Театрализованная игра – как средство социально – коммуникативного развития дошкольников
статья (младшая группа) по теме

Прокофьева Наталья Сергеевна

Дошкольный возраст – уникальный период всестороннего развития ребенка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции главной из которых является коммуникативная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – театрализация – как средство социально – коммуникативного  развития

детей  дошкольного  возраста.

Дошкольный  возраст – уникальный  период  всестороннего  развития  ребенка. В дошкольном возрасте  закладываются  начальные ключевые  компетенции  главной  из  которых  является  коммуникативная.

Коммуникация – способность  общаться со сверстниками  и взрослыми, понимание и осознание себя. Общение это  важный показатель  психического развития ребенка.  Человек  без коммуникации  не может жить среди людей. Современное  общество  предъявляет  высокие  требования к  коммуникативной  деятельности  личности. Обществу  нужны  творческие  личности, которые  могут нестандартно  мыслить, грамотно  выражать свои  мысли,  находить  решение в  любых  жизненных  ситуациях. В дошкольном  возрасте дети  легко  приобретают  новые  знания,  сохраняют  и удерживают  сформированные  умения  и  навыки.

Коммуникативная  деятельность  предполагает:  взаимообогащение  детей  новым  опытом  познания, формами  взаимодействия;  освоение  детьми  разных  видов  деятельности;  установление  эмоционального  взаимодействия  детей  и взрослых.

В  настоящее  время коммуникативное  развитие  дошкольника  вызывает тревогу.  Ни для  кого не  секрет, что  телевизор и  компьютер  стали  заменять детям  и  взрослым  общение  и  игровую  деятельность.  Общение и  только живое  человеческое  общение  обогащает  жизнь  детей.

У  многих  детей нарушена  коммуникативная  функция  речи.  У  таких детей  наблюдается  неустойчивое  внимание, плохая  память,  быстрая  утомляемость плохой  словарь,  нарушение  грамматического  строя  речи. Дошкольники не  всегда могут правильно  сформулировать  свои мысли,  правильно  отвечать  на  вопросы,  не   могут  правильно задать  вопрос,  затрудняются  в  установлении  контакта  как  со  взрослыми  так и сверстниками,  не  могут  вести сдержанно  разговор  с друзьями,  вступают  в  конфликты  и затрудняются  разрешить его  мирным  путем и  в  вежливой  форме. Умение  общаться  это  важнейшее  условие  успешного  социального и интеллектуального  развития  ребенка. Учитывая, что  игра  в  дошкольном  возрасте  является  одним  из  наиболее  эффективных  и  доступных  способов  формирования  коммуникативных  способностей  дошкольников.

Театрализованная  игра  является  средством развития  общения  детей  дошкольного возраста.  Она  является  хорошей  возможностью  раскрытия  творческого  потенциала  ребенка,  воспитания  творческой  направленности  личности. Дети  учатся  замечать  в  окружающем  мире  интересные  идеи,  воплощают их,  создают  свой  художественный  образ  персонажа,  у  детей развивается  творческое  воображение,  ассоциативное  мышление,  умение  видеть необычные  моменты  в  обыденном.  Коллективная  театрализованная  деятельность  направлена на  целостное  воздействие на  личность  ребенка,  его  раскрепощение,  вовлечение  в  действие,  активизируя  при  этом  все  имеющиеся  у  него  возможности; на  самостоятельное  творчество;  развитие  всех  психических  процессов;  способствует  самопознанию, самовыражению  личности  при  достаточно  высокой  степени  свободы;  создает  условия для  социализации  ребенка; усиливает  адаптационные  способности;  корректирует  коммуникационные  отклонения;  помогает  осознанию  чувства  удовлетворения, радости, значимости,  возникающих в  результате  выявления  скрытых  талантов.

Театральная  деятельность  выполняет  одновременно  познавательную, воспитательную, развивающую функции. Воспитательные  возможности театральной  деятельности очень  велики,  так  как она  способствует  развитию  следующих  коммуникативных  способностей:

  1. Знакомство  с  окружающим  миром
  2. Становление  психических  процессов (внимание, восприятие, память, мышление. воображение)
  3. Развитие  речи (словарный запас,  грамматический  строй  речи, звуковая  культура  речи,  навыки связной речи, интонационная  и  выразительная  речь)
  4. Развитие  эмоционально – волевой  сферы (способность  распознавать эмоциональное  состояние  человека по  мимике, жестам,  интонации;  умение  ставить  себя на  его  место  в  различных  ситуациях; выражать  свое  собственное  отношение  к  добру и злу)
  5. Формирование  первичных  социальных  навыков  поведения (добро, зло, дружба, честность, смелость)
  6. Источник  развития чувств, глубоких переживаний и  открытий  ребенка, приобщение  к  духовным  ценностям (сочувствие, сопереживание)
  7. Совершенствуется  моторика, координация, плавность,  переключаемость, целенаправленность движений
  8. Формирование  представления  о театре как об   искусстве. Появляется интерес  к  театрально- игровой  деятельности
  9. Совершенствуются  музыкальные  способности.

Театральные  способности  и  игры  в  театр  оптимизируют  познавательное  развитие,  вводят  дошкольников в  богатый  мир  образов,  человеческих  поступков,  отношений.  Ребенок  учится  заранее продумывать свои  действия,  поступки героев,  ролевые  высказывания,  подбирают  выразительные  средства – мимику,  интонацию, позу. Яркость, зрелищность и  иносказательность  присуще  искусству  театра это  позволяет довести  до  сознания  ребенка  возвышенные  представления о дружбе,  добре,  справедливости, красоте.  Театрализованная  игровая  деятельность  способствует  воспитанию  у  детей  организованности,  самостоятельности. Дети  учатся  рассуждать и  доказывать  свою  точку  зрения.  

Через  ролевые  высказывания, драматическую  разработку  сюжетов литературных  произведений  дошкольник  усваивает их смысл и  активно  экспериментирует  со  словом, мимикой, жестом, движением, овладевает  различными  способами  выражения  мыслей, характера, образа  героев  спектакля. Участвуя  в  театрализованной  деятельности  дети  познают  мир, становятся  участниками  событий  из  жизни  мира, природы,  людей.  Все  театрализованные  игры  строятся  на материале  сказок. Играя,  дети  учатся  связно  рассказывать, передают  интонацию, активно  пользуются  движениями,  мимикой, жестами.

Принципы  развития  коммуникационных  способностей, которые  формируются в  театрализованной  деятельности:

-  принцип  интегративности  взаимосвязь с  другими  видами  деятельности)

-  разнообразие  тематики и методов  работы

-максимальная  активность  детей

-  сотрудничество  детей друг с другом и со взрослыми

-  компетентность  педагога

- принцип индивидуального подхода  к  детям (дифференцированный  подход)

-  принцип  игровой  подачи  материала.

    Виды  мотиваций  в  театрализованной  игре: содержательный (формирование  опыта  коллективной и творческой  деятельности, организация  индивидуальной работы с детьми); социальный (создание ситуации успеха, использования  похвалы, поощрение,  право ребенка  на ошибку); прагматический (усиление  внимания детей к  данному  виду  деятельности, развитию познавательного  интереса).

Необходимо  создать  в  групповой  комнате  предметно – развивающую среду,  которая обеспечивает  возможность одновременно  разными  видами  деятельности.  Например: «мини- музей», «театральная  сцена»,  «в  стране  театра», «уголок  ряженья»  и т.п. Создание   таких  зон  подталкивает  детей к  самостоятельной  творческой  деятельности, игре в театр. Театральные  зоны  или центры могут  быть  представлены  разнообразным  оснащением  и  материалами.  Например:  книги, театральные  маски, отдельные  элементы  костюмов,  наборы  кукол,  разнообразные  виды  театров («би-ба-бо», теневой  театр, настольный  театр, пальчиковый  театр, театр  кукол «с живой рукой», театр  петрушек,  фланелеграф, атрибуты, декорации )

Принципы  организации театральной  среды:

  1. Принцип  дистанции (общение взрослого и  ребенка «глаза в глаза»)
  2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. Принцип стабильности  и динамичности
  4. Принцип гибкого зонирования (дети занимаются одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу)
  5. Принцип  эмоциональности (индивидуальная  комфортность и эмоциональное  благополучие каждого ребенка)
  6. Принцип  эстетической  организации ( сочетание  привычного и нового)
  7. Принцип  половых и возрастных различий (эталоны мужественности и женственности)

Работа  по развитию у детей  коммуникативных  способностей  средствами  театрализованной деятельности  проходит  через основные  виды деятельности и в их  взаимосвязи. Она  может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое  свободное время в течение  дня. Вся  работа должна быть систематизирована  таким  образом, чтобы  педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную и творческую  активность  детей.

Развитие коммуникативных  способностей  дошкольников средствами театрализованной деятельности способствуют  общему  развитию, проявлению любознательности, раскрепощению, повышению самооценки, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявлению общего  интеллекта, эмоций. У  детей развивается способность к импровизации,  интуиция, плавность речи, мелодико – интонационная  выразительность. Самое  главное -  участие в театрализованных  играх  доставляет детям радость, увлекает их, вызывает огромный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей с ОНР».

В статье обозначена актуальность социально-коммуникативного развития детей, а также представлена система работы по использованию театрализованыых игр в социально-коммуникативном развитии детей с общим...

программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей  средствами театрализованной д...

Театрализованная игра как средство социально- нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта

В статье описывается о коррекционно-воспитательной работе средствами театрализованной деятельности социально-нравственного воспитания детей с ООП....

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития

Методическая разработка Развитие  социально комунникативных навыков у дошкольниковсредствами театрализованной деятельности»Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.срок ...

«Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

Театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненное сюжету-сценарию в обозначенных временных пространственных характеристиках; в этой деятельн...

СТАТЬЯ «Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

В данной статье раскрываются особенности   использования театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта....