" Трудовая деятельность и игра в дошкольном возрасте."
консультация (подготовительная группа) на тему

Гайдай Елена Николаевна

Применение игры в процессе ознакомления дошкольников с трудовой деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

                        Консультация для педагогов ДОУ

              Трудовая деятельность и игра в дошкольном возрасте.

     Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых.

Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой.

Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности.

В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых.

В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата.

Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы чисто было, порядок надо навести»), его общественно полезную направленность.

Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа.

На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется.

С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру.

С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры.

Например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений.

Кроме того, ситуация игры наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца.

Такая ситуация эффективна для формирования положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам, например уборке снега с веранды.

Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых.

С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

По данным исследования, проведенного А. Н. Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия.

Мальчики знают больше наименований профессий , связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), и, конечно, военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности.

Девочки больше , чем мальчики, знают о профессиях воспитателя, учителя, врача, медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца.

Самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых .Его общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы.

Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»).

Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии, что образно сформулировал С. Михалков в стихотворении «А что у вас?»: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Положительное отношение к труду, которое лежит в основе трудолюбия возникает, если родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность.

Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен уметь трудиться, то есть владеть техническими умениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важность для других людей.

Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш усвоил правила, помогающие ему организовать собственную работу.

Трудолюбие, формируемое у дошкольника, — важнейшее личностное качество Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться.

Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда.

Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь.

Дети сочувственно относятся к огорчениям товарищей, замечают, когда требуется помощь, и оказывают ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель.Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и умение ухаживать за растениями. Формировать умение детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать ст...

Конспект трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель.Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и умение ухаживать за растениями. Формировать умение детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать ст...

Конспект трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель.Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и умение ухаживать за растениями. Формировать умение детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать ст...

Проект на тему «Проектирование РППС в игровой, двигательной и трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста».

Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда соответствовала современным требованиям и была содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, дос...

Конспект совместной трудовой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Игрушки любят чистоту»

Развитие у детей младшего возраста интереса к трудовой деятельности, желание помогать....

Значимость стенда стимулирования трудовой деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

ull;Свое выступление хочу начать словами Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества».Известно, что в детском саду детям мы не ст...

Трудовая деятельность в развитии ребёнка дошкольного возраста

В данной статье отражены основные этапы развития интереса дошкольника к труду и роль взрослого (родителя или воспитателя) в этом процессе....