Особенности взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей
методическая разработка на тему

Мельникова Катерина Александровна

В статье говорится об особенностях взаимодействия детского сада с родителями по вопросам речевого развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_melnikova_nov.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №21 «Теремок» г. Павлово

Семинар

для педагогов

«ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ»

Подготовила:

ст. воспитатель Мельникова Е.А.

г. Павлово, 2016 г.

Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Оптимальные результаты отмечаются только там, где воспитатели и родители действуют сообща. Понятие «взаимодействия с семьёй» не стоит отождествлять с понятием «работа с родителями». Эти понятия схожи, но не равнозначны. Второе является лишь составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения оптимальной цели. Взаимодействие подразумевает и контроль, или же обратную связь, при этом сам контроль должен быть опосредованным.

Главная цель взаимодействия педагога и семьи – это включение родителей в совместный процесс и создание единого речевого пространства.

Слайд 2 Как вы думаете, с какими проблемами в развитии речи может познакомить педагог родителей? (ответы педагогов, таблица на слайде)

Слайд 3 Всю работу по взаимодействию с родителями по вопросам речевого развития можно разделить на 5 блоков:

 1.Информационный (буклеты, листовки, папка- передвижка, тестирование, телефон доверия) 2.Организационный (родительские собрания, конференции, анкетирование)

 3. Просветительский  (семинары-практикумы, тематические встречи, консультирование, школа для родителей, тематическая выставка литературы)

4. Совместно-деятельностный блок (домашнее задание для совместного выполнения взрослыми и детьми, мастер-классы, создание книг оформленных детьми и родителями, проекты для совместного выполнения, выставки работ)

5. Участие родителей в педагогическом процессе (открытые занятия, театрализованные представления с участием родителей, аукционы, дни открытых дверей, творческие игры, смотры конкурсы)

Давайте разберем некоторые из форм каждого блока поподробнее.

  1. Информационный блок

Родительский уголок - это очень важная составляющая в общении воспитателей и родителей. В этой целевой части группы всегда должна висеть информация, интересующая родителей или которую педагоги хотят донести до них. В нашем случае это речевое развитие детей.

Самыми распространенными  являются – буклет, листовка, папка- передвижка.

Они имеют отличие в оформлении, скажите, пожалуйста, какое?

Буклет  представляет собой сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация. Обычно буклеты изготавливаются на бумаге из листа формата А4 или меньше

Листовкой – это печатная продукция с одним сгибом, либо вовсе без них.

Слайд 4 На слайде вы видите варианты оформления информации для родителей по вопросам речевого развития.

Как вы думаете, какую информацию можно разместить в буклетах или листовках?

Предлагаю вам образец одного из буклетов, я думаю он вам пригодится в вашей работе. (раздать буклеты для педагогов)

Слайд 5 Одной из интересных форм взаимодействия является выпуск газеты. Каждый выпуск газеты посвящен речевому развитию ребенка, вполне достаточно, чтобы новый выпуск выходил раз в квартал. Авторами статей в такой газете выступают родители и воспитатели.

Слайд 6 Например, название моей газеты «Речевичок». В ней представлены следующие рубрики:

- Поговорите с вашим ребенком: в данной рубрики размещаются беседы, которые родители могут провести с ребенком дома (конспекты, вопросы и т.д.)

- Играя, учимся говорить правильно: здесь предложены дидактические упражнения  для развития диалогической речи (д/у «Угадай, кто я?», д/у «Так бывает или нет?»)

- Обогащение словаря: в данной рубрике представлены словесные игры («Что в мешочке?», «Из чего это сделано?»)

- Мудрые советы родителям: заповеди, правила, советы и т.д. для родителей

- Литература для родителей: литературу, которую родители могут почитать на досуге дома

Предлагаю вам стать главными редакторами своей газеты. Ваша задача придумать название вашей газеты, рубрики, которые будут в ней, а также и их содержание.

  1. Организационный блок

В данном блоке тоже можно выделить разнообразные формы взаимодействия.

Одной из форм является конференция для родителей.

Как пример хочу вам представить «Практическую конференцию для родителей «Развитие речи дошкольников»

Слайд 7 План данной конференции может быть такой:

1. Сообщение  «Организация  развивающей среды в семье и её влияние на развитие речи ребенка»

2.Сообщение  «Дыхательная гимнастика»

3. Практикум по дыхательной гимнастике.

4.Сообщение «Читаем детям правильно»

Рубрика «Говорят родители»

5.Обобщение опыта по развитию речи

Рубрика “Родительская почта”

6. Ответы на вопросы родителей из «почтового ящика»

Слайд 8 Здесь хочется отметить форму взаимодействия с родителями – педагогическая копилка. Целью которой является взаимообогащение педагогического мастерства. Педагогическая копилка представляет собой картотеку, оформленную в виде папки, коробочки и т.д., в которой находятся две рубрики: первая – это «Родители для педагогов», вторая  - «Педагоги для родителей».

Давайте с вами обсудим, какую информацию, мы как педагоги, можем с вами разместить в рубрике «Педагоги для родителей», и какую информацию предложим разместить родителям в их рубрике.

  1. Просветительский блок

Слайд 9 Одной из форм просветительского блока является выставка тематической литературы, где родители могут познакомится как с научной так и практической литературой. После прочтения можно им предложить сделать выписки из нее для стенда или картотеки. Еще можно оформить стенд или таблицу «Культура речи»,  где будут размещены объявления о новинках детской литературы, которую можно почитать детям  и др. а также детского речевого творчества — рассказов, сказок, стихов, придуманных детьми.

Для того чтобы повысить педагогическую компетентность родителей и познакомить с особенностями речевого развития можно организовать семинары-практикумы такие как «Развиваемся играя», на котором родители знакомятся со значением игры в речевом развитии ребенка, «Приемы развития речи детей», где родители знакомятся с приемами формирования речи детей, «Учите детей говорить правильно», где родители учатся правильно выполнять артикуляционную гимнастику, учатся правильно работать со скороговорками и т.д.

Слайд 10 В данном блоке может быть также использована такая форма работы, как дневник группы. В дневнике под названием «Речецветик» можно отразить наиболее важные события: интересные занятия по развитию речи, задания и игры, которые ребята выполняли в течении дня, успехи отдельных детей, сочинения и рассказы детей. Данные дневники можно превратить в тематические: “Моя семья”, “Новый год” и др.

Давайте с вами попробуем составить такой дневник для своей группы. Подумайте, какую информацию вы можете разместить в вашем дневнике. Первая подгруппа  - тема «Осень», вторая подгруппа – «Новый год»

  1. Совместно-деятельностный блок

Слайд 11 Одна из активных форм работы с родителями по речевому развитию является проектная деятельность. В таких условиях воспитатель может создать условия, в которых родители совместно с детьми открывают новый практический опыт в вопросах речевого развития, добывают его экспериментальным, поисковым путем, анализируют его и преобразовывают. Одним из таких проектов может стать проект «Развиваем речь, играя»

Давайте попробуем вместе с вами подумать над его содержанием.

Его цель: повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Срок реализации данного проекта рассчитан на 9 месяцев.

Возможные риски:

- нежелание родителей участвовать в анкетировании, индивидуальных беседах

-пассивное участие родителей в организованных мероприятиях.

Проектный продукт:

- дидактически игры и пособия, направленные на речевое развитие детей, изготовленные руками родителей

Этапы проекта:

1) Информационно-аналитический

- анкетирование родителей

- подбор и изучение литературы

-беседы с родителями

  2)  Практический

 - публикации в газете-журнале дл родителей «Речевичок» статья «Игры и игровые приемы при обучении  детей грамоте»

- Родительские пятиминутки (консультации по запросу)

- Семинар «Дидактические пособия по речевому развитию своими руками»

- Консультация «Играем дома. Дыхательная гимнастика с использованием игр»

- Родительское собрание «Домашняя игротека – пособия для развития мелкой моторики»

- Совместный досуг «Праздник правильной и красивой речи»

3) Контрольно-диагностический

- итоговое анкетирование родителей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития по окончанию реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

- активное включение родителей в образовательный процесс

- результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.

  1. Участие родителей в педагогическом процессе

Слайд 12 В данном блоке предлагаю рассмотреть такую форму работы как  "День творчества детей и родителей". Каждому из родителей предлагается изготовить совместно с детьми  пособие, которое можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста, и составить рекламный клип для данного пособия. Затем на совместном мероприятии ребенок вместе с мамой или папой рекламирует свое пособие или игру.

 Подумайте, какие еще задания можно дать родителям совместно с детьми в рамках «Дня творчества детей и родителей», 1 подгруппа – младший возраст, 2 подгруппа – старший возраст.

Рефлексия. В заключении нашего семинара прошу вас взять столько кружочков, сколько вы посчитаете нужным. На  обороте каждого кружочка напишите, пожалуйста, свои впечатления от сегодняшнего семинара.

Слайд 13 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.

Цель данной стать выявить наиболее интересные формы взаимодействия педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста....

Взаимодействие участников образовательного процесса в речевом развитии детей

Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет познавать окружающий мир, общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную роль в развитии и становлении личнос...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

 Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с ...

«Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации детей»

Проблема взаимодействия детского сада с семьей была всегда актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл, в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Нарушены традиции, с...

Пути совершенствования взаимодействия воспитателей с родителями в речевом развитии детей

Взаимодействие с родителями. Круглый стол "Пути совершенстования взаимодействия воспитателей с родителями в речевом развитии детей"...

Взаимодействие с родителями по речевому развитию детей.

Речевая газета Паровозик " Говоруша"                             Это продуктивная форма работы с родителями, способ...