Консультация для педагогов на тему: «Формирование способностей и одаренности к изобразительной деятельности у дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

 Чагина Светлана Леонидовна

Изобразительная деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания личности, которая позволяет замечать и создавать свой мир образов, с передачей выразительности форм, цвета, пропорции, опираясь при этом на свои личные чувства и эмоции.

Изобразительная деятельность способствует развитию эталонов эстетической культуры, формированию художественно – эстетических качеств, творческого потенциала личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34»

Консультация для педагогов на тему:

«Формирование способностей и одаренности к изобразительной деятельности у дошкольников»

Подготовила и провела:

Воспитатель первой

квалификационной категории:

Чагина Светлана Леонидовна

г. Арзамас

2017 г.

1 слайд: тема консультации.

2 слайд:

Изобразительная деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания личности, которая позволяет замечать и создавать свой мир образов, с передачей выразительности форм, цвета, пропорции, опираясь при этом на свои личные чувства и эмоции.

Изобразительная деятельность способствует развитию эталонов эстетической культуры, формированию художественно – эстетических качеств, творческого потенциала личности.

3 слайд:

Сесиль Лупан (француженка, самая известная в мире мама, создала свою методику воспитания, которая опирается на индивидуальные особенности, интересы и наклонности ребенка) говорит: «Человек, развитый эстетически с малых лет, ко всему в мире относится, как к живому и ценному самим фактором своего существования».

4 слайд (схема):

По мнению психологов для того, чтобы изобразительная деятельность состоялась у детей дошкольного возраста, педагогам (родителям) необходимо сформировать у малыша образные представления о предметах, которое основывается на эмоционально – окрашенном восприятии. Именно такое восприятие необходимо развивать у ребенка с самого раннего возраста. Развитое восприятие важнейший компонент изобразительной деятельности.

Не менее важным в плане развития способностей к изобразительной деятельности являются способы осуществления деятельности.  Ребенок будет художественно развиваться, творить, если он не только хорошо представляет себе предмет, но и умеет его изображать. Каково строение предмета, его основные части, детали и каким способом он будет это делать.

Таким образом, в изодеятельности педагоги и психологи выделяют три взаимосвязанных компонента: восприятие, способы осуществления деятельности и творчество.

5 слайд (схема):

Существует структура, а так же условия способствующие формированию изобразительной деятельности у дошкольников.

Известно, что способности – это не врожденное качество, они формируются на основе врожденных задатков. Задатки облегчают овладение знаниями и умениями. Важно учитывать и то, какой тип нервной деятельности у человека.

Павлов И.П. выделяет такие типы, как мыслительный, художественный и смешанный. Понятно, что у людей с художественным типом нервной деятельности в большей степени, чем у людей с мыслительным типом развито воображение, эмоционально – образное восприятие, эмоциональная отзывчивость, т.е. те качества, которые необходимы для осуществления художественной деятельности. Человек с художественным типом деятельности будет более успешным в изобразительной деятельности.

Что касается психических особенностей личности, то к ним относятся свойства темперамента, которые также лежат в основе развития способностей. Люди с разным темпераментом по разному будут осуществлять изобразительную деятельность, но у человека с любым темпераментом могут быть высокие результаты художественной деятельности.

Развитию способностей способствуют сенсорные особенности человека, например, особо развитое чувство пропорций, перспективы, цвета, ритма, симметрии и т.п.

Вывод можно сделать такой – важным условием развития способностей к изобразительной деятельности – собственно и будет являться занятия изобразительной деятельностью – рисование, лепка, аппликация, ручной труд. Следовательно, даже если у человека художественный тип нервной деятельности, и врожденной, хорошо развитое чувство перспективы, цвета, пропорции, но ему не дают возможности заниматься изобразительной деятельностью, то способности не разовьются, а угаснут.

Как писал К. Г. Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи».

6 слайд (схема: «Ведущие способности формирования изобразительной деятельности у дошкольника»)

Для того  чтобы у малыша сформировать способности к изобразительной деятельности, необходима целенаправленная, планомерная и систематическая работа педагогов и родителей.

В качестве ведущей способности выделяется воображение, так как оно играет решающую роль в создании художественного образа. А воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленных наблюдений. То главная задача педагога заключается научить детей видеть предмет целиком, его детали, характерные и индивидуальные особенности.

Опорным компонентом для изодеятельности, является зрительная чувствительность, где педагог должен показать и почувствовать полноту восприятия пространственных отношений предметов и явлений, их форму, пропорции, особое цветовосприятие и другое.

И не менее важным является третий компонент – это специальная умелость руки. Для детей дошкольного возраста особое значение имеет овладение техническими навыками изображения. Без ручной умелости ребенок не сможет воплотить в работе, образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были.

И фоновым компонентом в формировании способностей к изобразительной деятельности, является эмоциональная чувствительность. Ребенок должен хорошо представить предмет, который он изображает. Воспитателю необходимо создать мотивацию, особую эмоциональную отзывчивость на его творчество, умение восхищаться.

7 слайд (схема: «Периоды развития способностей к изобразительной деятельности»)

В дошкольном возрасте выделяют 2 периода развития способностей к изодеятельности: доизобразительный и изобразительный.

Доизобразительный  период наступает тогда, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал. Этот  этап называется – этап двигательной игры, который очень важен для детей, так как именно на этом этапе возникает интерес к изобразительной деятельности, здесь важно взрослому интерес этот поддержать.

Изобразительный период – этап сюжетно изобразительной игры. Это период 1,5 – 2 лет, когда у ребенка поэтапно формируется речь. Во время изобразительной деятельности, малыш много говорит, проговаривая то, что он изображает, хотя рисунки его состоят из каракуль и имеют мало сходство с реальными предметами.

Следующий этап – этап ассоциаций.  Воспитатель помогает ребенку выстроить ассоциативную линию между рисунком и реальным предметом, имеющим черты, отраженные в рисунке. Данный этап обозначают как этап действие – называние. Ребенок сначала озвучивает замысел (Я нарисую…), проводит линии, но считает при этом, что он рисует действительно то, о чем сказал. Однако ребенок не помнит в результате, каких действий получился предыдущий рисунок и у него на листе появляется новое изображение. Поэтому, первые чтения своего рисунка ребенком 2-3 лет бывают еще очень неустойчивыми.

8 слайд: «Задачи обучения изобразительной деятельности».

И только с появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период, где педагог может ставить задачи систематического обучения детей изобразительному творчеству.

На протяжении дошкольного детства необходимо познакомить детей с теми средствами выразительности, которые используют художники при создании картин. Так, например, мы должны познакомить композиционному построению изображения. В качестве элементов композиции принято выделять: ритм, симметрию, перспективу, движение, композиционный центр и др. Ритм – это повторяемость, чередование элементов, группировка предметов, линий, световых и цветовых пятен.

Организующим началом детских рисунков в раннем возрасте является двигательный ритм (от 1,5 до 2,5 лет). В рисунках детей двух лет мы видим штриховое беспорядочное заполнения пространства листа. Стремясь,  к наилучшему усвоению ритма детьми,  педагог подчеркивает его словами «дождик кап-кап», хлопками и т.д.

Позднее, (в 4-5лет) у детей проявляется двигательно - пространственный ритм. Такой ритм ярко проявляется в декоративной деятельности.

От ритмичной организации пространства листа дети переходят у более сложной композиции. Так дети 5 лет располагают рисунок, выделяя линии неба и земли. Позднее (6-7 лет) появляется линия горизонта.

Таким образом, возникающее в раннем возрасте чувство ритма нужно в дальнейшем поддерживать и формировать на основе двигательного, двигательно – пространственный и пространственный ритм.

Умение передавать форму и пропорции предметов у детей дошкольного возраста формируется постепенно и как задача их передачи в дошкольном возрасте не ставится. Вслед за прямыми и пересекающимися линиями ребенок усваивает передачу круглой, прямоугольной, овальной и треугольной форм. Эти эталонные формы мы можем научить ребенка рисовать примерно к 5 годам. В старшей группе ребенок уже способен передать характерные и индивидуальные особенности предметов.

Под влиянием общего развития и обучения у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорции предметов. Явное выделение пропорций обнаруживается чаще всего 5-7 лет. В результате обучения детей можно научить устанавливать пропорции с весьма большой точностью.

В дошкольном возрасте мы можем говорить о развитии способности использовать цвет, как выразительное средство. С помощью цвета маленький ребенок передает свое отношение к изображаемому. Передачей формы ребенок еще не владеет и поэтому передает явление, которые для него значимо именно цветом. Таким образом, цвет используется ребенком для характеристики персонажа и своего к нему отношения. Постепенно к концу дошкольного возраста, цвет начинает выступать для детей, как эталонный, т.е. характерный для какого – либо явления или предмета.

В дошкольном возрасте важно сформировать такой компонент способности, как специальная умелость руки. Педагог должен сформировать координационные действия руки и глаза, т.е. такое качество, как зрительно – двигательный контроль; и научить ребенка создавать графические образы. Именно для этого необходимо показать ребенку способы изображения различных предметов в создании художественного образа. Для развития специальной умелости руки необходимо научить ребенка ограничивать движения руки с карандашом, когда это нужно, останавливать ее, постепенно подводить ребенка к обведению контура предмета и его закрашиванию, т.е. ограничивать размах движений. Позднее нужно учить ребенка передавать оттенки с помощью цветного карандаша, развивая силу нажима на карандаш.

Еще одним компонентом способностей к изобразительной деятельности является восприятие. Такая работа проводится на протяжении всего дошкольного детства. Дошкольник еще не умеет в силу своего возраста и опыта, выделять основные и второстепенные признаки предмета. Поэтому педагогу необходимо научить ребенка наблюдать и анализировать предметы – эти качества способствуют развитию наблюдательности, которая способствует лучшим результатам в любой деятельности, а не только в изобразительной.

Таким образом, при формировании способностей к изобразительной деятельности, опираясь на индивидуальную одаренность каждого ребенка, к концу дошкольного возраста, будущие школьники, могут овладеть способностью к оценке перспективных изменений предмета; способностью  формирования зрительной оценке пропорций предмета путем усвоения эталонных представлений о величине и соотношении части и целого. У детей складывается способность к регуляции рисовальных движений, способность использовать цвет, как изобразительное и выразительное средство. Постепенно формируется восприятие и на его основе воображение.

В формировании этих способностей решающая роль принадлежит взрослому – педагогу.

9 слайд: высказывание.

Заканчиваю  свою консультацию, высказыванием известного советского педагога Антона Семеновича Макаренко: «Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование способностей и одаренности к изобразительной деятельности у дошкольников Подготовила : воспитатель первой квалификационной категории: Чагина Светлана Леонидовна

Слайд 2

Изобразительная деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания личности, которая позволяет замечать и создавать свой мир образов, с передачей выразительности форм, цвета, пропорции, опираясь при этом на свои личные чувства и эмоции.

Слайд 3

« Человек, развитый эстетически с малых лет, ко всему в мире относится, как к живому и ценному самим фактором своего существования». Сесиль Лупан:

Слайд 4

Компоненты изобразительной деятельности Способы осуществления деятельности Творчество Восприятие

Слайд 5

Структура формирования изобразительной деятельности у дошкольника Врожденные задатки Способности личности Психические особенности личности Ритм Аналитический склад ума Чувство пропорции Темперамент Сенсорные особенности человека Тип нервной деятельности Воображение Цвет Мыслительный Художественный Смешанный Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик Эмоциональная отзывчивость Симметрия Логическое мышление Эмоционально- образное восприятие Формируется на основе

Слайд 6

Ведущие способности формирования изобразительной деятельности у дошкольника Эмоциональная отзывчивость, эмоциональная чувствительность Специальная умелость руки Характерные и индивидуальные особенности предмета Особая зрительная чувствительность Восприятие = воображение Наблюдения Обследование предмета Цвет Графика Пространственное отношение предметов Форма Пропорции Детали предмета Техника

Слайд 7

Периоды развития способностей к изобразительной деятельности И зобразительный Этап действие – называние. Доизобразительный Этап двигательной игры Э тап сюжетно -изобразительной игры Этап ассоциаций

Слайд 8

Задачи обучения изобразительной деятельности Восприятие Двигательно – п ространственный ритм Специальная у мелость руки Форма и п ропорция предметов Наблюдения и а нализирование предмета Ритм Средства выразительности Двигательный ритм Цвет Графические образы Круглая, п рямоугольная, о вальная, треугольная Зрительно – д вигательный контроль Композиционное п остроение изображения Основные и второстепенные п ризнаки предмета

Слайд 9

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей . Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя». А. С. Макаренко:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Формирование творческой личности дошкольника, развитие познавательных способностей на основе участия в проектной деятельности»

Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей. Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие усло...

План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование творческих способностей у детей младшего возраста в процессе художественной деятельности с учетом ФГОС ДО»

Задачи:Повысить информационный уровень по вопросам воспитания и обучения детей раннего и младшего возраста.Способствовать выработке собственных профессиональных ориентиров в изобразительной деяте...

Консультация для родителей на тему: "Формирования творческой личности детей через нетрадиционную изобразительную деятельность"

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждыйребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающегодля себя незнакомый ...

Консультация для педагогов на тему "Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности"

Консультация для педагогов на тему "Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности"...

Консультация для педагогов на тему:«Формирование личностных качеств ребенка в процессе театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов на тему: «Формирование личностных качеств ребенка в процессе театрализованной деятельности»...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование предпринимательских навыков у дошкольников через игровую деятельность»

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятель...

Консультация для педагогов на тему «Формирование безопасного поведения у дошкольников в процессе музыкальной деятельности»

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных...