Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Артамонова Елена Александровна

    Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_2017.docx18.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СОШ №492 СП №5

    Конспект занятия

    по познавательной деятельности

    в старшей группе

    «Воздух-невидимка»

    Воспитатель: Артамонова Е. А.

    2017 г

    Тема занятия: «Воздух-невидимка».

    Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

    Задачи:

    1. Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер - это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
    2. Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
    3. Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
    4. Словарная работа – активизировать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.

    Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная

    Методы:

    Наглядный (показ способов действий).

    Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

    Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

    Практический (экспериментирование).

    Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.

    Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнер (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, емкость с водой.

    Предварительная работа:

    Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».

    Ход занятия

    1ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

    Собрались все дети в круг,

    Ты – мой друг и я – твой друг!
    Вместе за руки возьмемся 
    И друг другу улыбнемся! 

    Дети действуют в соответствии с текстом

    Проводится подвижная игра «Пузырь»

    Организация проблемной ситуации.

    Воспитатель:

    - Ребята послушайте загадку и отгадайте её:

    Он нам нужен, чтоб дышать

    Чтобы шарик надувать

    С нами рядом каждый час

    Но не видим он для нас. Что это? (воздух)

    - А хотите узнать, что такое воздух? (Да)

    - Это очень интересно.         

    Тогда сегодня мы с вами отправимся в лабораторию в «лабораторию чудес» и станем молодыми учеными.

    Дети считают до 5.

    Лаборатория чудес начинает работуА кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

    - А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный)

    Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)

    Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

    Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)

    Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

    - Что внутри пакета? (воздух)

    - На что похож мешок? (на подушку, шар)

    - Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

    - Давайте сделаем вывод (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

    Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

    Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

    Проверка гипотезы.

    Опыт № 2: Плавающие предметы.

    Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит емкость с водой.

    Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

    Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

    Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

    - Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)

    Давайте проверим?

    Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

    Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

    - Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

    Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

    Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)

    Опыт № 4:  С мыльными пузырями.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)

    - Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

    Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

    - Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

    - Давайте проверим ваши предположения.

    Опыт № 5: Движение салфетки.

    Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

    - Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)

    Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.

    - На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

    Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?

    Опыт № 6: Игра с веером.

    Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.

    - Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)

    - Как получается ветер? (Движется воздух)

    - Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)

    Вывод: Ветер – это движение воздуха.

    Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся).

    Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Рефлексия.

    Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

    - Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)

    На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в нашу группу. Давайте закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтобы вернуться в нашу группу. (Дети считают вместе с воспитателем)

    - Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)

    Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. В следующий раз мы узнаем, почему одни шары остаются на земле, а другие улетают высоко в небо, и как можно путешествовать на воздушном шаре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"

    В ходе занятия расширяются  знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

    Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

    Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...