Коррекционная работа с дошкольниками по укреплению здоровья
методическая разработка на тему

Гайнуллина Наталья Владимировна

        В системе здорового образа жизни детей в детском саду значительное место занимает индивидуальная (коррекционная) работа по укреплению здоровья, улучшению физического и двигательного развития каждого ребёнка. Она планируется на основе полученных в начале года диагностических данных и проводится в удобное для воспитателя время индивидуально или дифференцированно. 

Рекомендованная карта индивидуальной работы

на группу для воспитателя в работе с  детьми  имеющими низкий уровень владения двигательными умениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателя: 

«Коррекционная работа с дошкольниками по укреплению здоровья»

        В системе здорового образа жизни детей в детском саду значительное место занимает индивидуальная (коррекционная) работа по укреплению здоровья, улучшению физического и двигательного развития каждого ребёнка. Она планируется на основе полученных в начале года диагностических данных и проводится в удобное для воспитателя время индивидуально или дифференцированно.

        Среди детей эпизодически болеющих, надо обратить внимание на тех, чьи болезни продолжаются долго, иначе уровень здоровья может снизиться.

        В особой заботе нуждаются часто и долго болеющие дети. Необходим тщательный медико-педагогический анализ причин каждого случая заболевания. Требуется внимание в течение дня к психоэмоциональному состоянию детей, их двигательной активности. Для них предусматривается щадящий сугубо индивидуализированный распорядок дня: при необходимости более продолжительный дневной сон, сокращённая прогулка, во избежание переутомления — укороченные занятия. Недопустимы переохлаждения и перегревы. Если ребёнок вспотел, его немедленно переодевают в сухую одежду.

         Закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся более тщательно и обязательно индивидуально. Врач детского сада назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия, которые обязательны для исполнения и в детском саду, и в семье.

          Необходимо активизировать двигательную активность, обеспечить длительное пребывание на воздухе, полноценный сон, спокойные игры после физических нагрузок, водные процедуры, индивидуализация режима дня, игр и занятий.

         Окружность грудной клетки в определённой степени отражает состояние мышечного             корсета и функциональные возможности дыхательной системы организма. При низких показателях окружности груди необходимы физические упражнения с включением дыхательных.

         Длина тела — ведущий показатель физического развития ребёнка. Отставание в росте на 10—20% требует незамедлительной консультации врача и особой коррекционной программы. Для детей с низким ростом полезны прыжковые и беговые упражнения, кратковременные висы на перекладине, высокая двигательная активность, дополнительная витаминизация пищи, соки, увеличение калорийности пищи. Оказать помощь по этому вопросу может детский диетолог. Следует обратить особое внимание на качество ночного и обязательного дневного сна.

         Для детей, имеющих отклонения в осанке, предусматривается:

оптимальный двигательный режим в течение дня;

полужёсткая постель для сна;

возможность в течение дня многократного кратковременного отдыха для позвоночника (лёжа на спине, животе);

использование периодически повторяющихся специальных физических упражнений для позвоночника («кошечка», «катится колобок», «брёвнышко», «змея»);

кратковременные висы (1—10 сек) на перекладине (несколько раз в день);

специальная лечебная гимнастика (2—3 раза в неделю), массаж, прогулки, закаливание.

           Методы коррекции двигательной активности детей определяются задачами воспитания совместно с инструктором по физической культуре. Двигательная активность детей может трактоваться как оптимальная, недостаточная (малоподвижность), чрезмерная (гиперподвижность). Последние две — группы риска, требующие обязательной коррекции.

            Наибольшую трудность в педагогической работе с дошкольниками представляет двигательная сверхактивность, которая может быть результатом гипердинамического синдрома. Дети с синдромом гиперактивности отличаются повышенной возбудимостью, моторной расторможенностью, неустойчивым вниманием. Эти особенности снижают социально-адаптивные возможности ребёнка, что обычно приводит к снижению школьной успеваемости, невротическим реакциям, а иной раз и к отставанию в интеллектуальном развитии.

           Комплексная программа коррекции включает следующие мероприятия: переводить расторможенность в целенаправленную двигательную и коммуникативную деятельность, вместо бесцельного бега — подвижные и спортивные игры; совместные со взрослыми виды деятельности (рисование, игры), способствующие воспитанию усидчивости; через каждые 15—20 минут интеллектуальной деятельности предоставлять детям возможность самостоятельной двигательной активности; важно каждый раз подчёркивать успехи детей в овладении движением, выполнении поручения, проявлять терпеливость, доброжелательность, иметь позитивную установку на успех. С этими детьми проводятся также и дифференцированные специальные мероприятия: в режиме дня предусматривается время для физкультурной деятельности со значительной физической нагрузкой, упражнения на расслабление, периодические сеансы массажа.

         Дифференцированные группы для коррекционной работы могут создаваться внутри возрастной группы или межгрупповые. В этом случае специальные комплексы гимнастики вписываются в распорядок дня, проведение их закрепляется за определёнными лицами. Так, если они предусмотрены после сна, то с одной из подгрупп (например, с теми, у кого плоскостопие) занимается один из воспитателей, с другой (нарушениями в осанке) — старшая медсестра, с остальными — приглашённые специалисты. Предусматриваются корригирующие упражнения также в комплексах физкультурных занятий, утренней гимнастики. Индивидуальную коррекционную работу проводит воспитатель, выбрав для этого удобное время в режиме дня.

            Индивидуальная работа проводится с условием, что детям это будет интересно. Для коррекционных занятий с подгруппами выделим определённое время в режиме дня. Ценность их возрастёт тогда, когда они построены по принципу комфортности — ребёнок испытывает приятные эмоции от общения со сверстниками и взрослыми, ощущает «мышечную радость», радуется победе над собой.

            Достижению желаемого в коррекции двигательной сферы детей будет способствовать создание условий для их самостоятельной двигательной активности, индивидуальных занятий с ними в детском саду и семье.

Рекомендованная карта индивидуальной работы

на группу «Средняя Б»_для воспитателя_Л.Н.Бессмертной в работе с  детьми  имеющими низкий уровень владения двигательными умениями.

п/п

Фамилия, имя

ребёнка

причины

рекомен-довано

упражнение

Рекомендации инструктора

 по физической культуре

1

Абрамов Игнат

Имеет много пропусков по состоянию здоровья

_1,4,

 6-10____

№1  Различные виды ходьбы: на  носках, на пятках, с высоким подниманием колен и др.

2

Власова Мила

Имеет ограничение нагрузки по состоянию здоровья

1,5

 6,7,8,10

№2  Беговые задания, с изменением темпа, с остановкой на сигнал и др.

3

№_____

_______

№3  Игры с опорными прыжками, прыжками в высоту и длину.

4

№_____

_______

№4  Игры  и И./у. с метанием на дальность и в цель, ОРУ на развитие верхнего плечевого пояса.

5

 

№_____

_______

№5 Ходьба по ограниченной поверхности с сохранением равновесия + с перешагиванием через предметы.

6

№_____

_______

№6  Игры направленные на развитие ловкости, И./у. с предметами(мячом, обручем, скакал.)

7

№_____

_______

№7  Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов.

8

№_____

_______

№8  Упражнения на развитие координации и мелкой моторики.

9

№_____

_______

№9   Игры и упражнения с лазанием, ползанием…

10

№_____

_______

№10  Игры на внимание и ориентировку в пространстве.

                                 

     Инструктор по ФК _____________ Гайнуллина Н.В.

Р.S/

Рекомендованная карта индивидуальной работы

на группу Старшая А для воспитателя С.А.Исмаилова в работе с  детьми  имеющими низкий уровень по одному или нескольким физическим качествам .

п/п

Фамилия, имя

ребёнка

причины

рекомендовано

упражнение

Рекомендации

инструктора

по физической культуре

1

Козлов Вова

Проявляет гиперактивность на занятиях

6,7,8,10

_______

№1  Игры с бегом на скорость и быстроту реагирования.

2

№_____

_______

№2  Игры с опорными прыжками, прыжками в высоту и длину.

3

№_____

_______

№3  Игры  и И./у. с метанием на дальность и в цель, ОРУ на развитие верхнего плечевого пояса.

4

№_____

_______

№4  Игры и И./у. направленные на развитие силы.

5

 

№_____

_______

№5  Игры и И./у. направленные на развитие выносливости, прохождение полосы препятствий.

6

№_____

_______

№6  Игры направленные на развитие ловкости, И./у. с предметами(мячом, обручем, скакал.)

7

№_____

_______

№7  Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов.

8

№_____

_______

№8  Упражнения на развитие координации и сохранения равновесия.

9

№_____

_______

№9   Игры и упражнения с лазанием, ползанием…

10

№_____

_______

№10  Игры на внимание и ориентировку в пространстве.

 

Инструктор по ФК _____________ Гайнуллина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ.

В данном материале  представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимн...

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников...

Методическое объединение «Новые подходы в работе с семьёй по укреплению здоровья дошкольника»

Один из видов работы с родителями. Расширяет представления родителей о сохранении здоровья детей в семье....

Опыт работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Опыт работы  воспитателя Панкратовой Л.И.по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Отображает  формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Опыт работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Опыт работы  воспитателя Панкратовой Л.И.по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Отображает  формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Формы работы с семьей по укреплению здоровья дошкольников

Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.В процессе работы над развитием навыков здорово...