Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством сказок
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Коновалова Екатерина Игоревна

Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

 

(слайд 2)     Таким образом, воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

 

(слайд 3 ) Виды воображения Воображение может быть 4 основных видов: 1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы; 2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека; 3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается; 4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

 

(слайд 4)     Выделяют три этапа развития воображения у детей дошкольного возраста:

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

 

(слайд 5)В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

 

(слайд 6)В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

 

 (слайд 7) Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляют сказки. Они являются богатейшим источником развития фантазии. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Существует множество приемов работы со сказкой как непосредственно в детском саду, так и дома.

(слайд 8)В нашем детском саду чаще всего используются такие активные формы как театральная деятельность: это кукольный театр, пальчиковый, настольный, теневой, перчаточный, театр масок, театр живой руки, театр мягкой игрушки.

(слайд 9)Зачастую наши детки сами показывают театральные постановки на публику, а так же посещают спектакли, приезжающие к нам в гости.

 

(слайд 10)Чтение книг – тоже один и самых главных приемов работы со сказками. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки и рассматривать иллюстрации к ним, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. 

 

(слайд 11) Развитие творческих способностей детей средствами рисования, лепки, аппликации сказочных героев или атрибутов к сказкам – одни из самых простых, вызывающих активный интерес способов формирования у малыша воображения, усидчивости и любознательности.

 

(слайд 12) дидактические, настольные, сюжетно-ролевая игры со сказочными персонажами представляют собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Создавая условия для воображаемой ситуации, мы привлекаем ребенка, открывая простор для свободы творческой деятельности.

 

(слайд 13) В домашних возможно развитие творческого воображения посредством сказок: это чтение книг, прослушивание аудиосказок. Хорошо, когда, когда в данный процесс включены все члены семьи.

 

(слайд 14) Так же просмотр сказок, игры с героями любимых сказок, в том числе сюжетно-ролевые игры стоят не на последнем месте в развитии творческого воображения в домашних условиях..

 

(слайд 15) совместные поделки, совместное рисование, изготовление атрибутов к сказкам и сказочным играм, книжки-малышки авторских сказок – все это так же являются активными формами развития творческого воображения дома. Главное: совместное творчество детей и родителей не должно вызывать ни малейших негативных эмоций.

 

(слайд 16) Так же необходимо поддерживать партнёрские отношения между детским садом и семьями воспитанников в воспитании и для благотворного развития творческих способностей в том числе. Для этого используются такие формы, как беседы, консультации, открытые мероприятия для родителей, мастер-классы, чаепития

 

 (слайд 17) Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):
· Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
· Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
· Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

 

(слайд 18)  Т.о., можно сделать следующие выводы. Сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческое воображение ребенка. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Сказки позволяют развивать творческое воображение детей, а также пополнить словарный запас, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь. Взаимосвязь сказки с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, что способствует развитию творческого воображения.  

 

(слайд 19) Спасибо за внимание.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством сказок

Слайд 2

воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Слайд 3

Виды воображения Воображение может быть 4 основных видов : 1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы; 2 ) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека; 3 ) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается; 4 ) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Слайд 4

этапы развития воображения у детей дошкольного возраста До 3-х лет у детей закладывается фундамент зарождения воображения - воображение становится самостоятельным процессом.

Слайд 5

этапы развития воображения у детей дошкольного возраста В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

Слайд 6

этапы развития воображения у детей дошкольного возраста В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Слайд 7

Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь.

Слайд 8

Приемы работы со сказкой в детском саду Театральная деятельность Настольный, пальчиковый, кукольный

Слайд 9

Приемы работы со сказкой в детском саду Театральная деятельность Театральные представления, посещение спектаклей

Слайд 10

Приемы работы со сказкой в детском саду Чтение сказок, рассмотрение иллюстраций к ним

Слайд 11

Приемы работы со сказкой в детском саду Художественно-эстетическое развитие Лепка, аппликация, рисование

Слайд 12

Приемы работы со сказкой в детском саду Сюжетно-ролевые, дидактические , настольные игры с героями любимых сказок

Слайд 13

Приемы работы со сказкой дома Чтение сказок, прослушивание аудиосказок

Слайд 14

Приемы работы со сказкой дома Просмотр сказок, игры с персонажами из сказок

Слайд 15

Совместная работа с семьями воспитанников Совместные поделки, изготовление книжек-малышек

Слайд 16

Совместная работа с семьями воспитанников Беседы, консультации, открытые мероприятия, чаепитие

Слайд 17

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка . Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы. · Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха. · Потребность в активности. Герой всегда находится в действии .

Слайд 18

выводы Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать  новые жизненные...

Презентация из опыта работы по теме:" Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности"

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мир...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания в ДОУ

    Экологическое воспитание является оптимальным средством в развитии творческих способностей дошкольников. Именно в процессе ознакомления с окружающей природой происходит естественн...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

         В статье представлен опыт работы, раскрывающий методы и приемы, направленные на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, посредством нетр...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности.

Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...