ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
статья (средняя группа) на тему

Болтунова Елена Александровна

Дидакимческая игра  и игра-драматизация - один из методов  всестороннего развития детей.  В игре закрепляются знания, уточняются представления, дети осваивают различные способы действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_i_igry.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ   И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидактическая игра — один из методов всестороннего развития детей. Ее содержание определяется программными задачами и связано с содержанием НОД и наблюдений в повседневной жизни. Первоначальное знакомство ребенка с предметами и их свойствами происходит в реальной жизни. В дидактических играх эти знания закрепляются, а представления уточняются; дети осваивают различные способы действий, например по обследованию предмета, по группировке предметов по заданному признаку и т. д.

Так, детей пятого года обучают узнавать форму предметов не только зрительно, но и путем осязания. Помогает этому дидактическая игра «Чудесный мешочек». Ребенок, опустив руку в мешочек, ощупывает какой-либо из находящихся в нем предметов н рассказывает о его признаках, а остальные по этому описанию отгадывают его. Воспитатель объясняет правила игры, учит детей, какие признаки надо называть, когда ощупываешь предмет.

Дидактические игры используют при обучении детей родному языку, формировании элементарных математических представлений, формировании представлений о предметах и их свойствах, о растениях, животных и т. д.

Участие воспитателя в играх, протекающих вне занятий, может осуществляться в двух формах. Одна из них — когда педагог руководит игрой путем наблюдения или личного участия. Роль ведущего поручается то одному, то другому ребенку. Дети действуют самостоятельно, оперируя с хорошо знакомым им материалом (игры «Собери башенку», «Собери колечки», «Цветная посуда», «Домино», «Предмет я форма»), или решают под наблюдением педагога задачи проблемно-игрового характера (например, на установление пространственных и функциональных связей). Так, выполняя задание «Одень куклу», ребенок получает предметы одежды, к которым в надлежащем месте нужно прикрепить недостающие детали. Например, чтобы надеть кукле фартук, он должен подобрать и пристегнуть к нему бретели той же ширины и того же цвета, что поясок на фартуке.

В игре «Поставь флажок» детям дается флажок, имеющий древко высотой примерно 30 см, и несколько подставок на выбор (кольцо от пирамиды; широкая, высотой 5 см ваза и катушка той же высоты со сквозным отверстием}. Ребенок должен выбрать устойчивую подставку (а данном случае это будет катушка).

Вместе с тем воспитатель планирует на прогулке или в вечернее время и такие дидактические игры, где роль ведущего, организатора, выполняет он сам. Это происходит в тех случаях, когда нужно закрепить пространственные и временные представления детей, а также их представления о форме предметов. Если же игра типа «Добавь слово» проводится в разной обстановке, то понятия «справа», «слева», «позади», «впереди» приобретают в сознании ребенка обобщенный характер.

Чтобы представления детей о форме также приобретали постепенно обобщенный характер, целесообразно проводить игры на сопоставление предметов с геометрическими образцами по форме («Магазин», «Поручения», «Путешествие по групповой комнате»).

Для формирования умения воссоздавать целый предмет из его частей используются игры «Разрезные картинки», «Составь целое из частей» и упражнение «Выкладывание орнаментов по рисунку».

При руководящем участии воспитателя проводятся также игры на закрепление представлений детей о цвете. Это могут быть игры, где дидактический материал новый  и сложен для ребенка, а также те, с помощью которых у детей формируют обобщенное представление о цвете..

И наконец, при руководящей роли взрослого проходят игры, которые способствуют закреплению представлений детей, полученных в результате непосредственных наблюдений. Так, после экскурсии на кухню можно организовать игру «Ждем гостей» (дети называют кухонную посуду, которая нужна, чтобы приготовить суп, котлеты, макароны и т. д.) или «Именины куклы», в процессе которой закрепляют названия столовой посуды.

После ознакомления детей с трудом работников детского сада можно провести игру «Кому что нужно». Ребята подбирают картинки с изображениями тех предметов, которые нужны повару (кухонная посуда, весы, холодильник, мясорубка, плита), дворнику (шланг, лопата, скребок, метла, веник, совок, ведро), медицинской сестре (термометр, банки, шприц, вата, бинт, витамины).

Постепенно игры «передаются» детям в самостоятельное пользование. Однако воспитатель вновь включается в руководство ими при их изменении, усложнении (например, при введения элементов соревнования: кто быстрее найдет обувь, одежду, игрушки).

Педагог может вводить в знакомые детям игры задания, рассчитанные на развитие внимания, типа «Найди ошибки в использовании предметов» (например, ребенку показывают картинку, где дворник держит метлу ручкой вниз) или «Найди ошибки в тексте» (игра «Так бывает или нет?»); на зрительное внимание, например «Незнайкины картинки» (нужно восстановить справедливость, поскольку Незнайка нарисовал кошку с петушиным хвостом, а петуха — с собачьим) и т. д.

 Игры-драматизации.

Как и младшие дошкольники, дети среднего возраста с удовольствием  драматизируют   художественные   произведения   (целиком или в отрывках). Какое выбрать произведение, подсказывает педагог и, чаще всего, он начинает драматизацию на занятии. Правда, при дефиците времени для драматизации выбираются лишь небольшие отрывки:

а) наиболее интересные в плане обогащения речи детей и формирования интонационной выразительности речи;

б) помогающие ребенку разобраться в поступках героев.

Так, драматизация диалога Ежа и Зайца, состоявшегося при их первой встрече (сказка Бр. Гримм «Заяц и Еж»»), сразу значительно убавляет число детей, симпатизирующих Зайцу.

Напоминая отрывки, которые были драматизированы ранее, воспитатель поощряет попытки детей воспроизвести их; привлекает к оценке того, удачно ли участники игры передают образы героев; поощряет поиски «своих» интонаций, «своих» костюмов для героев, «своей» походки персонажа.

Детей увлекают эти поиски. Они просят подсказать, что еще можно «разыграть», а в ряде случаев и самостоятельно находят в литературных произведениях ситуации, которые можно драматизировать.

Участие воспитателя в играх-драматизациях, поиски их изобразительных приемов передачи образов на глазах у детей делают
импровизации особенно привлекательными для малышей («Должно
быть, Пых лежал на грядке вот так? Или так? Какой Пых вам по
нравился больше? А, может быть, кто-то из вас сумеет изобразить
ежа, спрятавшегося на грядке, но не так, как это делала я, а по-
своему?»).

Практика показывает, что в средней группе наиболее удачно проходят драматизации по следующим народным сказкам: «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Пых», а также по сказкам Ш. Перро «Красная шапочка» и В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно – дидактической игры с блоками Дьенеша с детьми средней группы на тему: «Полет в космос»

Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Развивать у детей...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидактическая игра  и игра-драматизация - один из методов  всестороннего развития детей.  В игре закрепляются знания, уточняются представления, дети осваивают различные спос...

Дидактические игры и игры-драматизации с детьми средней группы

Дидактическая игра и игра-драматизация - один из методов всестороннего развития детей.В игре закрепляются знания,уточняются представления,дети осваивают различные способы действий....

Дидактические игры и игры - драматизации

Дидактическая игра - один из методов обучения и умственного развития детей....

Дидактические игры и игры драматизации с детьми средней группы.

Дидактическая игра- один из методов всестороннего развития детей....

Игра – драматизация с детьми средней группы «Рукавичка»

Совместная деятельность младшего воспитателя с детьми.Игра – драматизация с детьми средней группы «Рукавичка»...