Алгоритм сочинения сказки
материал на тему

Полякова Наталья Васильевна

На примере совместного сочинения психокоррекционной сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._algoritm_sochineniya_skazki.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм сочинения сказки

На примере совместного сочинения психокоррекционной сказки

1. Диагностика проблемы. Сначала необходимо сделать предположения по поводу формулировки проблемы – т.е. провести диагностику. Учитывать

надо в первую очередь возраст клиента.

2. Для уточнения и проверки своего предположения необходимо

ассоциироваться с клиентом. Затем от первого лица сказать, о чем бы этот

клиент хотел бы послушать сказку. «Я хочу сказку о……..

Ассоциироваться с клиентом необходимо, т.к. анализ проблемы от

третьего лица позволяет определить актуальное состояние психолога, а не

клиента».

Например:

Есть мальчик, который дерется со всеми детьми и воспитателями.

(Проблема: дисгармоничные отношения в детском коллективе).

Ассоциация с мальчиком: «Я дракончик, хочу послушать сказку о том,

как стать уверенным в себе и сделать жизнь других лучше».

3. Планирование сказки по «опорным точкам». Следующим этапом

нам необходимо определить основные «опорные» точки, которые мы будем

наполнять содержанием. Для этого задаем вопросы (помним, что от первого

лица):

- О чем должна быть сказка? (напр., о том, как научиться гармонично

руководить коллективом)

- В чем конфликт? (Конфликт в желании личности быть лидером в

коллективе и неумением выстраивать отношения в коллективе).

- Каким способом герой решает этот конфликт? (Путем агрессивного

подавления других).

-Чего хочет достичь герой? ( «Признание» ).

-Почему герой хочет признания ?(мотив)- («Признание обеспечивает

безопасность»).

Таким образом, мы определили проблему:

Не умение выстраивать отношения в коллективе (актуальная проблема

для 5-летнего возраста).

Определяем основные «опорные» точки для построения сказки:

-Сказка должна быть о том, как почувствовать себя уверенно в

коллективе, т.е. научиться строить отношения в коллективе.

–Конфликт между личностью и коллективом.

–Способ решения конфликта: деструктивный – агрессивное

личностное подавление других;

- Необходимо ввести в сказку конструктивный способ решения

конфликта – выстраивание межличностных отношений, согласование

целей между членами коллектива.

Цель: (что?) деструктивная - получение признания для себя Еёнеобходимо заменить на конструктивную – признание для коллектива и

тогда герой, как член коллектива тоже получает признание, но не за счет

других, а вместе с другими.

Мотив (для чего?):

-деструктивный мотив: личная безопасность,

-конструктивный мотив: коллективная безопасность. Личной

безопасности можно достичь только при достижении коллективной

безопасности.

Мораль: «Когда выстроены гармоничные отношения между людьми в

коллективе, то каждый получает признание и чувствует себя в безопасности.

«Когда всем хорошо, то и мне хорошо».

4. Схема наполнение сказки конкретным содержанием. После того,

как определены «опорные» точки, по которым формируется сказка

необходимо напомнить ее конкретным содержанием. Для этого существует

определенный алгоритм».

4.1 Подстройка к проблемной ситуации.

Главный герой сказки должен быть похож на реального человека, для

которого сочиняется сказка.

Конфликт главного героя, по сути, похож, должен быть на реальный.

Ситуация, описываемая в сказке в метафорической форме должна

напоминать реальную ситуацию тогоклиента, для которого составляется

сказка. Это делается с целью сформировать чувство отождествленного и

разделенного переживания (Не у меня одного) у тех, для кого пишется или

подбирается сказка.

Критерием успешности подстройки являются признаки

«погруженности в себя» у клиента:

1) Взгляд, сосредоточенный в одной точке.

2) Равномерное дыхание.

3) Расслабленная поза или неменяющаяся поза.

4. 2Активизация подсознательных процессов.

Друзья и помощники в сказке олицетворяют возможности и способности

главного героя.

Враги, разбойники, стихийные бедствия, страхи и «неверие героя» – это

симптомы, которые означают отсутствие доступа к ресурсу (ограничения). Эти

деструктивные установки необходимо иметь в виду. Сама проблема, видимая

глазу есть метафора, которая содержит в себе решение проблемы.

4.3 Создаются в образной форме аналогичные и обучающие

ситуации, где главный герой может научиться и победить или он наблюдает,

как этого достигают другие, причем по-разному.

4.4 Метафорический кризис. Герой преодолевает все препятствия ипобеждает. Происходит изменение мотива героя.

4.5 Возможность осознать себя в новом качестве в результате

одержанных побед. Необходимо подробное описание и эмоционального

состояния героя и его новых отношений с окружающим миром их

преимущества. Важно обратить внимание на то, чтобы описание этого пункта

соответствовало цели героя.

4.6 Описание торжества по поводу побед главного героя. Здесь же

закладывается намек на следующий конфликт, с которым сталкивается герой

в процессе своего личного развития.

4.7 Применение нового опыта героя следующей кризисной, с

которой сталкивается герой в процессе своего личного развития .Этот этап

может быть растянут во времени.

После определения основных «опорных» точек сказки и знакомства с

тем, как нужно наполнять сказку конкретным содержанием, рассмотрим все

на примере одной сказки.

Клиент предлагает варианты наполнения сказки содержанием. В

результате получается «сказка о том, как дракончик стал лидером» (название

уточнить)

Наполнение сказки конкретным содержанием

Подстройка к реальной ситуации.

«Жила была семья Драконов: папа дракон, мама и сын. Папа – дракон

был очень сильным и могущественным, он охранял лес и обеспечивал

порядок в нем. Мама дракониха старалась сделать все, чтобы папе было

хорошо. Сын – дракончик очень любил своих родителей и очень их уважал.

Он очень не любил их огорчать. Однажды, когда папа куда-то улетал и после

того, как он вернулся дракончик случайно подслушал его разговор с мамой.

Мама: «Ты очень встревожен. Что случилось?»

Папа: «На меня едва не напали крыльегрызы!»

Мама: «Какой ужас. Где же нам теперь брать серную траву для того,

чтобы дышать огнем?»

Папа: «Все-равно придется летать на дальние скалы, больше негде»

Конфликт:

Сын – дракончик оторопел: «Оказывается его отец не самый сильный и

могущественный и опасность для драконов есть – это крыльегрызы.

И тогда он решил, что должен помочь отцу и уничтожить крыльегрызов.

На следующий день он отправился в путь. Но он не знал, куда ему идти, и

самое главное он не знал, у кого об этом спросить. Ему было очень страшно,

но решимость его не ослабевала. Он вышел на середину и громко крикнул:

«Выйдете все на поляну».

Звери боялись, хотя и уважали драконов, поэтому в страхе они все

вышли на поляну. «Вы знаете, кто такие крыльегрызы, и где они живут?» –

спросил Дракончик. Нет сказали все зверята, на всякий случай выглядывая наиз укрытия.

Вдруг на поляну выпрыгнул белый зайчик. Это был «радостный зайчик»,

его так называли потому, что он всегда радостно встречал все новое и не

боялся ничего.

(Активизация ресурса: «радостный зайчик»-ресурсная часть

личности дракончика).

«Ты хочешь узнать, кто такие крыльегрызы и где они живут?» – спросил

«радостный зайчик».

«Да» – сказал дракончик.

«Я не знаю кто это такие. Но я слышал от одной птицы, что они живут

на «Серых скалах». А «Серые скалы» находятся на Юге. Я могу показать где,

но ты должен что-то сделать для этого!

–«Что?» – спросил дракончик

–«Попроси меня об этом»

–«Я не умею просить» – сказал дракончик, – но мне очень нужно.

–«Хорошо я пойду с тобой» – сказал «радостный зайчик».

И они пошли вместе. Остальные вдохнули с облегчением. «А почему

никто не захотел кроме тебя со мной разговаривать?» – спросил дракончик.

–«Ты всех очень напугал своим грозным голосом».

–«У меня просто такой голос. А почему ты не испугался?»

–«Я посмотрел тебе в глаза и увидел, что они добрые».

По дороге они разговорились и узнали друг друга лучше.

«С Дракончиком очень интересно» – подумал «радостный зайчик».

«Зайчик такой добрый» – подумал Дракончик. Так они и шли.

Контрольное задание к разделу:

Сочините сказку с учетом предложенного алгоритма в соответствии с

проблемой клиента.

Использованная литература:

1. Материалы Международной научной школы Универсологии, Челябинское

региональное отделение Российской Академии управления,

межсистемного прогнозирования и кардинальной психологии Культурно-

просветительский оздоровительный центр «Модель успеха».

2. Поляков В.А., Полякова И.Ю. Психосистемология: Интегрально-

системная, кардинальная психология. – Мн.: ВЭВЭР, 2003. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Фрукты. Сочинение сказки по сюжетным картинкам

Программное содержание:Закреплять название фруктов, умение их узнавать. Согласовыватьназвание фруктов с числительными.Учить сочинять сказки по сюжетным картинкам, связно отвечать на  вопрос...

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".

Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ВОСПРИЯТИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СОЧИНЕНИЯ СКАЗКИ

Рекомендации по использованию сказки  педагогами дошкольного учреждения....

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"

В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...

Рекомендация для родителей «Как развивать словесное творчество ребенка в процессе сочинения сказки»

В рекомендациях  описывается, как развивать речь, словесное творчество, воображение у детей дошкольного возраста в процессе работы со сказкой...

Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Алгоритм сочинения  загадок по опорным таблицам...