Статья на тему:"Познавательная активность детей дошкольного возраста"
статья на тему

Федорова Юлианна Анатольевна

Познавательная активность — стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду и обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 43  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА НЕВСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА












«Познавательная активность детей дошкольного возраста».

Содержание:

  1. Что это такое и зачем это нужно?
  2. Методы повышения познавательной активности.
  3. Методы развития познавательного интереса.





                                                  Составила воспитатель
                                      Федорова Ю.А.










С-Пб, 2017

Познавательная активность — стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду и обучения в школе.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Но очень важно активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Методы повышения познавательной активности:

  • Элементарный анализ (причинно-следственных связей)
  • Сравнение (предметов, событий, объектов и т.д.)
  • Моделирование
  • Вопросы
  • Повторение
  • Экспериментирование и опыты

Методы развития познавательного интереса:

  • Развитие готовности восприятия нового материала
  • Выстраивание вокруг дидактического материала игрового приключенческого сюжета
  • Стимулирование занимательным содержанием
  • Создание ситуаций творческого поиска

Методы повышения эмоциональной активности:

  • Игровые и воображаемые ситуации
  • Придумывание сказок, рассказов
  • Игры-драматизации
  • Сюрпризные моменты
  • Элементы новизны
  • Юмор и шутка

Организация предметно-пространственной развивающей  среды.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

Методы эмоционального стимулирования:

  • Создание ситуации успеха
  • Поощрение
  • Использование игровых форм деятельности
  • Постановка системы перспектив (ближней средней дальней). Гиперактивному ребенку нужно рассказать, что будет в начале, в середине и в конце занятия.

Методы работы:

  • Наглядные (наблюдение, рассматривание картин, видео)
  • Практические (упражнения, игры)
  • Словесные (беседы, инструкции)

 Примеры использования проблемных ситуаций:

Знакомство с окружающим миром. Экология.

Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти дороги домой.

С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?

Как хлеб на стол «пришёл»?

Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?

Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда?  И т.п.

Математика.

Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества?

Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?

Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного героя?

Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?

Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку).

Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве).

Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить.  И т.п.

Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.

Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?

Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно?

Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»?

Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.

При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию.

Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль.

Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.

Художественная литература, развитие речи.

После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа.

Предложить придумать свой конец сказки.

Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами.

Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения.

Предложить внимательно рассмотреть картину, запомнить и рассказать по памяти младшему брату, что видел.

Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно.

Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.

Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач.

Ситуации на транспорте.

Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?

Родители сели в поезд, а ты остался. Что ты будешь делать? Почему?

Ситуации с огнём.

В квартире пожар. Что ты будешь делать?

Дым в квартире. Твои действия.

Ситуации с водой

Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?

Для развития наблюдательности и внимания можно проводить следующие упражнения:

«Волшебный мешочек» (в мешочек складываю различные предметы, знакомые игрушки, предлагаю назвать их по памяти, использую соревнование: кто больше вспомнит)

«Найди отличия» (имеется набор парных картинок)

«Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур)

«Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.

Развитие творческого мышления дошкольников.

Быстро меняющийся мир требует от нас быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Решение современных задач всё больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдалённые последствия своих действий.

Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму.

Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.

Подводя итог, можно сделать выводы:

1.Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2.Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

3.Найденное в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

4.Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

5.Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.

6.Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

7.Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовательном пространстве: Опыт, проблемы, перспективы Статья:"Роль проектной в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста"

Инновации в образовательном пространстве:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРПЕКТИВЫ. Статья: "Роль проектной в развитии позновательной активности детей дошкольного  возраста" (ссылка)...

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст- возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребёнок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способн...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста использованием ИКТ на занятиях. "

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством современной технологии на занятиях в ДОУ....

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность....

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"

В статье рассказывается как развить познавательную активность детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....