Проект «Я – исследователь»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Телешенко Наталья Алексеевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_temu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ

Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Проект «Я – исследователь»

Тема:

«Птицы- помощники и друзья»

                                                                                       

                                                                     Воспитатель: Телешенко Н.А.

г. Бутурлиновка

2017 г.

Аннотация.

В современном мире проблема защиты живых существ приобрела первостепенное значение. С каждым годом количество проблем только увеличивается. Их предстоит решать будущему поколению. Поэтому так важно формировать у детей основы экологической культуры. Наблюдение за птицами способствовало созданию проекта «Птицы- помощники и друзья».

Ребята заметили, что не на каждый участок детского сада прилетают птицы. Они задумались над тем, как создать условия для привлечения птиц на участок детского сада. Дети предположили, что если создать условия для  безопасной зимовки птиц (изготовление кормушек, регулярная подкормка осенью и зимой), для привлечения на участок перелетных птиц (развешивание кормушек), то птиц, прилетающих на участок ДОУ, станет больше. Гипотеза определила цель проекта: создать необходимые условия для привлечения птиц на участок детского сада.

Подготовительный этап был посвящен изучению птиц (их внешнего вида, повадках, предпочтениях в еде, образе жизни и др.). Систематизация материала помогла выявить необходимые условия для привлечения птиц на участок ДОУ и определила деятельность во время основного этапа. Этот этап был насыщен как крупными акциями – «Столовая для птиц», «Дом для скворушки», так и наполнен ежедневными наблюдениями за птицами, заботами и хлопотами о них. В ходе этой деятельности ребята смогли провести интересные исследования, сделать выводы, как улучшить жизнь пернатых друзей. Получение навыков исследовательской работы - вот главный результат итогового этапа. В ходе реализации проекта дети осознали уникальность и ценность каждого живого существа, поняли важность бережного отношения к природе.

Проект на тему: «Птицы - помощники и друзья».  

                                                                                   

Как прекрасны птицы. Белые, чистые, нежные, искренние...
Мы хотим, чтобы никогда не ущемляли этих прекрасных созданий, чтобы они были вольными и сильными, свободными и притягательными — не только для нас самих, но и для других людей тоже.

Авторы проекта: Каллаева Латифа, Котельников Стефан, Трайнина Соня.

Вид проекта: исследовательский

Возраст детей: 5 лет (средняя группа)

Продолжительность: долгосрочный (с 01.09.16 г. -01.09.17 г.)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность: птицы – это наши соседи и друзья. Они живут рядом с нами, помогают нам в борьбе с опасными вредителями деревьев и порой сами нуждаются в нашей помощи и защите. Кроме того, птицы – интересные объекты для наблюдения, приносящие массу положительных эмоций. Поэтому перед людьми стоит задача беречь птиц, заботиться о них.

Проблема: не на каждый участок детского сада прилетают птицы. Ребята из средней группы задумались над тем, как создать условия для привлечения птиц на участок детского сада.

Гипотеза: Латифа, Стефан и Соня предположили, что если создать условия для безопасной зимовки птиц (изготовление кормушек, регулярная подкормка осенью и зимой), для привлечения на участок перелетных птиц (развешивание кормушек), то птиц, прилетающих на участок ДОУ, станет больше.

Цель проекта: создать необходимые условия для привлечения птиц на участок детского сада.

Задачи: расширить представление детей о птицах, их внешнем виде, повадках, особенностях жизни;

выяснить необходимые условия для привлечения птиц на участок;

развить умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

развить познавательную активность;

воспитывать интерес к живой природе;

повысить уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности.  

           

1 этап: подготовительный.

На этом этапе ребята с помощью взрослых (воспитателей, родителей) старались как можно больше узнать про пернатых друзей. Дети изучили внешние особенности птиц, их местообитание, какие птицы улетают в теплые края, какие зимуют в городе, узнали об их повадках, предпочтениях в еде, образе жизни. Помогали в приобретении знаний систематические наблюдения за птицами, чтение художественной литературы.

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

  Привлечь птиц можно, если посадить на участке кустарники и деревья, имеющие плоды и семена (рябина, боярышник, сирень).

  Осенью необходимо собрать семена растений, которые будут использоваться в качестве корма (репейник, пастушья сумка, подорожник).

 Заготовить семечки арбуза, дыни, подсолнечника.

 Изготовить удобные для птиц кормушки.

 Зимой подкармливать птиц каждый день утром.

 Корм должен быть сухим.

 Собирать хлебные крошки, оставшиеся от обеда, для внесения разнообразия в птичье «меню».

 Кормушку очищать от сора и снега.

 Установить весной скворечники для птиц.

 Весной и летом сделать на участке небольшой водоем (плескательный бассейн).

Поставить в спокойном месте поилки для птиц.

При наблюдении соблюдать дистанцию, комфортную для птиц.

  1. этап: основной.

На этом этапе мы продолжали читать художественные произведения о птицах, разучивали пословицы, поговорки, разгадывали загадки. Играли в подвижные игры, где персонажами были птицы. Эта работа проводилась, чтобы лучше понять пернатых, проникнуть в их мир.

  Осенью ребята собирали семена растений, пригодных для кормления птиц, сушили их, складывали в специальные емкости для хранения.

 Были приобретены саженцы деревьев. Родители детей высадили их на участке ДОУ. Дети были активными участниками этого мероприятия. Надеемся, что все деревья приживутся и удачно перезимуют, чтобы со временем стать приютом для птиц.

 В конце осени был проведен конкурс «Птичья столовая». Дети вместе с родителями изготовили несколько кормушек из разнообразных материалов, разной формы. Затем развесили их на участке детского сада. Кормушки радовали глаз. Однако, в ходе наблюдения, дети выяснили, что не все кормушки удобны для птиц. У кормушки из пластиковых бутылок тонкий край, за который птицам неудобно держаться лапками. Некоторых кормушек, особенно оригинальных, птицы попросту боялись и не садились на них. Было принято решение убрать неудобные кормушки и сделать их традиционной формы и размера.

 Ребята регулярно подкармливали птиц заготовленными в начале осени семенами, принесенными из дома крупами. Дети стали собирать хлебные крошки и подсушивать их на специальном подносе, прежде чем дать птицам, так как на подготовительном этапе они узнали, что свежий хлеб вреден для птиц.

 Наши пернатые друзья быстро привыкли к тому, что кормят их регулярно, и стали слетаться в «птичью столовую» ежедневно, в одно и тоже время, «как по расписанию». Сначала Латифа, Соня и Стефан, как инициаторы проекта, исполняли роль «дежурных по кормушкам». Во время прогулок они очищали кормушки от снега и остатков еды, сыпали свежий корм, следили, чтобы его не сдуло ветром. Они прекрасно справлялись со своими обязанностями. Затем «дежурными по кормушкам» стали дежурные по группе. Это было сделано для того, чтобы каждый ребенок смог позаботиться о птицах.

  Интересно и познавательно проходило наблюдение за птицами, посетителями птичьей столовой. Путем проб ребята выяснили, на какое расстояние можно подходить, чтобы не спугнуть птиц. Именно с этого расстояния стали вестись наблюдения. Выяснилось, что больше всего желающих подкрепиться среди воробьев, но прилетают и синички, голуби и вороны. Поэтому ребята сделали вывод, что корм должен быть разнообразным, чтобы угодить любым вкусовым пристрастиям птиц, о которых они узнали на подготовительном этапе.

  Стефан обратил внимание, что в морозные дни птицы съедают больше корма. Ребята сделали вывод, для того, чтобы не замерзнуть при сильных морозах, птицам необходимо лучше питаться, а нам увеличить количество насыпаемого корма.

 Латифа с Соней заметили, что количество птиц с момента развешивания кормушек увеличилось. Следовательно, пернатые узнают о «птичьей столовой» и все большему количеству птиц мы помогаем пережить тяжелый период.

 Однако в конце февраля количество птиц сократилось. Ребята связали это с произошедшим потеплением. Синички вообще пропали. Сделали вывод, что они улетели в лес, где место их постоянного обитания, снег в лесу растаял и теперь есть возможность находить корм.

   К приходу весны, прилету птиц из теплых краев мы с ребятами решили приготовиться заранее. Была объявлена акция «Дом для скворушки». Родители с радостью откликнулись на предложение ребят и воспитателей. На этот раз были учтены все ошибки и промахи, сделанные при изготовлении кормушек. Были использованы чертежи, рекомендуемые экологами для домика скворцов. Поэтому скворечники удались на славу. Сколько была радости и восторга у детей, когда их крепили (а не прибивали к дереву, как делают некоторые) на деревья. Добро пожаловать, перелетные друзья!

Наш проект еще не закончился. Мы продолжим заботиться о птицах, любоваться ими, наблюдать за их поведением.

 3 этап: итоговый.

  В ходе реализации проекта дети получили практические навыки по привлечению птиц на участок ДОУ. Эта деятельность была масштабной и разнообразной. С помощью родителей были посажены деревья, проведены акции по изготовлению кормушек и скворечников. Дети усвоили правила подкормки птиц зимой, испытали радость и удовольствие от наблюдения за прилетающими птицами. Ребята получили возможность приобретения навыков исследовательской работы. Формировалось умение анализировать, сравнивать, делать выводы и корректировать свою деятельность для достижения цели проекта. Расширились знания и представления детей о жизни птиц. Самое главное, дети осознали уникальность и ценность каждого живого существа, важность бережного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведен...

Опытно-исследовательский продуктивный проект "Мы исследователи!" Презентация проекта Авторы: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Идея проекта: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмыслени...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь!2018г» Тема проекта: «Секреты пуговицы»

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов  «Я-исследователь!2018г» Тема проекта: «Секреты пуговицы»...