Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе, способствующей организации самостоятельной деятельности детей.
материал на тему

Шибут Елена Владимировна

Не требует особых доказательств утверждение о том, что самые ценные и прочные знания добываются ребенком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Однако мы, педагоги-практики, часто недооцениваем значимость самостоятельной исследовательской познавательной деятельности ребенка и, обучая детей конкретным навыкам, часто лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shibutpererabotano.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Шибут Елена Владимировна

воспитатель МБДОУ д/с №24

Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе, способствующей организации самостоятельной деятельности детей.

Не требует особых доказательств утверждение о том, что самые ценные и прочные знания добываются ребенком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Однако мы, педагоги-практики, часто недооцениваем значимость самостоятельной исследовательской познавательной деятельности ребенка и, обучая детей конкретным навыкам, часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Родители же детей, в свою очередь, считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша многочисленными запретами («не лезь», «не тронь», «не рви», «отойди», «положи на место») и не вниманием к детским вопросам, полагая, что какие-то вещи ребенку знать ёще рано.

Изучая эти проблемы, ученые пришли к выводу о том, что нереализованная исследовательская деятельность оборачивается беспомощностью человека при столкновении с жизненными трудностями, а если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы.

Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениями навыкам исследовательского поиска, подготовка ребенка к исследовательской деятельности.

Поскольку мы говорим о самостоятельной деятельности детей, понимаем, что она происходит в определенной среде, которая является своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.

Попробуем рассмотреть развивающую предметно-пространственную среду, как поисковое «поле» ребенка. Это среда, в которой ребенок ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия.

Предметно-развивающую среду в группе целесообразно проектировать в виде многофункционального  комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка. Развивающее пространство  представляет собой единую цепь мини-центров (мин-сред), которые призваны обогащать детей широким спектром эстетических и познавательных впечатлений, создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

Итак:
          Наше групповое помещение условно подразделяется на 5 мини  - центров в соответствии с образовательными областями:

 - познавательный;

 - речевой;

 - художественно – эстетический;

 - физкультурный;

 -коммуникативный (центр сюжетно – ролевой игры).
            Центр познавательного развития.

Материалы и оборудование для познавательно — исследовательской деятельности представлены материалами трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал.

Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени представлены различными искусственно созданными материалами для сенсорного развития.  Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.)

Группа образно-символического материала представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

Группа нормативно-знакового материала включает разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.

В центре познавательного развития функционирует мини  - лаборатория  «Юный исследователь». Здесь имеется все необходимое для проведения опытов и исследований: микроскоп, увеличительные стекла, магниты, песочные часы, глобус, разнообразные емкости, мерные ложки, фольга и разные виды бумаги, природные материалы, подносы, коллекции камней и минералов, салфетки и другое оборудование. Их назначение – дать ребенку возможность самостоятельно исследовать материал и экспериментировать, проводя опыты.  Здесь же имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).

В центре экологического воспитания «Мир природы», в соответствии с требованиями ООП, имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д. 

В мини  - библиотеке «Хранилище знаний» представлены детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
           Речевой центр.

В подготовительной группе необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу, набор магнитных букв, кубики «Азбука в картинках», тетрадь для обучения чтению. «Ребус метод», картотека словесных игр и упражнений для развития речи, книжки-малышки – для рассказывания

В художественно – эстетическом центре представлен мини-центр «Мастерская маленького волшебника», который насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные печатки – поролоновые, из пенопласта и других материалов, ватные палочки, разные виды кистей, заостренные палочки, разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов.  Доступность и свобода выбора здесь дают возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.

Мини – центр «Мы – актёры»  располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами, театр шапочек-масок, маски, вязаный театр, пальчиковый театр, бусы, ободки по цветам радуги. Проявлять интерес, желание к театральному искусству нам помогает медиатека: аудио сказки, мелодии, детские песни.
         
Центр  сюжетно-ролевых игр. 

включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства – «жилой дом», «Салон красоты», «Поликлиника», «Мы военные», «Магазин», «Мини-ателье»…….
          Конструктивный центр предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности, деревянный конструктор, …..
         
В  центре физического развития -  нестандартное оборудование для двигательной активности  детей, картотеки подвижных игр,… альбом «виды спорта», «Портреты спортсменов посещавших наш д/с», оборудование  для закаливания…..

-«уголок уединения»;

В целом предметно-развивающая среда нашей группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по модулям (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.  Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

Имеются необходимые материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Таким образом, в специально  созданной предметно  - пространственной среде наши воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такая предметная среда позволяет детям самостоятельно добывать знания, применять их при анализе новых ситуаций, развивать инициативу и познавательную активность.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по созданию развивающей предметно-пространственной среды помещения группы комбинированной направленности с пребыванием детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В группах комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым развитием находятся дети с ОВЗ , а именно с общим недоразвитием речи, особое внимание отводится созданию необходимых ...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

« Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС через проектную деятельность в целях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Предметно- развивающая среда дает возможность наиболее эффективно развивать познавательные способности детей, индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов в познавательной деятельности....

План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год

План по самообразованию на тему  «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и в ДОУ, для самостоятельной двигательной активности детей

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально....

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и в ДОУ, для самостоятельной двигательной активности детей

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально....