Статья
статья на тему

Иванова Ольга Петровна

      Моими ориентирами в воспитании гармоничной личности является формирование интеллектуального  потенциала, возрождение  русской культуры, формирование творческой личности средствам эстетического воспитания.

«Без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет»- считает Василий Александрович Сухомлинский. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественно –эстетическое воспитание дошкольников через изобразительное искусство»

Автор Иванова О.П.- воспитатель первой квалификационной категории

«Детского сада №19»Белочка» с. Карпенка, Краснокутского района Саратовской области.

«Через красивое к человечному»

В.А.Сухомлинский

      Моими ориентирами в воспитании гармоничной личности является формирование интеллектуального  потенциала, возрождение  русской культуры, формирование творческой личности средствам эстетического воспитания.

«Без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет»- считает Василий Александрович Сухомлинский. Среди средств  такого воспитания –воспитание стоит, быть может, на первом месте. Но детей надо научить чувствовать ее, понимать, ценить, и что самое  главное творить  ее.

    Все начинается с раннего детства. В детском саду идет раннее выявление творческих способностей ребенка, формирование и развитие личности. На своих занятиях по изобразительному искусству основной целью считаю  эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Достичь цели можно, решая следующие задачи:

  • Развивать эстетическое восприятие;
  • Учить созерцать красоту окружающего мира;
  • Развивать художественное восприятие;
  • Развивать чувства, эмоции,  воображение, мышление, память, речь ребенка;
  • Воспитанников успешно продвигать в каждом из видов художественной деятельности и творчества;
  • Воспитывать любовь к художественному творчеству.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.,    М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, разработанная  на основе  ФГОС, по которой работает наш детский сад, предполагает  воспитание всесторонне развитой личности.

 Данная статья содержит две главы: I глава- «Изобразительное искусство в детском саду, как средство художественно-эстетического воспитания, развитие творческих способностей »,

 II глава- «Значение занятий по изобразительной деятельности в старшей группе для формирования необходимых компетенций будущего школьника».

 В первой главе я описываю основные направления, приемы и методы работы по изобразительной деятельности, обосновываю их актуальность.

 Вторая глава  посвящена тем навыкам и умениям, которые дошкольники приобретают на занятиях  по изобразительной деятельности.

Цель данной статьи – раскрыть различные  приемы и методы  педагогического воздействия при воспитании  у каждого ребенка эстетического отношения к природе, искусству, быту по рисованию. Данная тема неисчерпаема, так как, предполагает разнообразие методов, форм, приемов обучения и воспитания дошкольников. В своей статье  я описываю только те приемы, методы и формы, которые использую в своей работе.

“Изобразительное искусство в детском саду, как средство художественно-эстетического воспитания и развития  творческих способностей».

          Художественно- эстетическое воспитание детей предполагает много направлений и видов деятельности, но мне интересно художественно-изобразительное направление работ, в основе которого лежат три « кита»:

  1. Художественный образ;
  2. Развитие речи;
  3. Творческое воплощение.

                     Для изобразительного искусства характерно, как правило,  воплощение в образе  одного момента бытия. Художественный образ воздействует на чувства, а через них на мысль и выражает отношение созидающего человека к миру людей, природе. В изобразительном искусстве образ нагляден, зрим, ощутим. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят  их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, является неисчерпаемым источником развития детской речи.

Рассматривание  картины, отвечая на вопросы воспитателя, составляя рассказы по картинам, высказывая свое отношение к изображенному на них, дети  учатся не только понимать, чувствовать дух искусства, но говорить связно, излагать свои мысли  в логической последовательности , обогащать свою речь выразительными средствами языка.

Рассматривая пейзажи, натюрморты, портреты, жанровую живопись с целью речевого развития, я использую разные методы и приемы, предлагаемые  общепринятыми  традиционными методами. За основу своей работы я взяла рекомендации Т.Ткаченко по использованию схем в составлении описательных рассказов(«Дошкольное воспитание»- 1990г. №10) и книгу Мурашковской И.Н. «Картинки без запинки», изготовила для рассматривания картин схемы, модели, карточки, таблицы, значки-символы. Их применение на занятиях по изобразительному искусству, в ходе бесед значительно активирует детей, привлекая их внимание к объяснению воспитателя.

При рассматривании картин я обращаю внимание детей на то, в каких красках и тонах они описаны. Параллельно с этим обучаю детей , как , смешивая разные цвета , можно получить желаемый оттенок или цвет .  Здесь можно использовать такие схемы-модели :

  • Какую краску надо прибавить к основной , чтобы получить светлый тон ?
  • Какой цвет получится , если к основному ,добавить чёрную краску , чтобы изобразить пасмурную дождливую погоду?
  • Какой цвет надо добавить к красному, чтобы получить оранжевый цвет ?
  • Какие два цвета нужно смешать, чтобы получить зелёный цвет?

 Работая с детьми старшего дошкольного возраста по схемам, я увидела, что у них возрастает интерес к живописи, развивается активность и самостоятельность в познании разных жанров изобразительного искусства, обогащается речь. Дети свободнее рассуждают и отстаивают своё мнение, справляются с трудными заданиями. Дети становятся компетентными в вопросах изобразительного искусства и могут свободно поддерживать беседу о разных художниках и жанрах живописи.  И конечно же немаловажную роль играет творческое воплощение . В этом мне помогают сказки. Кто в глазах детей самый добрый  человек? Сказочник, старый добрый сказочник. Сказочник ведет детей в сказку с ее чудесами, волшебством и красотой.

     Я опираюсь на современные концепции эстетического развития детей: подвожу каждого ребенка к сказочному образу, его творческому воплощению. Отдаю предпочтение « Оживи образ».

Сказка стимулирует  изобразительное творчество детей, способствует созданию оригинальных, разнообразных образов; отражает видение сюжета, действий и поступков героев. Сказка- исключительно благоприятный материал для объединения не только различных видов изобразительной  деятельности, но и различных видов искусства в художественной деятельности детей- фольклер.

Ребенку важен не сам предмет, а его сказочное перевоплощение. В сказочной тематике ярко проявляются особенности  творчества детей- искренность, эмоциональность, непосредственность, смелость, оптимизм, яркость, красочность, декоративность, выразительность.

       Мой опыт показывает, что дети с большим интересом выступают как «авторы» собственного видения сказочного образа. При репродуктивном подходе они невольно копируют художника- профессионала и оценивая свои возможности приходят к мнению: «Я не могу изобразить также красиво и хорошо». Поэтому часто приходиться разрабатывать новые подходы . В своей работе я часто использую вариативные методы – погружение в сказочную ситуацию или процесс поиска героя, например, «Превратимся  в….», «С каким сказочным героем вы хотите встретиться?»; создание поисковых, предельно эмоциональных ситуаций; сотворчество со взрослым, который выступает в роли режиссера.

Важным считаю выражение лица ребенка. Когда дети приходят на мои  занятия, необходимо, чтобы  в ответ на присутствие и мою улыбку они тоже улыбались. Значит все в порядке. Улыбки в ответ нет- что то не так, значит, надо работать, может срочно нужна помощь….А когда они уходят, глядя на их милые мордашки, слыша радостное: «До свидания!», успокаиваюсь: «До свидания, мои хорошие! До завтра, родные!».

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.

     Часто приходится слышать: детей не надо учить способам изображения. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Однако, во- первых, далеко не у всех это получается, тем более что многие дети новички, только начинают овладевать художественной деятельностью, во- вторых, нельзя развивать творческие способности у всей группы, полагаясь на возможность некоторых. Мой опыт свидетельствует: дошкольник с удовольствием учиться, любит узнавать все новое. Именно обучаясь, получая знания, навыки. Ребенок чувствует себя уверенно. В этой связи возникает вопрос: как учить детей изобразительным навыкам, чтобы это было не сухо и не формально?

Как же строю обучение я, чтобы обеспечить формирование обобщенных способов изображения? Мои наблюдения показывают: ребенок стремится к изображению общего. Не получается? Огорчается, более того, теряет интерес к деятельности. Вот почему так важно, чтобы он овладел такими изобразительными движениями, которые позволили бы  передать форму разнообразных предметов в рисунке, - формообразующими движениями.  Как обучить этому? Я использую такие методы как обследование предмета, показ. Все это для того,  чтобы дети учились механически повторять показанный способ. В результате приобретается умение изображать только какой то один предмет, например яблоко, шар, флажок, машину, зайчика. Для успешного развития творчества необходимо, чтобы ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усвоил способ изображения любого сходного по форме предмета, т.е. обобщенный способ действия. Обобщенность рисунка зависит от двигательного опыта. Повторяя одно и то же рисовальное движение, ребенок постепенно приобретает опыт. Я начинаю обучение восприятия предмета с движения руки по его форме.

Мой многолетний опыт свидетельствует: от уровня рисовальных движений, овладевая обобщенными  формообразующими движениями в младшем и среднем  возрасте зависит  развитие рисования, а в последующих группах- изобразительного творчества. Именно это обстоятельство обеспечивает ребенку и самостоятельность, и умение решать любую творческую задачу.

 На всех последующих занятиях устанавливается взаимозависимость между формой предмета и способом ее передачи в рисунке. Суть в том, что дети должны понять: все предметы или их части одной и той же формы рисуются тем же  способом. Если становится задачи нарисовать предмет, состоящий из нескольких частей знакомой формы, организуется показ способов у доски. Я постоянно учу детей определять формообразующее движение, исходя из тех знаний и представлений, которые они получают в процессе обследования.

В ходе дидактических игр дети приобретают знания о свойствах  предметов (цвет, форма, строение, величина) закрепляют сенсорный опыт, умение сравнивать, выделять сходство, различие; формируются обобщенные представления об общих свойствах группы сходных предметов. Ели дети овладели умением обобщать способы изображения предметов, то это дает им возможность самостоятельно и свободно передавать в рисунке другие предметы и явления действительности. Я стимулирую и поощряю самостоятельную изобразительную деятельность детей в таких видах работы, как рисование картинок –меток на шкафчики. Пусть даже работы получаются менее аккуратными, но их автор известен- каждый рисовал для себя, рисовал то, что хотел. Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему, впечатления углубляются, уточняются, действуют по -новому. В этом игра во многом  схожа с изобразительной деятельностью.

Значение занятий по рисованию в старшей группе для формирования необходимых компетенций будущего школьника.

     К пяти годам  дети уже овладевают умениями и навыками  в рисовании. Например, на занятии  могут передать красоту сказочного цветка в рисунке. На таких занятиях легко обнаруживается уровень самостоятельных действий детей, умение  найти наиболее выразительное средство для передачи образного содержания. Дети умеют различать характер  изобразительно-выразительных средств ( линия, цветовой колорит, ритм, композиция,  силуэт, движение).

   Усложняя различные методы , приемы и формы обучения я продолжаю развивать и закреплять у детей творческие способности по рисованию. В моей деятельности мне помогает методика разработанная С.Г. Розовой воспитателем  ДОУ №2408 Г. Москва «Чудесный мир красок». Используя  эту методику, я вижу , что к концу  учебного года дети достигают определенного развития: они способны  эмоционально воспринимать содержание художественного произведения, проникаться его  мыслями и чувствами; запоминать и узнавать знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; умеют создавать изображение предметов (  по представлению с натуры); сюжетные изображения( на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений), выполнять узоры по мотивам народного и прикладного искусства, используя разнообразные приемы и элементы создания узора. Подбирая цвета  в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

   Мои воспитанники, овладевая приемами и техникой рисования, начинают к шести годам по другому воспринимать окружающую действительность; любуются искрящимся на солнце снегом, кустами и деревьями, покрытыми инеем, видят многообразие осенних красок в опавших листьях, пожухлой траве. Рассматривая иллюстрации, отмечают различные детали:  оттенки, полутона, яркость. У детей появляется уверенность  в себе и своих возможностях. Появляется интерес к экспериментированию и созданию простейших изображений красками,  карандашами, различными пластическими  материалами.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности у детей формируются качества, необходимые для последующего обучения в школе. Я убеждена: та любовь и к искусству, которую может привить педагог своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая ее яркими позитивными эмоциями. Очень важно, чтобы маленький человек, взявший в руки кисть, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо.

От воспитателя во многом зависит , каким будет в будущем  маленький  человек, который  сейчас  весь в его руках, научит ли он его видеть и понимать прекрасное в жизни. Очень хороши слова К.Д.Ушинского о том, что знания может дать только знающий педагог, воспитывать характер может только человек с твердым характером, эстетически воспитывать детей может только педагог, сам эстетически воспитанный.

Очень важно, чтобы чудесный мир природы, музыки, фантазии, творчества были бы постоянными спутниками детей. В организации проведения занятий по рисованию существует ряд проблем.  Не всегда удается  научить детей воспринимать предметы с точки зрения эстетики. Поэтому нередко среди детских работ преобладают рисунки темного, грязно-серого цвета, однообразные по содержанию. На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель не имеет возможности  познакомить детей с подлинным искусством различных жанров из-за отсутствия музеев, а также современных информационных технологий, так- как проживаем в сельской местности.

    Пусть еще далеко несовершенен детский рисунок, тем не менее, относиться к нему надо с большим уважением. И не только потому, что это труд, и к тому же нелегкий, - в рисунках весь ребенок со своими взглядами.

   Но, не смотря на все, осуществляя эстетическое воспитание наших ребят, я стараюсь организовать работу таким образом, чтобы каждый день был радостным  и удивительным для ребенка, оставляя хороший след в памяти, вызывал положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...