Театральная деятельность
статья на тему

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать,  а не способствовать развитию умений чувствовать, думать, творить, играть. Отсюда может вытекать равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольного поведения, самостоятельности. Но мы знаем, что именно игра является ведущим видом детской деятельности, особенно - театрализованная игра. Сколько здесь подлинных переживаний, горячих чувств! Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры: в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teatralnoy_deyatelnosti_my-artisty.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

«МЫ - АРТИСТЫ»

из опыта работы воспитателя   подготовительной группы «Колокольчик»

Герасимчик Риммы Габдулхаковны

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать,  а не способствовать развитию умений чувствовать, думать, творить, играть. Отсюда может вытекать равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольного поведения, самостоятельности. Но мы знаем, что именно игра является ведущим видом детской деятельности, особенно - театрализованная игра. Сколько здесь подлинных переживаний, горячих чувств! Но не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры: в них много изобретательности, выдумки, фантазии, творчества.

Отличительной особенностью наших детей с общим и тяжёлым недоразвитием речи является то, что у них  недостаточно развиты память, внимание, связная речь, отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки, фантазии и воображения, не владеют четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительностью, эмоциональностью в чтении стихов, пересказов. Чтобы помочь детям в преодолении данных проблем и для достижения положительных результатов в обучении и воспитании, в нашей группе уделяется  особое внимание театральной деятельности, театральным играм и упражнениям,  театрализации, драматизации сказок, стихов, потешек.

 Также  можно утверждать, что  театральная деятельность - важное психотерапевтическое средство эмоционально - эстетического восприятия, она развивает фантазию, воображение, все  виды памяти и виды творчества.

Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности - неисчерпаемы. Исполняя ту или иную роль, ребенок переносится в иную плоскость бытия, иное пространство и время, перевоплощая, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает новый опыт.

В процессе театрализованной деятельности развиваются различные виды детского творчества: художественно - речевые, музыкально - игровые, танцевальные, сценические, певческие способности.

Основа театрализованной деятельности  игра - импровизация  позволяет уйти от необходимости заучивать реплики, позы, дает возможность работать одновременно со всеми детьми независимо от уровня их подготовленности. Театрализованные игры не только обогащают жизненный опыт детей яркими художественными впечатлениями, но и учат придумывать, свободно чувствовать себя в любой роли, знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. У детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, костюмера, декоратора. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

Игры – инсценировки и театрализованная деятельность ставят перед детьми задачи организоваться в группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить ведущего, распределиться на роли, произвести несколько раз пробное разыгрывание), уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.

Начиная со средней группы мы ведём работу по развитию ребенка в театрализованной деятельности:  регулярно включаем театрализованные игры во все формы педагогического процесса  (это словесные игры, игры с пальчиками, игры -  драматизации, знакомство с видами сказок: народными, волшебными , авторскими, что позволяет детям с интересом, непроизвольно закреплять свои знания, развивать речь, фантазировать, логически мыслить.  (слайды)  

К концу прошлого учебного года мы с детьми показали родителям сказку «Репка», где у каждого ребёнка была роль. Родители помогали оформлять костюмы, декорации.

 (слайды)

 В настоящее время в группе создана развивающая среда  по организации театрализованной деятельности, что включает наличие театрального уголка с разными видами театра (пальчиковые, кукольные, настольные, плоскостные; полумаски, атрибуты, костюмы для героев), ширмы напольная и настольная, фланелеграф, картотека театрализованных игр, игровых упражнений  для развития дикции, мимики, жестов, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики. (слайды)

Занимаясь с детьми в группе включаем актерские этюды, игры и упражнения пластики движений и мимики. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности, развивать талант воспитанников, увлечь их. Эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное,  переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа,  развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ними.

При проведении игр создается веселая, непринужденная атмосфера, подбадривая зажатых и скованных детей, следует учитывать, что не стоит акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Обычно  выбираем подходящую сказку с учетом возможностей детей, так как  умело подобранное литературное произведение для инсценировки, интересно организованная работа, дает возможность погрузиться ребенку в благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво подтолкнуть его к добровольному участию к игре, выполнению поставленных задач, а, следовательно, и к развитию.

В рамках театральной недели нами была показана словацкая сказка «У солнышка в гостях» для детей группы «Радуга» и «Ромашка». (слайды)

В целом, результаты работы позволяют говорить о высокой эффективности театрализованной деятельности как средства воспитания и развития личности ребенка и ее неисчерпаемых педагогических возможностях. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в жизнь.

Развитие театральной деятельности в детском саду и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей – это длительная работа, которая требует участия родителей.

Стараемся привлечь родителей к активному участию в подготовке и проведению драматизаций, утренников, которые требуют участия родителей. Активизации их интереса способствуют совместные праздники, развлечения, в которых родители и дети являются равноправными участниками – исполнителями ролей, изготовителями декораций, костюмов; в любом случае, союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. (слайды)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника

Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...

Педсовет: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театральной деятельности»:« Зарождение театральности в человеке».

Материал является вступительной частью к педсовету, кратким ознакомлением с понятием "театральности" и обоснованием проблематики педсовета....

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...

Итоговое занятие по театральной деятельности в подготовительной группе по теме: "Театральная мастерская"

Расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Закреплять знания терминологии театрального искусства....

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...