Я предлагаю вам попробовать на практике ценность нового материала.

Сегодня мы с вами будем использовать следующие игры:

 - Волшебный квадрат Воскобовича (данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. «Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка: абстрактное мышление навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание)

- Прозрачный квадрат - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Игра развивает логическое мышление, моторики руки, конструкторские способности и воображения. А еще ребенок познакомится с геометрическими фигурами и их свойствами. В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата.

- «Кораблик Брызг-брызг» В инструкции описано множество игровых заданий. Каждое развивает у малыша важные качества и навыки. Познакомиться с основными цветами очень легко, надевая яркие флажки на мачты по принципу «радуги», «тельняшки» или «лесенки». Ответы на подобные задачи можно проверить по рисункам в инструкции. В процессе игры ребенок совершенствует пространственно-логическое мышление, память, внимание, речь и мелкую моторику рук. Задания подходят для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-9 лет). В инструкции подробно описано, как можно упростить иргу для малышей 3-5 лет.

- «Чудо-крестики» являются многофункциональным пособием для развития у детей математических и творческих способностей. Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенку предлагается собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Малыш должен, используя схемы, собрать различные образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок». «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить: цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать формируют понятия целое и части учится использовать схемы для решения поставленных задач.

- блоки Дьенеша (Золтан Дьенеш разработал логические блоки, позволяющие обучать малышей основам математики в легкой игровой форме. Данное учебное пособие рекомендуется использовать с трехлетнего возраста ребенка. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, у ребенка активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы. В ходе работы с авторским дидактическим материалом у детей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности. В набор для игры входят 48 логических блоков, которые отличаются формой, цветом, толщиной и размерами. Блоки Дьенеша представлены в виде основных геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, оформленные в желтые, красные и синие цвета. Геометрические фигуры выполнены в большом и маленьком размере, а также в виде тонких и толстых фигур. Важно, что в наборе не существует геометрических фигур с одинаковыми параметрами.)

Сегодня я предлагаю побыть в роли детей. Для этого я проведу импровизированный мониторинг. В мониторинге могут принять участие все присутствующие в аудитории. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить. Готовы?

Тогда начнем:

– Великий русский поэт?

– Фрукт?

– Часть лица?

– Домашняя птица?

А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица).

Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Встаньте, пожалуйста, мы должны вам поаплодировать. Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением.

Я предлагаю вам окунуться в мир детства и немного поиграть. Все дети любят путешествовать, поэтому сегодня мы отправимся в путешествие волшебный лес. Но прежде чем отправится в путешествие для детей важно создать сюрпризный момент, например можно найти с детьми письмо и всем вместе его зачитать.

Письмо: Дорогие друзья! Меня зовут Мудрая Сова. Я живу далеко-далеко и у меня редко бывают гости. Приезжайте ко мне в гости, я буду очень рада вас видеть. Но будьте очень внимательны, по дороге вас ждут трудные задания. Чтобы вы не заблудились в пути я посылаю вам карту.

Карта изготовлена самостоятельно на альбомном листе с использованием символов.

Воспитатель: Ну что же ребята! Вы готовы путешествовать?

Педагоги: Да!

Разминка

Но прежде чем отправиться в дальнюю дорогу нам нужно размяться.

Для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).

В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:

1) Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)

2) Сколько лап у двух собак? (8)

3) Шел пустой автобус. На первой остановке село пять человек и поехали дальше. На второй вошло еще три, а вышло два, на следующей вошел один, вышли четыре. Автобус едет дальше. Вновь останавливается – пять человек вышли, два вошли. Сколько было остановок? (4)

4) В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в семье? (6)

5) Два отца и два сына разделили между собой поровну 300 рублей, причем каждый получил по 100 рублей. Как это могло случиться? (дед, отец, сын)

6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)

- Благодарю вас за ответы.

Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.

1 препятствие - горы (Волшебный квадрат)

Давайте возьмем в дорогу наш волшебный квадрат. Он умеет превращаться в различные полезные вещи. Итак, обратите внимание на карту, что же нас ждет впереди. Наше первое препятствие это горы. Ребята, как же мы можем перелететь через горы. Правильно, на самолете. Давайте сконструируем самолет из волшебного квадрата (схема прилагается). А сейчас мы на этих самолетах перелетим через горы. Все встаем со стульчиков и полетели!!! Приземляемся на волшебной полянке. Встаем в круг.

2 препятствие - Полянка геометрических фигур (Блоки Дьенеша)

На этой полянке живут разные геометрические фигуры. В эти геометрические фигуры все очень любят играть. А вы ребята, хотите с ними поиграть? Перед вами два обруча: красный и желтый. Вам необходимо в красный обруч положить все синие, а в желтый обруч все квадраты. Все оставшиеся фигуры складываем в серединку.

Данное задание можно усложнить, добавив еще и третий обруч синего цвета, определить области пересечений соответственно варьировать разные задания.

3 препятствие - море (Чудо-крестики)

Посмотрите на карту, какое препятствие ждет нас впереди.. Как можно пересечь море? Конструируем лодочку, работая со схемой. Но вдруг подул сильный ветер (педагоги дуют), лодочки плывут быстрее. Ветер стих (педагоги дуют тихо), лодочки замедлили движение и причалили к берегу.

4 препятствие - берег моря (Волшебный квадрат, кораблик Брызг-брызг)

Но что же мы видим? На берегу моря, потерпел крушение корабль. Все его флажки раздул ветер. Давайте посчитаем флажки одинакового цвета. Повесим их на мачту с соответствующей цифрой. После того, как все флажки на мачтах выполним задания:

Сколько флажков на самой низкой, высокой мачте?

Сколько всего флажков на второй и пятой мачте?

Надевая флажки на мачты, ребенок познакомится также с составом числа.

Отсчитать 5 флажков и повесить и закрыть ими полностью две мачты.

Отсчитать 9 флажков и повесить их на 3 мачты?

Дополнительно можно выполнить еще задание: поднялся сильный ветер, и флажки начало срывать с мачт. Сначала сорвало все флажки одного цвета (какого?) со средней мачты. Затем улетели все фиолетовые флажки (с каких мачт?). Какие флажки остались на кораблике?

Вы ребята, молодцы. Все флажки разложили. Но мы так устали. Посмотрите вокруг. Даже места нет где можно отдохнуть. И сейчас нам на помощь вновь придет волшебный квадрат. Будем с вами конструировать дом (большой, маленький, зеленый с красной крышей, красный с зеленой крышей, маленький красный, зеленый, и пр.)

5 препятствие - волшебный лес (Прозрачный квадрат, Волшебней квадрат)

Давайте немножко отдохнем. Звучит приятная музыка. Открываем глаза и оказываемся волшебном лесу (изображение волшебного леса на слайде). Вот и добрались мы конечной точки нашего путешествия. Но где же мудрая сова? Предлагаю вам взять прозрачный квадрат и используя схему сконструировать нашу Мудрую сову.

Мудрая сова приготовила нам сладости, ведь все ребята любят конфеты. Конструирование конфеты из волшебного квадрата.

На этом наше путешествие закончилось.

Заключение.

- Что интересного вы узнали сегодня?

- А что понравилось вам больше всего?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым легким?

- Как вы считаете, мы хорошо поработали?

- Почему вы так решили?

- За что бы вы себя похвалили?

Уважаемые коллеги, вы прекрасно справились со всеми заданиями, но это лишь небольшая часть приемов, которые мы можем использовать в работе с детьми. Применяя их, перед нами раскроется неиссякаемый источник детской активности, любознательности, логического мышления, воображения, фантазии.

Раскрыть ребенка, как  цветок

Развить способности, талант, умения.

И проявить при этом всё свое терпение.

Для творчества открыть ему пути,

Чтоб с ним по жизни было радостно идти,

Чтоб сказка снова вдруг пришла,

И детскую была душа .

Дорогие коллеги спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой технологии

Образование призвано помогать, ребенку устанавливать свои отношения с обществом  человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат зн...

План самообразования Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»

План самообразованияТема:  «Развитие интеллектуальных способностей детей  младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»...

Статья: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами современных игровых технологий»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...