Дидактические игры и игры - драматизации
консультация на тему

Дидактическая игра - один из методов обучения и умственного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_i_igry_-_dramatiz.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и  игры – драматизации

Дидактическая игра – один из методов обучения и умственного воспитания детей. Её содержание определяется программными задачами и связано содержанием занятий и наблюдений в повседневной жизни. Первоначальное представление ребёнка с предметами и их свойствами происходит в реальной жизни. В дидактических играх эти знания закрепляются, а представления уточняются; дети осваивают различные способы действий, например по обследованию предмета, по группировке предметов по заданному признаку и т.д.

Так, детей пятого года обучают узнавать форму предметов не только зрительно, но и путём осязания. Помогает этому дидактическая игра «Чудесный мешочек». Ребёнок, опустив руку в мешочек, ощупывает какой – либо из находящихся в нём предметов и рассказывает о его признаках, а остальные по этому описанию отгадывают его. Воспитатель объясняет правила игры, учит детей, какие признаки надо называть, когда ощупываешь предмет.

Дидактические игры используют при обучении детей формировании математических представлений, формировании представлений о предметах и их свойствах, о растениях, животных и т.д.

Участие воспитателя в играх, протекающих вне занятий, может осуществляться в двух формах. Одна из них – когда педагог руководит игрой путём наблюдения или личного участия. Роль ведущего поручается то одному, то другому ребёнку. Дети действуют самостоятельно, оперируя с хорошо знакомым им материалом (игра «Собери башенку», «Собери колечки», «Предмет и форма»), или решают под наблюдением педагога задачи проблемно – игрового характера (например, на установление пространственных и функциональных связей). Так, выполняя задание «Одень куклу», ребенок получает предметы одежды, к которым в надлежащем месте нужно прикрепить недостающие детали. Например, чтобы надеть куклу фартук, он должен подобрать и пристегнуть к нему бретели той же ширины и того же цвета, то поясок на фартуке.

В игре «Поставь флажок» детям дается флажок, имеющий древко высотой примерно 30 см, и несколько подставок на выбор (кольцо от пирамиды; широкая, высотой 5 см ваза и катушка той же высоты со сквозным отверстием). Ребенок должен выбрать устойчивую подставку (в данном случае это будет катушка).

Вместе с тем воспитатель планирует на прогулке или в вечернее время и такие дидактические игры, где роль ведущего, организатора, выполняет он сам. Это происходит в тех случаях, когда нужно закрепить пространственные и временные представления детей, а также их представления о форме предметов. Исследованиями и практикой установлено, что в обстановке занятий, в стандартной, постоянно повторяющейся ситуации у детей нельзя сформировать обобщенные пространственные представления. Если же игра типа «Добавь слово» проводится вне занятий, в разных местах групповой комнаты, на прогулке, т.е. в разной обстановке, то понятия «справа», «слева», «позади», «впереди»  приобретают в сознании ребенка обобщенный характер.

Чтобы представления детей о форме также приобретали постепенно обобщенный характер, целесообразно проводить игры на сопоставление предметов с геометрическими образцами по форме («Поручения», «Путешествие по групповой комнате»).

Для формирования умения воссоздавать целый предмет из его части используются игры «Разрезные картинки», «Составь целое из частей» и упражнение «Выкладывание орнаментов по рисунку».

При руководящем участии воспитателя вне занятий проводятся также игры на закрепление представлений детей о цвете. Это могут быть игры, где дидактический материал нов и сложен для ребенка, а также те, с помощью которых у детей формируют обобщенное представление о цвете. И наконец, при руководящей роли взрослого проходят вне занятий игры, которые способствуют закреплению представлений детей, полученных в результате непосредственных наблюдений. Так, после экскурсии на кухню можно организовать игру «Ждем гостей» (дети называют кухонную посуду, которая нужна, чтобы приготовить суп, котлеты, макароны и т.д.) или «Именины куклы», в процессе которой закрепляют названия столовой посуды.

После ознакомления детей с трудом работников детского сада можно провести игру «Кому что нужно». Ребята подбирают картинки с изображениями тех предметов, которые нужны повару (кухонная посуда, весы, холодильник, мясорубка, плита), дворнику (шланг, лопата, скребок, метла, веник, совок, ведро), медицинской сестре (термометр, банки, шприц, вата, бинт, витамины).

Постепенно игра «передаются» детям в самостоятельное пользование. Однако воспитатель вновь включается в руководство ими при их изменении, усложнении  (например, при введение элементов соревнования: кто быстрее найдет обувь, одежду, игрушки).

Педагог может вводить в знакомые детям игры задания, рассчитанные на развитие внимания, типа «Найди ошибки в использовании предметов» (например, ребенку показывают картинку, где дворник держит метлу ручкой вниз) или  «Найди ошибки в тексте» (игра «Так бывает или нет?»).

Игры – драматизации

Как и младшие дошкольники, дети среднего возраста с удовольствием драматизируют художественные произведения (целиком или в отрывках). Какое выбрать произведение, подсказывает педагог и, чаще всего, он начинает драматизацию на занятии. Правда, при дефиците времени для драматизации выбираются лишь небольшие отрывки: а) наиболее интересные в плане обогащения речи детей и формирования интонационной выразительности речи; б) помогающие ребёнку разобраться в поступках героев.

Практика показывает, что в средней группе наиболее удачно проходят драматизации по следующим народным сказкам: «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Пых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Сюжетно-дидактическая игра с элементами драматизации «По страницам любимых книг».

Аннотация к учебно-методическому пособию. Сюжетно-дидактической игре с элементами драматизации  «По страницам любимых книг».Образовательная область: художественно-речевое развитие детей.Продолжит...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидакимческая игра  и игра-драматизация - один из методов  всестороннего развития детей.  В игре закрепляются знания, уточняются представления, дети осваивают различные способы действий...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидактическая игра  и игра-драматизация - один из методов  всестороннего развития детей.  В игре закрепляются знания, уточняются представления, дети осваивают различные спос...

Дидактические игры и игры-драматизации с детьми средней группы

Дидактическая игра и игра-драматизация - один из методов всестороннего развития детей.В игре закрепляются знания,уточняются представления,дети осваивают различные способы действий....

Дидактические игры и игры драматизации с детьми средней группы.

Дидактическая игра- один из методов всестороннего развития детей....

Дидактические пособия в играх драматизациях

Домашнее задание ГМО ранний возраст...

Консультация на тему: "Дидактические игры и игры-драматизации".

Роль, значение игр в жизни детей дошкольного возраста....