Влияние цвета на жизнедеятельность человека. Доклад
материал на тему

Прокопова Елена Львовна

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vliyanie_tsveta_na_zhiznedeyatelnost_cheloveka.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Снежинка»

Доклад

Прокопова Елена Львовна, руководитель Г.Г. группы воспитателей по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников

г Радужный

Содержание

  1. Психологическое воздействие цветов.                                                  
  2. Классификация цветов по их психологическому воздействию
  3. Иллюзии и ожидания.        
  4. Цвет поверхности, создающий радость труда.                                    
  5. Характеристика и воздействие красного цвета
  6. Характеристика и воздействие синего цвета.                                      
  7. Характеристика и воздействие желтого цвета.                                    
  8. Характеристика и воздействие зеленого цвета
  9. Характеристика и воздействие фиолетового цвета
  10. Характеристика и воздействие коричневого цвета
  11. Характеристика и воздействие белого цвета
  12. Характеристика и воздействие черного цвета.                                    
  13. Характеристика и воздействие серого цвета.                                      
  14. Астральный план.                                                                                  
  15. Цветовые  ауры.                                                                                      
  16. Магическая символика цветов.
  17. Восприятие цвета человеком                                                            
  18. Литература.                                    

Психологическое воздействие цветов.

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

  1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:
  • красный: волевой, жизнеутверждающий;
  • кармин: повелевающий, требующий;
  • киноварь: подавляющий;
  • оранжевый: теплый, уютный;
  • желтый: контактирующий, лучезарный.
  1. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
  • фиолетовый: углубленный, тяжелый;
  • синий: подчеркивает дистанцию;
  • светло-синий: уводит в пространство, направляющий;
  • сине-зеленый: подчеркивает движение, изменчивость.
  1. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
  • розовый: нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
  • лиловый: замкнутый, изолированный;
  • пастельно-зеленый: ласковый, мягкий;
  • серовато-голубой: сдержанный.
  1. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
  • чисто зеленый: требовательный, освежающий;
  • оливковый: успокаивающий, смягчающий;
  • желто-зеленый: обновляющий, раскрепощающий;
  • пурпурный: изысканный, претенциозный.
  1. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).

К ним относят две группы смешанных цветов.

  1. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:
  • охра: смягчает рост раздражения;
  • коричневый, землистый: стабилизирующий;
  • темно-коричневый: смягчающий возбудимость.
  1. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

Полярные цветовые пары

при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки:

  • желтый – ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания;
  • оранжевый – синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;
  • красный – зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности;
  • пурпурный – цвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения;
  • фиолетовый – лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.

Неполярные цветовые пары.

Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:

А) группа 1:

  • желтый – красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;
  • золотой – красный: пышность, роскошь, теплота;
  • оранжевый – красный: резко кричащий.

Б) группы 1 и 4:

  • желтый – пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;
  • золотой – пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;
  • красный – пурпурный: диссонанс, праздничность;
  • желтый – цвет зеленого липового листа: веселье, радость;
  • желтый – оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);
  • желто-оранжевый – цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);
  • оранжево-красный – зеленый: импульсивность.

В) группы 1 и 2:

  • оранжевый – фиолетовый: опьянение, оглушение;
  • красный – синий: динамика отталкивания, волнение;
  • красный – ультрамариновый: резкая сила;
  • оранжевый – ультрамариновый: претенциозность, резкость.

Г) группы 1-4:

  • синий – розовый: робость, застенчивость, разобщенность;
  • пастельно-зеленый – красный: неуверенность, мерцание;
  • пастельно-зеленый – синий: односторонность, пассивность, неясность;
  • пастельно-зеленый – розовый: слабость, нежность, радушие;
  • пастельно-зеленый – лиловый: диссонанс, сумерки;
  • желто-зеленый – красновато-серый: легкий диссонанс, связанность.

Д) сопоставление с цветами группы 6:

  • бежевый – красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);
  • бежевый – цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;
  • коричневый – зеленый (оливковый): заземленность;
  • коричневый – ультрамариновый: укрепление, разрешение;
  • темно-коричневый – синий: бескомпромиссность;
  • темно-коричневый – охра: оцепенение, жесткость, заземленность.

Е) сопоставление с цветами группы 5:

зеленый – серый: родственность, пассивность;

  • синий – серый: нейтральность, холодность;
  • красный – черный: подавление жизненности, опасность;
  • оранжевый – черный: насилие;
  • желтый – черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;
  • синий – черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;
  • желтый – белый: прояснение, просветление;
  • красный – белый: ослабление яркости красного;
  • синий – белый: чистота, холодность;
  • зеленый – белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;
  • розовый – белый: слабость, бледность.

Иллюзии и ожидания.

В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета – чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный – на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в «горький» цвет, прежде всего в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона с тем, чтобы помещение казалось более холодным.

Цвет поверхности, создающий радость труда.

Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стены – в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. В производственных помещениях надо применять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные тона. Светлый лимонно-желтый цвет на потолке будет действовать как слабо теплый тон; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции. Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий – тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему. В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота. В больничной палате также должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного. Цветовые комбинации, приглушающие страх, - это комбинации теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка. Относительно подбора красок для цветового оформления рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашенное в веселые цвета, повышает его настроение. Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напрягать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к снижению производительности труда. Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный. При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует особого подбора цветов в соответствии со спецификой данного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответствующей окраской. Таким образом, подход к цветовому оформлению танцевального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть различным.

Характеристика и воздействие красного цвета.

Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка – способ достижения). Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть – это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета – «пусть выживет сильнейший». Его положительные черты: лидерство, упорство, борьба за свои права, созидание, динамичность, настойчивость, первопроходство; отрицательные черты: физическое насилие, похоть, нетерпимость, жестокость, разрушение, упрямство. Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, то есть страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Таким образом, ему свойственна максимальность в чувствах. Красный цвет всегда практичен и не любит ходить вокруг да около (никогда не уговаривает – приходит и берет); горит желанием куда-то попасть. Он склонен к импульсивным поступкам, без предварительного обдумывания – так называемый «слон в посудной лавке». Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар. Красный цвет управляет сексуальными взаимоотношениями. Он толкает к половому сближению даже если нет истинного влечения. В положительном аспекте – страсть, в негативном – извращение. Красный ищет справедливости, но довольствуется только ее видимостью. Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен.

К красному цвету примешивают немного желтого, чтобы получить оранжево-красный. В тесте Люшера используется не чисто красный цвет потому, что с помощью оранжево-красного цвета намечаемое воздействие может быть усилено.

Канадский исследователь Х.Вольфарт показал своим студентам на несколько минут оранжево-красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и следовало ожидать. При рассматривании оранжево-красного цвета эти вегетативные функции повысились.

Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается.

У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, который угрожает их моральным устоям и воздержанному образу жизни, страх перед позывом выражается в отрицании красного цвета. Также и военнопленные, которые годами были вынуждены жить за колючей проволокой в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергают в тесте красный цвет. Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением.

Наличие подобных связей можно было предполагать, но цветовой тест дал нам возможность точно наблюдать за психическими процессами и клиническим протеканием болезни. Человек, приближающийся из-за стресса к инфаркту, оказывает предпочтение красному цвету.

В ресторане под воздействием красного цвета посетители торопливо едят и быстро уходят. Красный цвет на короткое время повышает, а затем снижает производительность труда. В медицине применяется при лечении гиперстензии (первого этапа неврастении), малокровия, бронхиальной астмы, пневмонии, простудных заболеваний, косоглазия, близорукости, меланхолии. Противопоказан при гипертонии, воспалительных процессах. Плохо воздействует на ярко-рыжих. Красные лучи болеутоляюще действуют на нервную систему. После трехчасового пребывания в красной комнате больной, страдающий молчаливым психозом, веселеет, начинает улыбаться, на следующий день требует завтрак, от которого он долго отказывался, и с жадностью съедает. Больные скарлатиной и оспой быстрее выздоравливают на красных простынях. Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, влияет на температуру тела (повышает). Делает мышцы эластичными, а суставы подвижными.

Красное – это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами. Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а следовательно наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность: красный сигнал светофора, противопожарное оборудование.

Красный цвет соответствует античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, а по времени – современности.        Оттенки.

 Оранжевый: этот цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным и возбуждающим. Этот цвет связан со стремлением к достижению самоутверждения. Оранжевый всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Практически всегда имеет благотворное влияние, так как показывает радостные стороны жизни. Оранжевый стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови, влияет на кровяное давление, поддерживает сексуальность, активизирует работу желез внутренней секреции. Он регулирует обменные процессы, лечит мочеполовую систему, улучшает кровообращение и цвет кожи, благотворно действует на пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чувство эйфории, однако быстро утомляет. Он оказывает поддержку в случае утраты или горя, вносит утраченное равновесие. В первый момент при утрате человек отвергает этот цвет, так как не может понять того, что случилось, считая это несправедливым. Следует цвет вводить постепенно. Оранжевый с коричневым оттенком утяжеляет морскую болезнь, а стены такого цвета усыпляют и вызывают депрессию. Оранжевый как таковой дает способность что-то делать и считается одним из лучших цветов в психотерапии.

Алый: сильно стимулирует чувственность, действует сильнее, чем красный. Проблемы, вызываемые этим цветом – склонность к принятию бесповоротных решений и фанатизм.

Малиновый: этот цвет не борется с жизнью, а любит ее, не верит в результативность борьбы, а идет и берет желаемое. Как правило, имеет дело с индивидуальностью, но не с массами. Проблемы этого цвета – импульсивность и непредсказуемость.

Огненный: отличается чрезвычайным усердием, устремляется вперед, независимо от поставленной цели. Отличается силой воли и пылкостью. Его проблема – он слишком пылок в своем усердии: оставляя за собой выжженную землю, сжигает и себя.

Красно-коричневый: отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего впечатления. При повышенном предпочтении этого цвета констатируется переутомление и истощение. Главная проблема – недостаточная целеустремленность.

Темно-бардовый: характеризуется силой воли, склонностью к глубоким размышлениям. Его проблема – способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях.

Красно-фиолетовый: этот цвет улучшает самочувствие. В негативном аспекте – обезличенность и отсутствие индивидуальности.

Розовый: означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Розовый успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. Но ему свойственна чрезмерная чувствительность. Бледно-розовый желательно использовать в спальне, комнате отдыха, под его воздействием легче вставать по утрам. Он вызывает уют и комфорт, но не затягивает.

Цвет орхидеи (светло-лиловый): в положительном аспекте – выделение яркой индивидуальности, в негативном – излишняя экзотичность, непреклонность. Его девиз: «все или ничего».

Характеристика и воздействие синего цвета.

Это – концентрический цвет, он посвящает все только себе. Его положительные характеристики: организованность, непреклонность, идеализм, сила духа. Его негативные характеристики: фанатизм и подчиненность. У этого цвета «нет дна», он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью, зовет к нахождению смысла, истины. Но не дает ответа в понимании смысла жизни, вгоняет в меланхолию. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Синий цвет – потеря реальности, мечтание, фанатизм. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Вкусовое ощущение синего цвета – сладость, чувственное восприятие – нежность, а его орган – кожа. Синий цвет выражает вечность.

Синий вызывает безмятежный покой. Он предпочтителен для залов заседаний, так как способствует организованности, но негативен для детских комнат, так как вызывает меланхолию. При рассматривании его наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функции бодрствования снижаются. Организм настраивается на успокоение и отдых. При заболевании и переутомлении потребность в синем цвете повышается. Восприимчивость и готовность к боли повышаются. Синий цвет также помогает при рассеянности и при расстройстве кишечника.

Оттенки.

Светло-синий (голубой): цвет беспечности, беззаботного веселья. Он успокаивает, излучает надежность, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Он не способствует развитию воображения. Снижает напряжение, комфортен. Это цвет «спокойной эмоциональности», он дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство, но замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия. Бледно-голубой положителен в ванной комнате, в спальне. Также он помогает сдерживать эмоции болельщиков.

Темно-синий (индиго): это цвет сновидений. Он очень глубокий, приводит к депрессии, вызывает угнетающее действие, беспокойство, излишнюю серьезность, грусть, печаль. Вызывает потребность физиологического покоя и удовлетворенности в мире.

Зелено-синий: выражает напряженность и самоутверждение, блокирует чувство самоотверженности. Сумеречный зелено-синий означает «притязание на собственную ценность». В темном зелено-синем цвете гордость переходит в замкнутость, оригинальничание и упрямое самовозвеличивание. Этот цвет выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, который исчезает в светлом зелено-синем цвете. Здесь остается лишь холодная отдаленность, где больше не господствуют жизненные импульсы. Поэтому светлый зелено-синий является цветом гигиенической стерильности.

Характеристика и воздействие желтого цвета.

Желтый цвет выражает многогранность, виртуозность, разносторонность, поиски, надежды, пылкость. Его положительные характеристики: ловкость, сообразительность, оригинальность, радость жизни, восприимчивость, терпимость, честность, уверенность в себе, справедливость, свобода, радость, веселье. Его негативные характеристики: язвительность, сарказм, вероломство, рассеянность, любовь к болтовне, критичность, нетерпимость. Желтый – цвет сплетен (желтая пресса). Желтый цвет распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания (поэтому желательно сдавать экзамены в желтой комнате). Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий. Ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Желтый производит очень теплое, приятное впечатление. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться. Он возбуждает моторику, стимулирует творческое начало, чередуя расслабление и напряжение; бодрит, по-женски утешает, умиротворяет. Под воздействием желтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Желтый символизирует интуицию и сообразительность. С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его, сила цвета становится дерзкой и навязчивой. Он выражает эксцентрическое разрешение возбужденного напряжения.

Желтый вызывает радостное настроение, успокаивает нервных, повышает сексуальное влечение, стимулирует работу мозга и зрение. Длительное лечение выравнивает перепады в течении болезни. Активизирует двигательные центры, генерируют энергию для мышц, стимулирует и очищает печень, кишечник, кожу, является слабительным и желчегонным средством. Используется при лечении диабета, при нарушении пищеварения, дисфункции желчного пузыря, печени, кишечника. В офтальмологии желтый используется при исправлении косоглазия, слабовидения, заболеваниях сетчатки и сосудов глаз. С помощью желтого лечат против меланхолии, а также «повышают» красоту. Еще Гиппократ выразил мысль, что желтуху следует лечить препаратами желтого цвета. Желтый противопоказан при возбуждении, температуре, воспалительных процессах, невралгиях и зрительных галлюцинациях. Также желтый утяжеляет морскую болезнь. Этот цвет предпочтителен в салоне самолета и кухне. Желтый цвет избавляет от ложной стыдливости и мыслей типа «я недостаточно хорош»; вызывает положительные ассоциации в рекламе. Желтый соответствует неопределенному будущему и неосуществимым возможностям.

Оттенки.

Зелено-желтый: выражает стремление найти уважение в своих глазах и в глазах окружающих, вся деятельность направлена на завоевание внимания, приобретает болезненный и сверхчувственный характер. Выражает многосторонность, практичность, но в то же время – жестокость и безудержность. Яркий лимонно-желтый причиняет после известного времени боль, как уху высоко звучащая труба. Глаз начинает беспокоиться и ищет отдыха в синем или зеленом. Этот цвет обладает противомикробным действием.

Светло-желтый: склонность избегать ответственности, склонность к симуляции.

Бледно-желтый: свобода от рамок.

Коричнево-желтый (медовый): выражает чувственную приятность, потребность в счастливом и полном наслаждении положением.

Красно-желтый: источник солнечного цвета, символ оплодотворяющего начала. Выражает активность, стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание, отсутствие благоразумной сдержанности или изощренности. Он возбуждает аппетит, особенно в сочетании с пастельным зеленым. Препятствует нарастанию раздражения.

Золотой: это цвет славы, неизбежной победы. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой (ему ничего не надо). Выражает чувство лучезарного счастья. Его положительные аспекты – зрелость, опыт, мудрость, жизнеспособность, неистощимые ресурсы. Его негативные аспекты – пессимизм, ограниченность, бесчестие, может провоцировать на конфликты.

Характеристика и воздействие зеленого цвета.

Зеленый цвет происходит от слияния синего и желтого, при этом взаимодополняются качества того и другого. Отсюда появляется покой и неподвижность. Абсолютный зеленый – самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Он не пытается перерасти самого себя, а только стремится к самоутверждению. Чисто зеленый – абсолютно консервативен. Он выражает саморегуляцию и самооценку. Его положительные характеристики – стабильность, прогресс, обязательность, настойчивость, выдержка. Его негативные характеристики – эгоизм, ревность, ипохондрия (постоянное ощущение болезни). В зеленом всегда заложена жизненная возможность, он не обладает действующей во вне энергией, но содержит в себе потенциальную энергию – не покоится, а отражает внутреннее напряженное состояние. Зеленый соответствует стабильности, прочности, постоянству, настойчивости, силе воли, а что касается чувства самовосприятия – чувству собственной значимости. Зеленый как ель соответствует настоящему, стабильному чувству самооценки, самоуважению человека, который противится всем внутренним и внешним изменениям и придерживается своих убеждений. Девиз этого цвета: «Положение обязывает». Зеленый в себе скрывает все свои тайны, символизирует процветание и новые начинания, он успокаивает, уравновешивает. В негативном аспекте это цвет безмолвного одобрения и безнадежности. Зеленый может означать также и надежду, но только в том особом оттенке, который весной у молодой листвы и почек. Это цвет, на который нельзя долго смотреть – вызывает скуку, так как ничего не дает. Зеленый нейтрализует действие основных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции. Он приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться и принять решение, помогает при шоке и обладает снотворным действием. Темно-зеленый цвет положителен в нежилых комнатах, в библиотеке, то есть там, где проводят много времени. Зеленый цвет повышает тонус, устраняет спазмы кровеносных сосудов, расширяет капилляры, понижает кровяное давление. Используется при лечении сердечно-сосудистых и нервных болезней, а также при переутомлении и истерии. Может служить как болеутоляющее средство. Зеленый цвет облегчает морскую болезнь, оказывает благоприятное действие на людей, страдающих клаустрофобией, предотвращает рвоту. Он замедляет реакции, после него нет вредных последствий.

Оттенки.

Сине-зеленый (бирюзовый): самый холодный из всех оттенков. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих фабричных цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Средне светлый зеленый является цветом стерильности. Темный сине-зеленый олицетворяет жестокость, тяжесть упрямого своенравия, закоренелую гордость. Он создает ощущение изоляции. Отвергается при нервном истощении.

Желто-зеленый: означает распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с другими и с новым, но может воздействовать несколько навязчиво.

Коричнево-зеленый: выражает усидчивость, размышления, чувственную пассивность, ощущения собственного тела и чувственные восприятия, не ведет к активности.

Характеристика и воздействие фиолетового цвета.

Фиолетовый цвет образуется красным и синим, которые гасят друг друга. Красный находит свое разрешение в синем, а синий свой смысл в красном. Еще Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому цвету, на основании его связи с красным и синим, одновременно склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. При этом Вундт, видимо, имел в виду сумеречный фиолетово-синий цвет. Ученик Вундта Стефанеску-Гоанга метко охарактеризовал действие этого цвета как «завуалированное возбуждение». Фиолетовый выражает скромность, симпатию, грустную задумчивость, страдание. Между противоположными красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый: гармония противоречий. Это цвет идеализма. Фиолетовый – это цвет, который не так просто понять. Фиолетовый – самый тяжелый цвет, прочный, массивный, глубокий, отступающий, пассивный, угнетающий. Он омрачает, наводит легкую грусть, лишает воли, делает неуверенным. Его надо разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии. Фиолетовый не рекомендуется в работе с детьми. Он стимулирует паращитовидную железу, функцию селезенки, повышает мышечный тонус, снижает пульс. Показания и противопоказания в клинике те же, что и для синего цвета.

Оттенки.

Темно-фиолетовый: символизирует грубость и властность.

Лиловый (светло-фиолетовый): символизирует интуицию, оказывает мягкое неинтенсивное воздействие. Он успокаивает при тревоге, улучшает зрение (анютины глазки способствуют этому).

Сиреневый: выражает тщеславие и незрелость, выбирается в подростковом возрасте.

Всевозможные оттенки фиолетового цвета от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл – чувственное отождествление, которое часто стоит на ступени инфантильности и оценивается как «внушаемость».

Уничтожение субъективно-объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью, это – фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство – его очарование.

Характеристика и воздействие коричневого цвета.

Коричневый – это затемненный желто-красный. В коричневом остается жизненность красного, которая, однако, теряет свою активность. Коричневый цвет выражает жизненные, телесно-чувственные ощущения. Поэтому любовь, равнодушие или отрицательное отношение к коричневому цвету информирует об отношении к собственному телу. Его положительные характеристики: надежность и здравый смысл. Его отрицательные характеристики: депрессия и разочарование. Коричневый цвет олицетворяет стабильность, преданность, он весь на поверхности. При приеме на работу он оказывает положительное воздействие. Коричневый создает уют, но тянет отдыхать, поэтому его нельзя использовать в библиотеке, но хорошо использовать в суде как цвет незыблемости. Коричневый успокаивает, поддерживает во время тревоги, волнений. Выбирается при нервном истощении, отвергается, когда человек хочет найти свою индивидуальность, уйти от инстинктов тела, перестать от них зависеть.

Оттенки.

Желто-коричневый: это цвет трудолюбия и строгости.

Кремовый: оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.

Коричнево-синий: приводит к бесконечному телесному отдыху.

Характеристика и воздействие белого цвета.

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью как конечный пункт яркости, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу для возможностей и снятие препятствий. Белый вызывает собой положительные ассоциации, так как представляется малое количество цвета. Его положительные характеристики: нетронутость, полнота, самоотдача, открытость, единство, легкость, способность выявлять скрытое и ложное. Его негативные характеристики: изоляция, бесплодность, скука, чопорность, разочарование, отрешенность. Фундаментальное качество белого цвета – равенство, так как он заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру. Белый цвет является выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления. Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый – это чистая доска, разрешение проблем и новое начало. Поэтому платье невесты белое. Поэтому белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружением в нирвану. Если белого цвета много, в силу вступают его негативные характеристики. Белый цвет гасит раздражение, но утомляет. Он сужает зрачки, обостряет ощущения и усиливает боль. Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу намного мягче и нежнее. Лечение белым цветом осуществляется только в совокупности с другими цветами – в зависимости от недуга. Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность. Белый цвет воспринимается как цвет абсолютной чистоты и, считаясь символом чего-то духовного и абстрактного, визуально означает «пустоту». Вследствие этого необходимо этот цвет во что бы то ни стало «оживить». Белый цвет может быть применим только тогда, когда он в целях нейтрализации контраста расположен между двумя «агрессивными тонами» или когда при его посредстве оформляется какая-то поверхность, которая специально должна привлекать внимание. Мусорное ведро или урну для отбросов следует ставить на окрашенный в белый цвет круг или квадрат. Тогда урной будут пользоваться осторожнее, так как белая окраска психологически удерживает от загрязнения. В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска производственного помещения в белый цвет утомляет и на работающих воздействует неблагоприятно. Особенно неприятное впечатление производит сплошная белая окраска больничных помещений. Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность.

Характеристика и воздействие черного цвета.

Черный цвет является конечным пунктом темноты. Как концентрическое сгущение он отражает агрессивное упорство, конфликт, борьбу с неизбежными страданиями, безверие. Черный – это отрицание и граница, за которой прекращается «цветовая» жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничто». Ничто как абсолютный отказ, как смерть или как «нет» в боевом протесте. Черный выражает застой, защиту и вытеснение возбуждающих влияний. Черный цвет сосредотачивает, угнетает, вводит в оцепенение. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки.

Характеристика и воздействие серого цвета.

Серый цвет соединяет в себе противоположные качества черного и белого. Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. Серый – это нейтралитет, он не внешний и не внутренний, не напряжение и не расслабление. Серый – это граница. Его положительные характеристики: информированность, здравомыслие, реализм, соединение противоположностей. Его негативные характеристики: боязнь утраты, меланхолия, болезнь, печаль, депрессия. Серый цвет чувствует себя ненужным и чужим и никогда не станет первым, так как у него нет к этому внутреннего стремления. Единственная цель – стабильность и гармония (из-за истощенности и усталости). Серый цвет считается одиноким, так как живет на границе черного и белого. Серый цвет всегда стабилизирует процессы вокруг, но всегда выглядит раздвоенным, всегда чувствует себя плохо. В негативном значении цвета для него никогда нет будущего – он стар, болен, никому не нужен, ему всегда чего-то не хватает. В своем положительном значении серый цвет уверен, что лучшее – впереди, однако ничего для этого не делает. Этот цвет дает силу тому, кто слаб и уязвим. Одежда дает возможность быть свободным и хорошо успокаивает нервы. Как правило, такой цвет надевают при нервном истощении.

Оттенки.

Серебряный: он выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Его положительные характеристики: освещение, отражение, проникновение, беспристрастность, плавность, сильное желание. Его негативные характеристики: двуличность, иллюзорность, лживость, безумство. Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно струится, освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде. Обладает умением прекращать споры из-за беспристрастности и указывает на то, что человек любит фантазировать. В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом, иллюзиями по поводу происходящих событий. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности. Серебряный цвет успокаивает нервы, нормализует работу желез внутренней секреции, оказывает благоприятное влияние на работу почек.

Светло-серый: действует очень легко, выражает свободу и возвышенное психоэнергетическое состояние, готовность к контактам. Он хорошо успокаивает, умиротворяет и тело и разум. Стиль его движения – неприкаянность.

Темно-серый: воздействует спокойно полно и тяжело, возбуждение в нем заторможено и приглушено. Этот цвет выражает постоянную борьбу разума с беспричинной тревогой. Он лишен внутренней энергии – характеризуется такими выражениями, как «подрезаны крылья», «убитый, поломанный, но еще живой».

Астральный план.

Черный цвет представляет собой злобу, ненависть, мстительность и другие подобные чувства. Светло-серый – эгоизм и центрирование на себе. Темно-серый – страх и ужас. Грязно-серый – меланхолия и подавленность. Грязно-зеленый – ревность. Если же к последней примешивается сильный гнев, то на зеленом фоне появляются красные вспышки. Черно-зеленый – низкий обман. Ярко-зеленый – терпимость к мнениям и верованиям других, умение легко приспосабливаться к изменяющимся условиям, такт, вежливость, житейская мудрость. Красный оттенка пламени, смешанного с дымом, - чувственность и животные страсти. Молниеподобные красные вспышки – гнев. Гнев в случае ненависти и злобы – красные вспышки на черном фоне, на фоне ревности – на зеленом поле. Гнев из-за негодования или при защите предполагаемого права – красные вспышки без цветного фона. Малиновый – любовь, причем оттенки цвета меняются соответственно свойствам страсти. Грубая чувственная любовь – темный, грязновато-багровый цвет; соединенная же с высшими чувствами любовь – светлые, привлекательные оттенки. Возвышенное чувство – ярко-розовый цвет. Красновато-коричневый – скупость и жадность. Оранжевый выражает силу интеллекта. Если интеллект довольствуется достижениями личного характера, явлениями низшего порядка, то появляется темно-желтый цвет, если интеллект нравственно возвышен, желтый цвет ярче и светлее, а великолепный золотистый – высокие умственные достижения, широкие блестящие способности. Темно-синий – религиозные мысли и эмоции. Но цвет этот меняется в яркости соответственно степени альтруизма. Оттенки и степени яркости – от индиго до ярко-лилового цвета, выражающего самые высокие религиозные переживания. Голубой, особенно яркого и светлого оттенка – духовность. Некоторые из высших степеней духовности, свойственной людям, выражаются голубым цветом с рассыпанными на нем светящимися блестящими точками, искрящимися и сверкающими подобно звездам в ясную зимнюю ночь.

Все эти цвета образуют бесконечные комбинации и соединения и проявляются в самых различных степенях яркости и силы.

Цветовые  ауры.

Красный: означает силу, бодрость, энергию.

Темно-красный: означает вспыльчивость и является признаком неуравновешенной нервной системы. Человек, в ауре которого имеется темно-красный цвет, может внешне казаться крепким, но какой-то недуг у него есть, и это сказывается на его нервной системе. Такие люди любят доминировать над другими и действовать решительно.

Розовый (коралловый): означает цвет незрелости. Он обычно присутствует у молодых людей, а если видим в ауре взрослого человека, то означает затянувшийся инфантилизм и ребяческую сосредоточенность на собственной особе.

Наличие красного цвета всегда связано с тенденцией к нервным расстройствам, и такие люди должны приложить усилия, чтобы стать спокойными и разобраться в себе.

Оранжевый: это цвет солнца, жизненной силы. Это вообще хороший цвет, указывающий на вдумчивое, внимательное отношение к другим.

Золотисто-оранжевый: говорит о жизнеспособности и самообладании.

Оранжево-коричневый: свидетельствует об отсутствии честолюбия и беззаботности. Возможно, такой человек чем-то подавлен, но чаще всего это признак лени. Люди, имеющие в ауре оранжевый цвет, склонны к расстройству печени.

Желтый: когда он имеет золотистый оттенок, он означает крепкое здоровье и благополучие. Такие люди способны позаботиться о себе, редко волнуются и легко учатся. Они обладают живым умом, радостны, дружелюбны, готовы оказать помощь. Если желтый цвет имеет красноватый оттенок, они застенчивы. Если они рыжеголовы, то, скорее всего, имеют комплекс неполноценности. Такие люди зачастую нерешительны и слабовольны, склонны идти на поводу у других.

Синий: цвет духовности, символ созерцания, молитвы небес. Хороши все оттенки синего, но чем насыщеннее, тем лучше.

Бледно-голубой: означает небольшую степень качества при стремлении к совершенствованию. Человек не очень одарен, но он старается. У него будет часто болеть голова и сердце, но он будет продолжать идти в нужном направлении.

Светло-синий (аквамарин): принадлежит человеку более устремленному и более совершенному, чем человек с бледно-голубым тоном, хотя по степени одаренности они могут и не отличаться.

Темно-синий: говорит о том, что человек нашел свое призвание и отдался ему. Такие люди весьма необычны, с частыми перепадами настроения. На них возложена миссия, и они неуклонно выполняют ее. По большей части – это духовно устремленные люди, посвятившие себя бескорыстному служению в науке, искусстве или общественной деятельности.

Лиловый (индиго) и фиолетовый: обозначают всевозможные искания и свойственны людям, которые ищут свое призвание или веру. Как только эти люди найдут дело жизни в утверждениях и убеждениях, эти цвета переходят снова в синий цвет.

Пурпурный: бывает у людей властных, так как имеется некоторая инфильтрация розового.

Люди, имеющие лиловый, фиолетовый и пурпурный цвета в ауре, подвержены заболеваниям сердца и желудка.

Белый: самый совершенный цвет, и к нему мы все стремимся.

Магическая символика цветов.

Основных цветов шесть:

Белый – материнский цвет.

Отцовские цвета: красный, зеленый, желтый, голубой.

Черный – бесовский цвет.

Сочетание белого (материнского) цвета с отцовскими дает сыновние цвета, и у каждого цвета получается 64 оттенка.

1.Белый цвет в официальной символике означает чистоту веры, честность взаимоотношений, бескорыстие. В бытовой символике – чистоту и доброту души, чистосердечность и благородство, красоту и милосердие, заботливость и безграничное счастье.

2.Красный цвет в официальной символике – цвет крови, власти, красоты, богатства, величия и победы. В бытовой символике означает радость, веселье, символ огня, мужество, величие победы, честность, любовь.

3.Голубой цвет в официальной символике – вечная память, доброта. В бытовой символике – цвет вечного, верность, постоянство и спокойствие.

4.Зеленый цвет в официальной символике – долголетие и здоровье. В бытовой – процветание и благополучие, долголетие и вечная молодость.

5.Желтый цвет в официальной символике – власть, сила и могущество знатного рода. В бытовой символике – сокровища, богатство, добыча, гордость, власть, бессмертие и любовь, выдерживающая все испытания.

6.Черный – зло, мрак, коварство, несчастье, нечисть – всегда.

  Восприятие цвета человеком.

В процессе познания природы человек открывал для себя всё новые и новые принципы организации мира – ритм, симметрию, пропорции, контраст и др. Этими принципами он руководствовался – сначала бессознательно, потом осознанно, - преобразуя окружающий мир, создавая искусственную среду обитания. Природные и созданные человеком объекты действительности породили в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определёнными эмоциями. Эти символические ассоциативные значения геометрических фигур, линий учитываются во всех видах деятельности, связанных с созданием визуальных форм. Вертикаль при отсутствии членений воспринимается как нечто несоизмеримое, бесконечное, лёгкое, устремлённое ввысь. Если она имеет утолщения в нижней части или стоит на горизонтальном основании – как нечто более устойчивое. Горизонталь ассоциируется с надёжностью, стабильностью, движением, развитием. Диагональ символизирует динамику. Соответственно композиция, построенная на чётких горизонталях и вертикалях, тяготеет к устойчивости, статичности, торжественности, а композиция, базирующаяся на диагоналях, - к движению, изменчивости, нестабильности. Горизонтальная композиция будет выглядеть более основательной, тяжеловесной, чем вертикальная. Справедливость этого утверждения в большой степени зависит и от соотношения сторон прямоугольников, и от размещения материала внутри них.

     Русский художник В.В. Кандинский, работавший в своё время во ВХУТЕМАСе, приписывал геометрическим фигурам определённые цвета и даже различия в тепловом восприятии.

  • Горизонталь ему виделась чёрной и тёплой;
  • вертикаль – белой, холодной;
  • диагональ – красной, серой, зелёной;
  • прямой угол – красным;
  • острый – жёлтым;
  • тупой – голубым.

     В живописи давно является общепризнанным, что цвет обладает наибольшей степенью эмоционального воздействия. Впервые попытку систематизировать значения отдельных цветов предпринял И.-В. Гёте. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу.» Так, жёлтый цвет производит безусловно тёплое впечатление и создаёт благодушное настроение. Синий он считал цветом тени – холодным и тёмным. Поэтому синие объекты кажутся более удалёнными. Красному приписывается серьёзность и достоинство, но также грация и прелесть. При этом Гёте имел в виду только чистые цвета и практически не учитывал ни особенностей воспринимающего их человека, ни контекста восприятия.

     В.В. Кандинский предложил более сложный взгляд на данную проблему. Он отмечал двоякое воздействие цвета на человека. В первую очередь, это физическое воздействие, при котором глаз очарован красотой цвета или же, наоборот, испытывает сильнейшее раздражение. Это впечатление поверхностно и быстро забывается, если речь идёт о привычных предметах. «Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.» Причём этот процесс во многом обусловлен степенью развития самого человека. Но и при низкой душевной восприимчивости, цвет воспринимается неоднозначно. Так, светлые краски больше притягивают глаз, чем тёмные. Ещё более притягательной способностью обладают светлые и тёплые тона. Окрашенные таким образом объекты кажутся ближе. В то же время светлый, но чрезмерно ядовитый цвет вызывает беспокойство, и глаз ищет отдохновения в холодном синем или зелёном.

     Физическое воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Так, М. Деребире приводит следующее описание воздействия цвета на психику, данное доктором Подольским.

     Зелёный цвет – болеутоляющий, гипнотический. Он влияет на нервную систему, снимая раздражительность. Бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус.

     Голубой цвет – антисептический. Он эффективен при воспалениях и нагноениях. Чувствительному человеку голубой помогает больше, чем зелёный, но от его «передозировки» возникают некоторая усталость и угнетённость.

    Оранжевый цвет стимулирует чувства и ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет сильное стимулирующее действие, создаёт чувство благополучия и веселья, но может утомить.

     Жёлтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг и поэтому эффективен при умственной недостаточности.

     Красный цвет обладает теплотой. Он стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, но в то же время легко оказывает раздражающее воздействие.

     Фиолетовый цвет увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды.

     Однако В.В. Кандинский отметил, что при более высоком развитии это элементарное воздействие переходит в более глубокое впечатление. Тогда можно говорить о втором виде воздействия цвета на человека.

     Психическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию. Необходимо отметить связь между ассоциативными переживаниями, вызываемыми определённым цветом, и его значением в природе: «Например, красный цвет может вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Тёплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в таком случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу».

     Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

  1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:
  • Красный – волевой, жизнеутверждающий;
  • Оранжевый – тёплый, уютный;
  • Жёлтый – контактирующий, лучезарный.
  1. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
  • Фиолетовый – углублённый, тяжёлый;
  • Синий – подчёркивающий дистанцию;
  • Светло-синий – уводит в пространство, направляющий;
  • Сине-зелёный – подчёркивает движение, изменчивость.
  1. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
  • Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
  • Лиловый – замкнутый, изолированный;
  • Пастельно-зелёный – ласковый, мягкий;
  • Серовато-голубоватый – сдержанный.
  1. Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
  • Чисто-зеленый – требовательный, освежающий;
  • Оливковый – успокаивающий, смягчающий;
  • Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;
  • Пурпурный – изысканный, претенциозный.
  1. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный).
  2. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:
  • Охра – смягчает рост раздражения;
  • Коричневый, землистый – стабилизирующий;
  • Темно-коричневый – смягчающий возбудимость.
  1. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:
  • Темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

     Следовательно, и физическое, и психическое воздействие цвета во многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека. Индивидуальность восприятия цветовых композиций позднее была обоснована в работах немецкого психолога М.Люшера, который доказал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету.

     Выбор цвета в рекламном обращении, а тем более в фирменных константах не может зависеть от вкуса дизайнера. С одной стороны, это одно из простейших средств привлечения непроизвольного внимания реципиента, с другой, сильнейший раздражитель, способный затруднить восприятие. И дизайнеру необходимо найти оптимальное решение этого противоречия. И тогда оно может быть самым неожиданным. Так, например, на изобилующих цветом полосах рекламного еженедельника скорее привлечет непроизвольное внимание читателя и будет легко воспринята черно-белая реклама, в которой цвет как таковой отсутствует. С этой точки зрения логично отказаться от использования цвета, в том числе и цветных иллюстраций, в изданиях с низким уровнем полиграфии. Качество бумаги, неточность совмещения могут значительно изменить цвет, возможно, придав обращению нежелательный подтекст.

     Таким образом, кроме самостоятельного значения цвета, в рекламе на его выбор влияют следующие факторы:

  • Создаваемый образ;
  • Психологические характеристики аудитории, которые зависят от ее социально-демографического состава;
  • Характер объекта рекламы;
  • Средства рекламирования и технология передачи цвета.

     Воздействие цвета в рекламном обращении будет также зависеть от следующих обстоятельств контекста:

  • Общего цветового фона и непосредственно контактирующих цветов;
  • Освещенности воспринимаемого обращения;
  • Его места расположения относительно воспринимающих систем человека.

     Особенности психофизиологии восприятия определяют различную значимость зон чистого листа. В искусствоведении продолжаются споры о том, можно ли сводить сложный процесс восприятия картины к привычному восприятию текста: слева направо и сверху вниз. Одни считают, что это именно так, и доказывают свою точку зрения, анализируя зеркальное отражение картин известных художников, проводя эксперименты по восприятию фигур, расположенных в различных частях белого листа. Действительно, изображая последовательно происходящие события, художник расположит элементы композиции по горизонтали слева направо. Классический пример подобного решения – расположение «кадров» в комиксе. Одно и то же дерево, изображенное на двух листах, будет восприниматься по-разному. На одном – ближе, на другом – дальше от зрителя только потому, что в первом случае оно изображено у левого края, а во втором – у правого края листа, и для его «увидения» глазу необходимо пройти некоторое расстояние, затратить определенные усилия. Таким же образом был доказал условный приоритет верхней части листа над нижней. Противники этой точки зрения считают, что движение глаз зрителя картины подчинены задаче ее рассматривания, а не привычкам чтения вербального текста. Опыты А.Ярбуса доказали, что глаз находится в постоянном движении, общее направление которого диктуется построением сюжета картины Что же касается неоднородности белого листа, то сторонники этой точки зрения признают «тяжелый низ и легкий верх» только как предрасположение восприятия, или рефлекс на положение в раме картины.

Литература.

  1. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд. «Вече: Персей», 1996. – 394 стр.
  2. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест», 2000. – 448стр. (Серия «Библиотека практической психологии»).
  3. Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера. Сост. Дубровская О.Ф. Изд. 4-е испр. – М.: Изд. «Когито-Центр», 2001. – 63 стр.
  4. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998. – 94 стр.
  5. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд. «ЭКСМО-Пресс», 1998. – 156 стр.
  6. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет–пространство.– М.: Изд. «Питер», 1995. – 76 стр.
  7. Лидбитер Ч. Астральный план.– М.: Изд. «АСТ-Пресс», 1997.– 72 стр.
  8. Кейс Э. Ауры. – М. Изд. «Вита-Пресс», 1994. – 215 стр.
  9. Кандинский В.В. О духовном искусстве.С.46-49
  10. Гёте И.-В. Учение о цветах. С.240
  11. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. С. 46-4
  12. Волков Н.Н. Композиция живописи. С.53
  13. Деребире М. Цвет в деятельности человека. С.76-77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Волк и семеро козлят. (по мотивам одноименной сказки).

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.Волк и семеро козлят.(по мотивам одноименной сказки).Цель:Закрепить знания о необходимос...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека» выполнена в условиях реализации ФГОС

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать прич...

Статья "Человек как объект киберсоциализации: влияние киберпространства на жизнедеятельность "

Автор: Губанова Ирина МахсутовнаКлючевые слова: киберсоциализация, киберпространство, жизнедеятельность человека, Интернет, информационные технологии, социализация, коммуникация. Современные люди...

"Влияние вредных привычек на качество жизнедеятельности человека" (консультация)

                   Аннотация: Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление табака, алкоголя, наркотических средств вход...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА"

Консультация для родителей "Влияние цвета на физическое и психическое состояние человека" С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогране...

Доклад «Влияние настроения на здоровье человека»

Семинар «Сохранение здоровья педагога»...

Доклад: "Цветотерапия: влияние цвета на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста."

О влияниецвета на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста...