Детский сад как средство социализации ребенка
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Никитина Алиса Борисовна

Личное наблюдение за трудностями детей, не посещавшими ДОУ, как в период дошкольного детства, так и в первый школьный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_kak_sredstvo_sotsializatsii_rebenka.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад как средство социализации ребенка

О необходимости создания комфортных условий в детском саду написано множество статей, я же хочу сказать несколько слов о том насколько для ребенка важно время проведенное в нем. Это будет обобщение опыта, основанное на наблюдении за детьми, без физиологических, психологических или психических отклонений, посещавших сад и нет. Данное наблюдение будет полезно для педагогов, поскольку такие детки редко или никогда не попадают в группу детского сада.

Польза непосредственной образовательной деятельности и ее разнообразие, безусловно, позитивно сказывается на развитии ребенка, но для него самого это не более, чем увлекательное времяпрепровождение. Возникает вопрос, что же главное для ребенка? Общение со сверстниками, дружба, совместные досуги. Взрослый мир недоступен для понимания ребенка, который воспринимает его через призму собственных представлений, проигрывает его с товарищами, старается усвоить его правила в процессе общения со сверстниками. Практика показывает, что дети, имеющие опыт общения со сверстниками на протяжении всего времени пребывания в детском саду, более уверенные в себе, легче находят общий язык как со сверстниками, так и со взрослыми. При этом принадлежность сада не имеет значения, это может быть как муниципальный, так и частный.

А теперь рассмотрим случай, когда ребенок в силу каких-либо причин не посещал сад. Это может быть как состояние здоровья, так и мировоззрение родителей или других его представителей.

В отличие от детей, которые посещают образовательное учреждение регулярно, так называемые «домашние детки», видят вокруг себя только взрослых. Да, они учатся общению со взрослыми, но такое обучение можно сравнить с полевой практикой для абитуриента, поскольку, как было сказано выше миры взрослого и ребенка абсолютно разные.

У таких детей наблюдается пониженный интерес к сверстникам, нежелание общаться с ними. А попытки как начать игру, так и присоединиться к ней, как правило, бесплотны. В случае, когда результат удается достичь, ребенок долго пребывает в возбуждении, переживая новое ощущение. При систематическом общении со сверстниками возбуждение быстро сошло бы на нет, однако, в условиях домашнего обучения это недостижимо. Всевозможные кружки и секции так же не могут решить вопрос социализации ребенка в обществе себе подобных, поскольку все они без исключения нацелены на результат (поделки, спортивные состязания и т.д.)

Качественные изменения в поведении ребенка возможны только при регулярной работе с ним педагога,  чем раньше тем – лучше, однако, в старшей и подготовительной группах есть хороший шанс ввести ребенка в детское общество. По какой причине это важно?


После детского сада ребенок начинает посещать школу и разница в дошкольном детстве между детьми становится очевидна. Посещавшие дошкольное образовательное учреждение легче приспосабливаются к новым условиям, поскольку модель общества осталась прежней (взрослый и ребенок), только их стало больше – этот момент переживается довольно быстро. А для «домашнего ребенка» начинается время адаптации, которая может длиться довольно долго.

Причины долгого привыкания кроются в следующем:

  • В классе масса незнакомых детей, как с ними всеми общаться непонятно, поскольку опыта пребывания в аналогичном коллективе нет;
  • Один взрослый на детский коллектив, который что-то требует от всех, кому-то делает замечание, при этом как с ним общаться и выстраивать отношения ребенок не имеет представления, поскольку до этого он был единственным объектом внимания взрослых, готовых помочь ему в любой момент;
  • Множество людей разных возрастов, которые, как правило, выше и сильнее ребенка. Еще хуже, если какая-нибудь добрая душа из близкого окружения дала им негативную характеристику. В лучше случае негативное отношение к старшим ребятам, в худшем – страх. Например, ребенок просто боится пройти рядом со старшеклассниками или просит взрослого проводить его до места назначения.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что посещение детского сада является для ребенка первой ступенью социализации, которая облегчает ему период адаптации в любом другом учебном или развлекательном заведении. Что особенно хочу подчеркнуть – приобретение навыка общения не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Мнения по поводу посещения дошкольного образовательного заведения могут быть разными, однако, по моему наблюдению, дети не получившие опыта пребывания в детском саду в дальнейшем испытывают затруднения в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста

  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. ...

Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.

Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....

Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. Появляется гот...

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

Тема актуальна,так как игра является неисчерпаемым средством развития личности дошкольника              В первой части показана педагогическая ценность детской игры....

Конспект открытого мероприятия - подвижная игра «Вдвоем одну веревочку» к неделе пед. мастерства и педсовету «Игра, как средство социализации ребенка»

Цель данной консультации - Поделиться опытом с коллегами. Познакомить детей и коллег с новыми подвижными играми, которые не требуют сложного оборудования и большого пространства. Приобщение детей...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка

Данный материал содержит рекомендации по проектированию и  разработке индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Бу...