Обобщение опыта работы на тему: «РОЛЬ МУЗЫКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

         Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его  личности,

поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни,

продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx48.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Веневский ЦО №2 детский сад комбинированного вида №4

Обобщение опыта работы на тему:

«РОЛЬ МУЗЫКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

                                                                Музыкальный руководитель:

                                                                     Авсеенко Татьяна Сергеевна.

Г.Венев

Содержание:        

1.Информация об опыте                                                                                              

1.1.Тема  работы                                                                                                    

1.2. Сведения об авторе                                                                                        

1.3. Эссе: условия возникновения опыта                                                                  

1.4. Актуальность                                                                                                  

1.5.Проблема

1.6.Основная идея                                                                                                  

 

2. Технология опыта                                                                                                        

2.1. Воздействие музыки на детей              

2.2Основные направлениями работы по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду средствами музыкального искусства:

2.3.Анализ музыкальных способностей детей                                  

2.4.Цели и задачи

2.5.Реализация опыта:                                                                    

2.6.Роль народной музыки в патриотическом воспитании детей                                                        

2.7.Воспитание  через восприятие  музыкальных образов (музыка и природа)

2.8. Формы взаимодействия  детей и педагогов  

2.9.Проект «Мы помним!»    -приложение    

3. Занятия

               -  Комплексные                                                                                  

              -  Фронтальные                                                                                  

              - Тематические                                                                                

              - Интегрированные                                                                            

3.1. Праздники и развлечения                                            

     музыкальное творчество,  работа с родителями.                                                                                  

4. Результативность опыта                                                                                            

5. Библиографический список                                                                                        

6. Приложения                                                                                                                  

             

                               Информация об опыте:

Тема опыта – «Роль музыки в патриотическом воспитании старших дошкольников».

 Сведения об авторе:

Авсеенко Татьяна Сергеевна, музыкальный руководитель,

среднее специальное образование,

стаж работы – 34 года,

высшая квалификационная  категория.

Условия возникновения опыта

     Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном  дошкольном  образовательном учреждении детский сад №4 комбинированного вида « Звездочка». Приоритетным направлением ДОУ является «физическое развитие и экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

     Данные направления также являются актуальным и для музыкального воспитания детей, поэтому в своей работе стараюсь уделять больше внимания оздоровлению в  музыкальной деятельности детей. Это логоритмическая  работа с детьми логопедической группы; музыкально-валеологическое направление в музыке; использование здоровьесберегающих  технологий в музыкальном воспитании и музыкально-эстетическая деятельность как средство оздоровления дошкольников. Однако считаю, что здоровье должно касаться не только физического состояния детей, что очень важно, но и не менее важно здоровье души ребенка. Поэтому считаю, что тема патриотического воспитания имеет огромное значения для нравственного, эстетического, духовного здоровья детей. Я работаю музыкальным руководителем и прекрасно понимаю, на сколько сильно музыка воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Умеет и лечить, и воспитывать, и радовать. Очень хочется, чтобы дети поняли и почувствовали всю красоту и силу музыки. Так появилось желание  начать работу по направлению « Роль музыки в патриотическом воспитании  старших дошкольников».

Актуальность опыта

 В 90-е годы прошлого столетия – период глубоких социальных перемен в жизни нашего общества с особой остротой обозначилась проблема воспитание детей. В эти годы в практике дошкольного образования появилось увлечение различными зарубежными технологиями и педагогическими системами, которые нередко используются без учета российских национальных особенностей воспитания и обучения детей.

         Русская национальная педагогика имеет свои богатые традиции и опыт воспитания детей, которые основываются на народности и духовности воспитания.

         Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его  личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

         Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Доступно, если проводить работу  целенаправленно и ярко, особенно дошкольникам старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

              Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»

      Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

 Реализация данной работы предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельного подхода и эмоционального восприятия музыки.  Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма, если окружить ребенка красивой, настоящей, ценной музыкой.

         Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет помогают систематические, целенаправленные занятия, наблюдения, экскурсии.

         Гуманистической основой работы является ее личностный характер, который создает живую мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.

ПРОБЛЕМА    

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые изменения в стране и не сломаться.

 Проблема нравственно – патриотического воспитания -  приоритетная задача организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.

   Основные задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

   Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА 

      Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

             Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

       Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

          Я постараюсь  раскрыть  основные направлениями работы по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду средствами музыкального искусства.

Анализ музыкальных способностей детей

          Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, позволило организовать работу в ДОУ на более высоком уровне. Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействие со всеми педагогами ДОУ. Использование инновационных форм и методов работы с детьми: проектная деятельность,  организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилении усвоения предложенного материала.

Организуя работу по данной теме, в начале года провела диагностику детей по музыкальному воспитанию. Результаты таковы :

Несмотря на высокие показатели диагностики по восприятию музыки, которые были выявлены в начале года (в двух подготовительных группах)-50% составляет высокий уровень т.е.(выполняет самостоятельно);

35% - средний уровень (выполняет, но с подсказкой педагога) и

15% - низкий уровень (выполняет только с помощью педагога).

Однако заметила, что при слушании музыки ( на концертах, выступлениях музыкальной школы- многие дети без особого внимания слушают классическую музыку, серьезную музыку, часто отвлекаются ( видимо не все им доступно и не вызывало увлечения).

Организуя работу по данной теме, в начале года провела диагностику детей по музыкальному воспитанию. Результаты таковы (по старшему дошкольному возрасту):

Часть детей активна только в некоторых видах (игра, пение,) музыкальной деятельности

Некоторые дети плохо ориентируются в пространстве, перестроении, не реагируют на музыку патриотического характера

Есть дети, которые застенчивы, малоактивны на концертах, вечерах досугах, развлечениях.

25% высокий уровень,35% - средний уровень и 40% - низкий уровень.

Наметила следующие задачи:         

- Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

-Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

-Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.

-Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

Реализация опыта

       Система работы по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек.

            Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.  

 Оформленный каталог аудио- и СD- записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. Таким образом, постепенно даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Использование на народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.

Так искусство, в том числе и народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды.

         Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

          Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц « Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл«карнавал животных»Сен-Санс . Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

           Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени”, «Проводы Зимы», «Весенние забавы». Этих праздников ждут с нетерпением не только дети, но и все педагоги.  Традиционными стали «встречи» детей с музыкой русских композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и других не только на музыкальных занятиях, но и вне их.

Формы взаимодействия  детей и педагогов  

            В нашем детском саду сложилась определенная система по ознакомлению детей с родным краем с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторических и современный город; а так же природное окружение: экологические тропы на территории детского сада, Зеленая Гостиная, экологические тропы в группах. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности и неразрывно она связана с музыкой.

         Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы «возвращаются» вновь увиденным кадрам.

        Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение пожарной части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

       Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. С детства, наши дети стараются быть похожими на своих старших братьев, отцов, дедов. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.

Праздничные марши, перестроения, танцы и игры на военную тематику тоже создают определенный бодрый настрой у детей, формирует устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им. В музыкальной деятельности у детей формируются представления о воинском долге.

          Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательство сопровождается музыкой.

        Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить сове отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребёнка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают своё доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра мы пробуждаем у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.

            Популярны у наших воспитанников и педагогов творческие встречи с музыкальной школой, любят дети выступления творческих коллективов из студии «Родничок», концерты старших товарищей.

Работа с родителями

          Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями в ДОУ: «День рожденье в детском саду», «Край Веневский», «День защитника Отечества», «День защиты детей» и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «Великий праздник День Победы», « Я-сын Руси! Здесь край моих отцов!», «Тула-самоварная!»

            Каждый год наши ребята участвуют в ежегодном  смотре детского  творчества детей. Концертная программа «О,Родины моей солдаты!» является своеобразным подведением итогов творческих дней Фестиваля. Воспитанники ДОУ с удовольствием поют, танцуют, рассказывают стихи о родном крае.

    Для родителей подготовила и провела консультации на темы: «Праздник в дом пришел», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки», «Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста». Оформила консультативно-методический материал по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников». Привлекаю родителей к активному участию в жизни детского сада.

       Психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные психологи и педагоги отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в обществе, позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, дети получают право на саморазвитие.

Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как на специально организованных занятиях, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в городской выставочный зал, библиотеку, краеведческий музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.

Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги нашего учреждения, ориентируясь на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников, приняли решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает педагог, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.

Работа над проектом

        Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был составлен проект «Мы помним».

Цель проекта состояла в осуществлении нравственно-патриотического воспитания детей на основе знаний детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через художественную литературу, музыку, живопись.

  • Для реализации поставленной цели были определены задачи: воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории;
  • формировать чувство гордости за воинов - защитников;
  • воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание     быть похожими на них;
  •  расширить музыкальный кругозор детей. Развивать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны, познакомить с песнями о войне, созданными после Победы, показать взаимосвязь поэзии и музыки;
  • формировать представление детей о влиянии музыки на настроение человека, сравнивая различные по форме, характеру и жанру произведения:

     «Седьмая симфония» Д. Шостаковича и песня «День Победы» муз. Д.               Тухманова, сл. В. Харитонова;

  • расширить представление детей о чувствах человека и их выражении в музыке и живописи. Познакомить детей с жанром сюжетно - исторического искусства - плакатом;
  • учить передавать настроение и содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.

      Был разработан специальный план работы, который обеспечил постепенное осознание детьми значимости таких ценностей, как Родина, семья, история.

Творческий проект  «Мы помним» был успешно осуществлен в период с февраля по май 2011 года, и работа в данном направлении продолжается по настоящее время.

      Педагоги познакомили детей  с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения  о подвигах русских солдат. Очень увлекательно прошли экскурсии в  краеведческий музей, работники которого рассказали  о подвигах наших земляков. Неизгладимое впечатление оказало на воспитанников посещение памятников и возложение цветов героям погибшим в Великой отечественной войне.

    После каждой экскурсии дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке, посвященной Дню Победы, в  детском саду.

    У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к третьему этапу программы – опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось побольше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.

Результативность опыта                                                                                            

                Подводя итоги проведенной работы, в конце года провела диагностику  по восприятию музыки ( эмоциональной отзывчивости на музыку патриотического содержания). Высокий уровень-55%, средний -45%, низкий – отсутствует.

Проведя сравнительный анализ. Мы видим, что по сравнению с началом года результаты значительно  повысились.  (были: высокий-50%, средний-35%, низкий-15%.)

По итогам диагностики музыкальных способностей, также отмечается ростом:

Если в начале года было :выс-40% то на конец года – 50%;  средний – 35%, а на конец-39%

 И низкий был-25% , а к концу года – 11%.

         В данном проекте участвовали  дети, родители и педагоги. Основным требованием ФГТ является совместная деятельность детей и педагога, взаимодействие с семьей. В ходе работы над проектом  мы видим , что данное требование выполняется и является наиболее эффективной среди форм взаимодействия т.е. интерактивный.

      В целом можно сказать, что по поведению ребят было видно, насколько они прониклись уважением ко Дню Победы, любовью к своей стране и своей семье. У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к третьему этапу программы – опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось побольше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.

Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны не умрет!

        В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Библиографический список                                                                                        

«Воспитывая маленького гражданина» Ковалева Е.

« Моя страна» Натарова В.И.   Капухина Н.И..А.

«Мой родной дом»Н. Арапова-Пискарева

Патриотическое воспитание детей 6-7 летКомратова Н.Г.

«Мы живем в России»Владимир Степанов

«Дошкольникам о защитниках Отечества» Кондрыкинская Л.А.

Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Нар. образование.— 2002.- № 4.— С.183—189.

Использование популярных и народных песен IX-XX вв. в качестве учебного материала на уроках чтения и письма в 1-м классе. Краткое описание методики.

Метечко А. А. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: опыт работы // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области.— Пермь,2001.— С.52—62.

Опыт работы по «Программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста», разработанной Л. В. Пименовой.

Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкол. воспитание.— 2003.— № 6.— С.45—55.

Принципы организации педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом, конспекты занятий.

Юдина Г. Патриотическое воспитание: Из опыта работы педагогов ДОУ № 11 г. Армавира // Ребенок в дет. саду.— 2001.— № 4.— С.59—64; Аюева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в дет. саду.— 2001.— № 5.— С.69—72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Роль игры в воспитании и обучении»

Задачи:Обогащать содержание игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей.Способствовать построению игры, введение новой роли, действия, события.Восп...

Обобщение опыта работы на тему «Роль мелкой моторики в непосредственно образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мыш...

Обобщение опыта работы по теме "Роль мелкой моторики в непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Умелыми пальцы становятся не сразу.  Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью). Чем больше ма...

Обобщение опыта работы на тему "Роль мелкой моторики в непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Тема является актуальной. Все чаще из жизни ребенка исключаются мелкие движения пальцами, что так необходимо в дошкольном возрасте.  Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, к...

Презентация опыта работы «РОЛЬ МУЗЫКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

            Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше...

Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста».

Хорошо известно, что главным средством развития ребёнка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь. Как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский: « Не условным звукам только у...