Сюжетно ролевые игры по этикету в старшей группе
план-конспект занятия на тему

Добровольская Татьяна Аркадьевна

В детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. И поэтому, культуру поведения надо специально воспитывать. И делать это надо еще до того как ребенок пойдет в школу. . Именно в игре наиболее успешно развиваются личностные качества, закрепляются и совершенствуются навыки и умения. Через игру дети познают окружающий мир, вступают в определенные социальные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_etiketu.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

п. Судоверфь «Солнышко»

Сюжетно ролевые игры по этикету

в старшей группе

Воспитатель:

Добровольская Т.А.

Игра  «Кафе»

Цель: закрепить знание детей о том, как надо внести себя в общественных местах. Закрепить знание вежливых слов. Воспитывать желание быть культурным, вежливым.

Игровой материал: посуда разная, фартук, поднос для посуды.

Игровые роли: Незнайка, официант.

Ход игры. В группу входит Незнайка.

- Здравствуй, Незнайка! Мы как раз с ребятами собрались в кафе, пойдешь с нами?

- Да,  я очень люблю ходить в кафе.

Воспитатель вместе с детьми и Незнайкой приходят в кафе и садятся за столик. К ним подходит официантка.

- Добрый день! Что вы пожелаете заказать? – спросила она.

Незнайка тут же как закричит: «Я голодный как волк, и съем все, то у вас есть, а еще пирожное, мороженое и чипсы вот».

- Ребята, правильно Незнайка сделал заказ? Во-первых, надо было поздороваться, а потом уже делать заказ и не так грубо. Посмотри, как это будут делать наши ребята.

Ребята показывают, как надо делать заказ. Официантка записала заказ и вскоре принесла его. Во время еды Незнайка стал раскачиваться на стуле, бросать грязные салфетки прямо на пол, кидаться хлебом.

- Незнайка, разве так ведут себя культурные люди?

- А что я что-то не так делаю?

- Все, ты посмотри как наши ребята тихо, и спокойно ведут себя за столом и хлебом не кидаются, и на стуле не раскачиваются.

После того как все «поели», воспитатель говорит, что надо заплатить за заказ и тогда пойдем обратно в садик. Незнайка опять опережает всех: «Эй, официантка, поскорей подавай наш счет! А то мы опаздываем!»

- Незнайка, ты опять за свое! Не надо кричать, надо вежливо попросить официантку подойти и взять счет. Посмотри, как это делают наши ребята. Когда все выходят из кафе Незнайка благодарить ребят за то, что научили правильно вести себя в общественном месте и уходит.

Игра  «Как  одеваться  в  разных  ситуациях»

Цель: обобщить и закрепить навыки правильного, последовательного одевания, переодевания. Закрепить знание детей, о том какую одежду надо одевать в той или иной ситуации (в театр, на прогулку, в гости и т.д.). Воспитывать самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой.

Игровой материал: картинки с изображением разных времен года; куклы картонные, с комплектом бумажной одежды по сезонам, одежная и обувная щетки, песочные часы.

Игровые роли: Фея Вежливости, Незнайка.

Ход игры.

В группу приходит Незнайка, фея Вежливости, которая говорит:

- Ребята, вчера я заходила в соседнюю группу и видела, как кукла Таня помогала одеваться одному мальчику. А в группе никого не было. Я спросила его, а где все ребята. Он сказал, что все на музыкальном занятии, а он опаздывает, так как не умеет сам переодеваться – дома его всегда одевала бабушка. А вы, ребята, сами ли одеваетесь дома? Умеете ли быстро и аккуратно одеваться, если мамы нет дома, а бабушка захворала или занята и не может вам помочь?

Ответы детей.

- Давайте я вас проверю. (Показывает картинку). Представьте себе: лето, тепло, ласковое солнышко. Как надо одеть кукол в такую погоду? Поставим песочные часы и проверим, сколько времени у вас займет одевание кукол на прогулку.

Дети берут картонных кукол и выполняют задание. Фея оценивает действия ребят, дает карточку зеленого цвета тому, кто правильно и быстро выполнил задание.  А Незнайка во время выполнения неверно подсказывает. Поочередно обыгрывается все времена года. Затем фея предлагает одеть кукол так: в гости, на занятия физкультурой, в театр, на прогулку. На пляж, на работу. Незнайка просит ребят принять его в игру:

- Я все знаю и умею.

- Сейчас проверим Незнайкины знания. Скажи, какой из этих щеток нужно чистить обувь? (Незнайка указывает на одежную). Нет, эта щетка для одежды, и если раз почистить ею обувь, то потом она будет пачкать одежду. А теперь попробуй одеть куклу для катания на лыжах.

Незнайка надевает на куклу фартук. Воспитатель поручает кому-либо из ребят правильно одеть куклу и при этом объяснить, в чем ошибка Незнайки и почему они одевают куклу по-другому.

- Теперь ты понял, как надо одеться для катания на лыжах?

- Да, спасибо вам большое. Теперь я буду знать, куда как надо одеваться.

Незнайка и Фея уходят.

Игра  «Я  иду  по  улице»

Цель: закрепить правила поведения на улице, в магазине, на почте, в кафе. Закрепить знания волшебных слов. Воспитывать у детей желание быть вежливым.

Игровой материал: атрибуты к играм: магазин, почта, кафе.

Игровые роли: продавец, официант, почтальон, прохожие.

Предварительная работа: заранее проигрываются игры: магазин, почта, кафе.

Ход игры.

До начала игры выбирается: продавец, почтальон, официант. Воспитатель сообщает детям, что сейчас они отправятся гулять по улице.

- Ребята, скажите, что может находиться на улице? (Дети перечисляют). Все мы живем среди людей. С ними мы встречаемся постоянно – дома, в детском саду, на улице. Нельзя забывать, что каждый наш поступок, каждое наше желание отражается на окружающих нас людях. Но надо также знать, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем. Что можно. Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Сейчас гуляя по улице вам надо зайти в магазин, купить продуктов, зайти на почту и отправить письмо, а после этого зайти в кафе и выпить чашечку кофе. Ведем себя культурно и не забываем про вежливые слова. А я буду милиционером, наблюдающим за вами. Предоставив детям самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми, за их действиями. Если возникает необходимость в регуляции поведения, то он делает это в роли милиционера.

Игра  «Мы  едем  в  транспорте»

Цель: продолжить знакомство с правилами поведения в транспорте, закрепить знания вежливых слов. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал: строительный материал, руль, фуражка, билеты, сумка для кондуктора, куклы.

Игровые роли: водитель, кондуктор, пассажиры. Незнайка.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с детьми из стульев строят автобус. Выбирают водителя. Кондуктора, остальные дети пассажиры. Двум-трем девочкам воспитатель дает куклы и предлагает подождать автобус на одной из остановок. Водитель занимает свое место, кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова.

- Прежде чем автобус отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения.

Дети перечисляют правила. Воспитатель дополняет. Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с куклой Незнайкой. Один из детей уступает место, педагог благодарит ребенка.

Во время поездки Незнайка громко разговаривает, требует место у окошка, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обёртки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо себя вести в автобусе, как поступать в разных ситуациях. Дети с охотой указывают Незнайке на его ошибки. Тот благодарить, он теперь все хорошо запомнил, и знает, как надо себя вести. На следующей остановке воспитатель усаживает Незнайку на сиденье и поручает детям присматривать за ним. А сама выходит на остановке. И на этой же остановке заходят девочки с куклами. Игра продолжается.

Предоставив детям самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми, за действиями каждого. Если возникает необходимость в регуляции поведения, можно это сделать в роли контролера.

  Игра  «За  столом»

Цель: закрепить правила сервировки стола. Закрепить правила поведения за столом. Закрепить знания вежливых слов. Воспитывать желание быть вежливым.

Ход игры.

Педагог вместе с детьми находится за сервированным столом. В этот момент приходит грустный Незнайка.

- Незнайка, ты почему такой грустный?

- Ко мне хотят прийти гости, а я не знаю, как правильно накрыть на стол и как вести себя за столом.

- Ребята, расскажите и покажите Незнайке, как правильно сервировать стол.

Дети показывают.

- А теперь давайте покажем Незнайке, как надо вести себя за столом. Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы будите их разыгрывать.

- Тебе подали салфетку.

- Тебе вылили случайно на колени суп.

- Ты опрокинул стакан с чаем у соседа.

Тебе необходимо что-либо взять с другого конца стола.

Во время проигрывания ситуаций дети рассказывают Незнайке, как надо правильно поступить в том, или ином случае.

- Незнайка, послушай и запомни правила поведения за столом:

  • Сиди красиво за столом, не наклоняйся сильно над столом, не ставь локти на стол, подноси чашку ко рту.
  • Ешь не спеша, хорошо пережёвывая пищу.
  • Не мешай соседу по столу, говори в случае необходимости совсем тихо.
  • За еду следует поблагодарить. Благодарить надо тихо, спокойно, глядя в лицо человека, которому это говоришь.

- Спасибо большое за то, что вы мне помогли. Теперь я спокойно могу принимать гостей и сам ходить в гости.

Незнайка уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-программа по организации сюжетно-ролевой игры "Дорожное движение" в старшей группе на год

Перспективный план развития сюжетно-ролевой игры "Дорожное движение" на год в старшей группе....

Сюжетно – ролевая игра по ПДД в старшей группе «Машенька идёт в гости»

Сюжетно – ролевая игра по ПДД в старшей группе«Машенька идёт в гости»...

сюжетно- ролевые игры в средней и старшей группе

Картотекасюжетно-ролевых игр      Собираемся на прогулкуЦель: разви­вать у детей умение подби­рать одежду для разного сезона, научить правильно назы­вать элементы одежды,...

Сюжетно-ролевая игра "Морское путешествие" в старшей группе

Организованная взрослым сюжетно-ролевая игра для закрепления словаря по лексическим темам:"Профессии"...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» для детей старшей группы.

Цель.Закреплять знания детей о труде повара. Закреплять правила этикета и умение правильно сервировать стол.  Способствовать формированию игровой культуры детей, способствовать социализации ...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе «Чайная»» в старшей группе

Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе «Чайная»» в старшей группе....

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Пожарная часть» в старшей группе

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Пожарная часть» в старшей группе....