ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Сказки – наши верные друзья»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Бодунова Людмила Константиновна

Данная программа разработана для детей в возрасте  6–7 лет. Срок реализации программы - 1 год.

Цель: программы - Формирование у детей самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_portfolio.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Ковернинского муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Сказки – наши верные друзья»

для детей  старшего дошкольного возраста

срок реализации программы – 1 год

                                                                                                                 Автор-составитель:

                                                                                 Людмила Конастантиновна Бодунова

воспитатель старшей группы  

Гавриловка

2013

  1. Пояснительная записка.

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.
А, тем не менее, мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. Мне нравится разговаривать с детьми через сказки и притчи, над которыми им приходиться размышлять, а не просто запоминать информацию, как компьютер.
Сказки, во-первых, понятны, и взрослым и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу. 
Работа кружка направлена на познание детьми через сказку двух бесценных миров – своего собственного, внутреннего, и внешнего, окружающего. Сказка способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Дети освоят множество способов создания художественных произведений, разовьют мелкую моторику рук, научаться облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогатят свой словарный запас.

Возраст детей: 6–7 лет.
Срок реализации программы - 1 года

II. Цель: 
Формирование у детей самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала.

III. Задачи:
Обучающие:
- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;
Развивающие:
- развивать речь, коммуникативные качества;
- воображение, фантазию;
- память;
- мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- любовь к художественным произведениям;
- доброжелательные отношения друг к другу.


IV. Построение занятия:
«Путеводитель по Тридесятому царству – Солнечному государству»:
- «Игры - сказки».
Инсценировка сказки, героев которой дети будут создавать сами из самых разных материалов.

- «Веселые тропинки».
Освоение детьми разных способов создания художественных произведений, в результате которых не только развивается мелкая моторика рук, но и познаётся окружающий и свой внутренний мир с совершенно новых точек зрения.

- «Ручейки красивой речи».
Разнообразные игры, которые помогут детям вывести как можно больше слов из пассивного словаря в активный. Развитие красивой речи детей ещё до школы. 

- «Хитрые дорожки».
Удивительные идеи по развитию различных необходимых ребёнку жизненных навыков и общечеловеческих качеств.

V. Виды деятельности:


- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Познавательно-речевая деятельность .
- Знакомство с литературой, формирующей творческое и нравственное развитие детей.
- Музыкальная деятельность.
- Предпосылки учебной деятельность.
- Самостоятельная деятельность.


В процессе реализации программы внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:
- деятельность, как способ выражения себя;
- человек в общении с другими людьми;
- внешний и внутренний «портреты» ребенка.


Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:
- создание специальной обстановки для успешного обучения ребенка.
- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- динамичность работы;
- учет возрастных и психолого- физиологических особенностей ребенка;
- совершенствование знаний, умений и навыков при формировании творческого и нравственного развитию детей;
- формирование навыков речевой культуры.


Программа рассчитана на один год.
Она:
- органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу ДОУ;
- предусматривает динамику в умственном развитии.


Успешная реализация данной программы предусматривает и условия создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявиться задатки и способности ребенка, а также условия, способствующие развитию мыслительной и речевой деятельности.



Ожидаемые результаты:


- у детей возникнет интерес к искусству инсценировки сказки, героев которой они будут создавать из самых разных материалов;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- выведение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный – формирование «великого и могучего русского языка»;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков.


Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Я хочу, чтобы мои дети научились состраданию, любви и мудрости. Сказка заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А, тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество. 

                              ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Тема

Задачи обучения

Содержание: 

Срок проведения

 Тема №1.«Игра-сказка с куклами из раскрасок.»(4 занятия ) 

Учим создавать свою многосерийную сказку с использованием кукол из раскрасок. 
Развиваем умение использовать нестандартные красители.
 
Интеллектуальное развитие ребенка путем сочетания умственно–речевой и изобразительной работ.
 

1.«Веселая тропинка (Почти съедобная раскраска)».
2.«Ручеёк красивой речи (Придумай название своему творению)».
3.«Хитрая дорожка (Сказочное эхо)».

Сентябрь:

Тема №2.«Игра - сказка с куклами – воздушными шарами». (2 занятия)

Тема №3. «Игра – сказка осенних листьев».(2 занятия)

Тема №1 «Игра – сказка с куклами из спичечных коробков.» (3 занятия)

Тема №2. «Игра – сказка с клубочками.»(3 занятия)

Тема №3. «Игра – сказка с куклами – масками». ( 2 занятия)

Тема №1. «Игра – сказка с куклами – кулёчками». (3 занятия)

Тема №2. «Игра – сказка с куклами на магнитах». (2 занятия)

Тема №3 . «Игра – сказка с куклами из камушков».(3 занятия)

Тема №1 «Игра – сказка с куклами из зонтика». (3 занятия)

Тема №2.«Игра – сказка с куклами из веера». (2 занятия)

Тема №3. « Игра – сказка с ёлочными куклами». (3 занятия)

Тема №1. «Игра - сказка с куклами из флажков». (2 занятия )

Тема №2. «Игра - сказка с куклами из проволоки». (3 занятия )

Тема №3. «Игра - сказка с куклами Би – Ба – Бо» . (2 занятия )

Тема №1. «Игра - сказка с куклами – оригами». (3 занятия )

Тема №2. «Игра - сказка с куклами из ниток». (3 занятия )

Тема №3. «Игра - сказка на подвижных ленточках». (2 занятия )

Тема №1. « Игра – сказка с куклами из яичной скорлупы». (3 занятия)

Учим инсценировать сказку, используя для создания образов воздушные шары. 
Учим произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе.
 
Развиваем память и внимание.

Учим разыграть сказку, героями которой станут разнообразные осенние листья. 
Развиваем фантазию детей, предложив придумать и дорисовать картину ,используя контуры осенних листьев .
Учим подбирать действие к предмету и предметы к действию.


Развиваем воображение детей - для этого нужно придумать и разыграть вторую серию уже знакомой сказки. 
Продолжаем учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе. 
Продолжаем отрабатывать эмоциональную выразительность речи. Учим детей выделять главное, а значит, и логически мыслить.

Тренируем мелкую моторику рук, развиваем терпение и усидчивость. 
Продолжаем отрабатывать эмоциональную выразительность речи (интонацию).
 
Обогащение активного словаря ребёнка – подбор определений и эпитетов для того или иного существительного.
 
Составить и записать полезные советы герою сказки.
 
Сыграть сказку наоборот, с учётом составленных полезных советов.


Учим разыгрывать сказочное представление, используя театральные маски, надетые на кукол и плюшевые игрушки.
Развиваем аккуратность.
Развиваем речь детей, предложив рассказать самый смешной, весёлый случай из своей жизни. Укрепляем чувство собственного достоинства детей.

Тренируем сосредоточенность детей, предложив нарисовать героев сказки, используя только одинаковые или только разные геометрические фигуры. 
Учим детей узнавать предметы по описанию.
 
Развиваем умение составлять загадки, словесные портреты.
 
Развиваем смекалку, находчивость, умение быстро принимать правильное решение.

Учим детей разыгрывать сказку, используя кукол на магнитах. 
Учим произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в раз-личном темпе.
 
Развиваем чувства ритма и темпа, умение управлять своими движениями, ярче выражать свои чувства.

Инсценировать сказку, используя театр камней. 
Развиваем фантазию детей – возможность увидеть в объёмной форме того или иного сказоч-ного героя.
 
Обогащение активного словаря детей - учим подбирать обстоятельства к глаголам. Учим вы-ражать амплитуду чувств, наиболее точно переводить чувства в звуки, что важно для самовы-ражения.
 
Развиваем коммуникабельность.

Учим разыгрывать сказочное представление, используя в качестве декорации зонтик, что позволяет периодически возвращаться к уже упомянутым героям, повторяя имена и произо-шедшие когда – то события. 
Развиваем память и внимание.
 
Учим детей сочетать в едином сюжете получившихся из клякс персонажей.
 
Развиваем фантазию детей , для этого нужно придумать и обыграть уже знакомую сказку так, будто по сюжету в ней действует секретная организация.

Развиваем эстетические чувства. 
Тренируемся подбирать красивые, необычные определения к персонажам сказки. 
Учимся описывать свою внешность, используя новые придуманные слова. 
Развиваем речь, фантазию –для этого нужно придумать ,нарисовать и рассказать о подарках для сказочных героев; и к каждому подарку придумать небольшое пожелание, с ним связанное

Учим разыгрывать сказку, используя театр – ёлку. 
Продолжаем учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе.
 
Развиваем память и внимание.
 
Учим подбирать рифмы к словам.
Развиваем смекалку, находчивость, умение быстро принимать правильное решение.

Учим инсценировать сказку, используя театр флажков. 
Продолжаем учить сочетать в рассказе прилагательные и наречия.
 
Учим пояснять, аргументировать свои мысли.
 
Развиваем память и внимание.
 
Развиваем доброжелательные отношения к окружающим.
 

Развиваем фантазию детей, используя гибкий и податливый материал – проволоку. 
Тренируем мелкую моторику рук, развиваем терпение и усидчивость.
 
Продолжаем учить придумывать, проговаривать слова и одновременно разводить ладошки в стороны для сравнения их длины.
 
Обучаем детей пиктографии, что способствует развитию художественного видения слова и мысли, способности выделять главное и обобщать - логически мыслить.

Продолжаем учить инсценировать сказки, используя куклы Би – Ба –Бо. Развиваем творческие возможности детей, умение вести диалог. 
Развиваем фантазию детей, используя метод «секретного рисования».
 
Продолжаем развивать навыки аргументированной речи, речи с рассуждениями и доказательствами.
 
Расширяем кругозор ребёнка в его представлении о мире и о своих возможностях в нём.

Продолжаем учить детей складывать фигурки - оригами, и развивая творческие качества - обязательно стремимся «вдохнуть в создаваемые образы жизнь – разыграть с получившимися персонажами ролевую сказку. 
Развиваем наблюдательность.
 
Читая незнакомое стихотворение, опустить последнее слово – рифму , пусть дети сами попробуют угадать слово рифму находчивость и фантазия.
 
Воспитываем умение взаимодействовать друг с другом.

Развиваем фантазию и воображение детей. 
Продолжаем развивать речь детей, предлагаем взять интервью у главного героя сказки.
 
Учим правильно составлять вопросительные предложения.
 
Развиваем умение смотреть на себя и свои поступки со стороны, критическое отношение к самому себе.

Учим инсценировать сказку, используя театр на подвижных ленточках. 
Предложить детям придумать несколько предложений за любого сказочного героя.
 
Учить детей делать выводы о том, как правильно поступать в разных ситуациях, размышляя о том, что есть добро, а что зло.

Придумать и изготовить кукольный театр из яичной скорлупы. 
Развиваем фантазию и воображение детей для этого, взяв одно слово, предлагаем составить с ним целое предложение, а затем придумать целый рассказ.
 
Учим работать детей в коллективе, уважительно и внимательно относиться к партнёру, строить диалог через игру, ощущать себя незаменимым звеном и важной частью общего дела.


1.«Веселая тропинка (Воздушные рисунки)».
2.«Ручеёк красивой речи (Меняем громкость и скорость речи)».
3.«Хитрая дорожка (Внимательный суфлер)».


1.«Веселая тропинка (Осенние листья - трафареты)».
2.«Ручеёк красивой речи (Что делает)».
3.«Хитрая дорожка (Вторая серия)».


1.«Веселая тропинка (Разноформатные картинки)».
2.«Ручеёк красивой речи ("Страшилка")»

3.«Хитрая дорожка (Афиша)».

1.«Веселая тропинка (Ниткография)».
2.«Ручеёк красивой речи (Какой)».
3.«Хитрая дорожка ("Полезные советы врача и повара"».

1.«Веселая тропинка (Кто аккуратнее)».
2.«Ручеёк красивой речи (Смешная история)».
3.«Хитрая дорожка (Билетики счастья)»..

1.«Веселая тропинка (Картинные геометрические фигуры)».
2.«Ручеёк красивой речи (Узнай по описанию)».
3.«Хитрая дорожка (Сюрприз в сказке)».

1.«Веселая тропинка (Рисуем ватой)».
2.«Ручеёк красивой речи (Артист)

3.«Хитрая дорожка (Музыкальная палочка)».

1.«Веселая тропинка (Разноцветные ракушки)».
2.«Ручеёк красивой речи (Как)».
3.«Хитрая дорожка (Соловей соловья поймёт издалека)».


1.«Веселая тропинка (Загадочные кляксы)».
2.«Ручеёк красивой речи (Удлиняем предложения)».
3.«Хитрая дорожка (Шпионская сказка)»

1.«Веселая тропинка (Морозные узоры)».
2.«Ручеёк красивой речи (Новые слова)».
3.«Хитрая дорожка (От всего сердца)».


1.«Веселая тропинка (Волшебный рисунок)».
2.«Ручеёк красивой речи (Цепочка рифм)».
3.«Хитрая дорожка (Я знаю всё подряд)».

1.«Веселая тропинка (Раскрась что- нибудь)».
2.«Ручеёк красивой речи (Что нравиться, а что нет)».
3.«Хитрая дорожка (Добрая сказка)».

1.«Веселая тропинка (Рисунки из спичек)».
2.«Ручеёк красивой речи (Длинные и короткие слова)».
3.«Хитрая дорожка (Пиктография)».


1.«Веселая тропинка (Секретное рисование)».
2.«Ручеёк красивой речи (Объяснения, пояснения)».
3.«Хитрая дорожка (Новый мюзикл "Каркуша учит Хрюшу летать")
 .

1.«Веселая тропинка (Портрет любимой игрушки)».
2.«Ручеёк красивой речи (Угадай рифму)».
3.«Хитрая дорожка (Будьте так добры)».

1.«Веселая тропинка (Рисунок в тумане)».
2.«Ручеёк красивой речи (Задаем вопросы)».
3.«Хитрая дорожка (Зеркало сказки)».

1.«Веселая тропинка (Кот в мешке)».
2.«Ручеёк красивой речи (Новости леса)».
3.«Хитрая дорожка (Сказочный футбол)».


1.«Веселая тропинка (Рисуем на яичной скорлупе)».
2.«Ручеёк красивой речи (Подберём пальто к пуговице)».
3.«Хитрая дорожка (Словесная эстафета )».

Октябрь

Ноябрь:

Декабрь:

Январь:

Февраль:

Март:

Тема №2 . «Игра - сказка с куклами – напёрстками».(3 занятия )


Тема №3 
. «Игра - сказка с куклами из овощей». (2 занятия )

Тема №1 «Игра - сказка с куклами на ложках». (3 занятия )

Тема №2. «Игра - сказка с куклами из бумаги». (3 занятия )

Тема №3. «Игра - сказка с куклами на колесах». (2 занятия )

Тема №1 . «Игра - сказка с куклами из пластиковых упаковок». (3 занятия )

Тема №2. «Игра - сказка с танцующими человечками».(2 занятия )


Тема №3
. «Игра - сказка с куклами – символами». (3 занятия )

Инсценируем сказку, используя куклы-напёрстки – учим детей исполнять роли сразу нескольких героев. 
Развиваем фантазию и воображение детей.
 
Учимся использовать сравнительные слова.
 
Развиваем чувство юмора.

Разыграть представление, превратив в персонажей сказки обычные овощи. 
Фантазируем и раскрашиваем рисунки методом рисования точками.
 
Тренируемся придумывать диалоги.
 
Учимся логически мыслить и развиваем речь детей , предложив придумать другое название для знакомой сказки.

Развиваем интерес детей, предложив смастерить кукол и разыграть сказку, используя дере-вянные ложки. 
Развиваем фантазию и воображение детей, используя метод мокрого рисунка.
 
Учимся придумывать рассказы – небылицы.
 
Фантазируем и учимся смешивать сюжеты сказок.

Развиваем интерес детей, предложив смастерить кукол и разыграть сказку, используя дере-вянные ложки. 
Развиваем фантазию и воображение детей, используя метод мокрого рисунка.
 
Учимся придумывать рассказы – небылицы.
 
Фантазируем и учимся смешивать сюжеты сказок.

Расширяем возможности инсценировки сказок, для этого используем детские машинки и из-готовим куклы на колёсах. 
Развиваем фантазию и воображение детей, используя метод рисования песком и мелкой кру-пой.
Учимся придумывать монологи воспитанного героя (котёнка, щенка и т.д.).
 
Развиваем лаконичность и точность речи.

Разыграть представление, используя изготовленные детьми куклы из пластиковых упаковок. Развиваем фантазию и воображение детей, создавая рисунки с помощью тканей или открыток. Учимся придумывать вместе с детьми сказки– басни. 
Развиваем мышление.

дергунчики). 
Развиваем фантазию и воображение детей, используя нестандартную живопись – кляксы на асфальте, рисунки на асфальте.

Воспитываем вежливость и хорошие манеры.

Игра с предметами - заместителями, предметами – символами развивает логику, фантазию, художественный вкус детей. 
Учимся описывать во всех красках свою самую великую мечту, используя все освоенные изыски русского языка.
 
Развиваем творческий потенциал и чувство сплочённости

1.«Веселая тропинка (Рисуем через копирку)».
2.«Ручеёк красивой речи (Сравни и объясни)».
3.«Хитрая дорожка (Сказка со смешинкой)»

1.«Веселая тропинка (Рисование точками)».
2.«Ручеёк красивой речи (Диалог солнышка и тучки)».
3.«Хитрая дорожка (Другое название)».

1.«Веселая тропинка (Мокрый рисунок)».
2.«Ручеёк красивой речи (Небылица)».
3.«Хитрая дорожка (Букет из сказок)».


1.«Веселая тропинка (Мокрый рисунок)».
2.«Ручеёк красивой речи (Небылица)».
3.«Хитрая дорожка (Букет из сказок)».


1.«Веселая тропинка (Рисование песком и мелкой крупой)».
2.«Ручеёк красивой речи (Воспитанный котенок)».
3.«Хитрая дорожка (Короткая тропинка)».


1.«Веселая тропинка (Рисуем с помощью тканей или открыток)».
2.«Ручеёк красивой речи (Сказка - басня)».
3.«Хитрая дорожка(Сказка за семью печатями)».


1.«Веселая тропинка (Кляксы на асфальте)».
2.«Ручеёк красивой речи (Похожие слова)».
3.«Хитрая дорожка (Самая волшебная роль)».

1.«Веселая тропинка (Коллаж)».
2.«Ручеёк красивой речи (Мечта)».
3.«Хитрая дорожка (Сказка нашей семьи)».

Апрель:

Май

Май:

Реализация образовательной программы «Сказки – добрые друзья»"- это возможность прекрасно влиять на детей, делать их уверенными в себе, чуткими к окружающим, терпеливыми, добрыми и готовыми к диалогу с таким многообразным миром.

Список литературы:

1.Образовательная методика "Добрые сказки" авторы М.Скребцова, А.Лопатиной. 
2. Н.Каландарова "Уроки речевого творчества".
3. Л.Фесюкова "Воспитание сказкой".



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы "Наши верные друзья"

Проект в подготовительной к школе группе. dsc_8981.jpg dsc_8987.jpg dsc_8985.jpg dsc_8992.jpg dsc_8996.jpg dsc_9003.jpg dsc_9005.jpg dsc_9014.jpg dsc_9023.jpg dsc_9026.jpg dsc_9038.jpg dsc_9040.jpg...

«НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ – ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Сценарий  литературно-музыкального праздника...

"Птицы наши верные друзья"

Закрепить знания детей о птицахЦели: Закрепить знания детей о птицах; учить выделять взаимосвязь в природе; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызывать у детей ...

Солнце,воздух и вода- наши верные друзья

Закаливание детей летом дает широкие возможности укрепить детский организм....

Экологический проект "Деревья - наши верные друзья"

Экологический проект "Деревья- наши верные друзья"...

Педагогический проект «Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья, наши верные друзья, без которых нам нельзя»

Педагогический проект«Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья, наши верные друзья, без которых нам нельзя»...