Рекомендация для родителей «Как развивать словесное творчество ребенка в процессе сочинения сказки»
статья

Ровжанова - Смирнова Галина Павловна

В рекомендациях  описывается, как развивать речь, словесное творчество, воображение у детей дошкольного возраста в процессе работы со сказкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендация для родителей

«Как развивать словесное творчество ребенка

в процессе сочинения сказки»

Обычно мы просто читаем сказки вслух, пересказываем их сами или просим это сделать ребенка, дети рисуют сказочных персонажей, они с удовольствием смотрят сказки в театрах и на экранах телевизоров. Но сказка может приобрести и другие формы. Для этого можно:

Придумывать сказку вместе с ребенком.

Рассказывать сказку от имени различных персонажей.

Разыгрывать сказки.

Рисовать сказку в необычном, схематическом виде. Нужно изобразить сказочный сюжет на одном листе, как комикс. Такие рисунки способствуют развитию мышления и интеллекта.

Самый простой для родителей, но, одновременно эффективный способ - придумывать сказку вместе с ребенком. Как-нибудь вечером выберите уютный уголок в вашей квартире и предложите сыну или дочке поиграть (если у него есть братья и сестры, друзья, они тоже могут присоединиться). Объясните, что сейчас вы будете придумывать сказку. Вам необходимо ввести положительного и отрицательного героя, помощников, волшебные средства преодоления препятствий (меч-кладенец, волшебная палочка, скатерть - самобранка и т.д.) и награду в конце приключений. Вначале можно рассказать ребенку, как начинаются сказки: главному герою дается какое-то задание или он сталкивается с трудностями. Чтобы пройти испытание, герой отправляется в путешествие, в котором встречается с волшебными существами-помощниками (Конек-Горбунок, Серый Волк и т.д.) и отрицательным героем (Кащей Бессмертный, Баба Яга). Но, в конце концов, наш герой справляется со всеми испытаниями и возвращается домой с наградой. Можно также построить беседу в форме диалога, помогая ребенку с помощью ваших вопросов самому понять суть сказки. Например, выбрав его любимую сказку, попросить малыша ответить, про кого сказка, что делал герой, с какими испытаниями сталкивался, кто ему мешал, чем закончилось сказка. После этого вы можете приступить к созданию собственной сказки.

Обычно сказка сочиняется по предложению: одно предложение ребенок - одно вы, и так до конца. Возможно, ребенок будет сначала стесняться и отказываться что-либо говорить. Не волнуйтесь, просто эта игра нова для него, поэтому просто начните сочинять сами, задавайте ему вопросы, и постепенно он обязательно к вам присоединится. Иногда дети пытаются "напугать" взрослого страшными историями. Но нужно лишь запастись терпением, довольно скоро ваше чадо спокойно и уверенно сможет фантазировать, рассказывать, придумывать действительно замечательные сказки. В конце игры предложите малышу целиком рассказать только что придуманную вами сказку, а потом, если позволяет время, можно разыграть ее или нарисовать. Возможно, поначалу, ребенку будет сложно рассказать новую сказку целиком, тогда вы можете сделать это сами.

Процесс придумывания сказки может выглядеть так (поэтапно):

Как-то в далеком государстве жил-был маленький мальчик. Он был совсем один у родителей, и у него не было друзей. И вот он решил уйти путешествовать, чтобы увидеть мир и найти друзей. Мама    собрала  ему в дорогу еду и  сказала, что будет ждать его. Мальчик ушел. Он шел долго-предолго, пока не устали ноги, он сел на камушек в лесу и незаметно уснул. Но вдруг он услышал чей-то плач, открыл глаза и увидел...

Сочинять сказки можно как в специально выделенное для этого время, так и когда выдается свободная минутка. Желательно не делать больших перерывов, возвращаться к сказке если не каждый день, то хотя бы раз в 2-3 дня. Обычно занятие занимает не больше 30-40 минут. Иногда ребенок не может остановиться в придумывании сказки, перескакивает с одной мысли на другую, и, в конце концов, теряет нить повествования. В этом случае запаситесь терпением и подождите, пока ребенок выговорится, а, впоследствии, через несколько дней, попробуйте задать ему структурирующие вопросы: что произошло с героем, в каких он отношениях с другими персонажами, чем все закончилось и т.д. Очень важно, чтобы родитель внимательно слушал ребенка, воздерживался от комментариев "не так", "давай по-другому", переубеждал ребенка.

Не стоит спорить с ним, необходимо избегать оценочных суждений - "хорошо", "плохо". Постарайтесь не раздражаться, слушая рассказ своего малыша и не навязывать ему свое, взрослое и разумное понимание данного вопроса. Иначе ребенок не захочет придумывать сказку, может вновь замкнуться внутри себя и остаться наедине со своими переживаниями, тогда уже наладить контакт будет гораздо сложнее. Дайте ребенку возможность свободно выражать свои мысли, не перебивайте, с интересом слушайте его истории, помните, что он рассказывает о себе и о том, что его волнует. Поэтому будьте, в первую очередь, внимательным слушателем и верным другом.

И тогда вы увидите, что у вашего малыша улучшилась речь, он стал более открытым и свободным в своем творчестве, научился принимать во внимание интересы другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Консультация для родителей "Играя, развиваем музыкальное творчество детей "

Музыкальность ребенка имеет генетическую основу и развивается у каждого ребенка при создании благоприятных  условий. Музыкальные игры помогают освоению различных свойств музыкального звука:...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близки...

Конспект занятия по развитию речевого творчества в старшей группе: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ, ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» («ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ»)

Данная разработка направлена на развитие связной речи у детей и на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных, определений. Занятие учит детей расска...

Рекомендации для родителей. Как развивать познавательную деятельность ребенка

Рекомендации объяснят родителям, как развивать познавательную активность ребёнка в домашних условиях....

Консультация для родителей: «Как развивать словесно – логическую память у детей старшей группы детского сада»

Игры для развития словесно-логической памяти у детей старшей группы детского сада....

Рекомендации для родителей «Как развивать в ребенке системное мышление при познании окружающего мира»

Всем известно, что наш мир существует как система. Все в нем взаимосвязано, все процессы, явления имеют причину и следствие....