«Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ в условиях современного ДОУ»
проект на тему

Кузнецова Наталья Викторовна

         На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией дошкольного образования, пристальное внимание   уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья. Одним из звеньев этой системы выступает психопросветительская деятельность в родительской среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного ДОУ.

 

Н.В. Кузнецова

г. Прокопьевск, Кемеровская область

         На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией дошкольного образования, пристальное внимание   уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ). Это подчеркивается   в Федеральном Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда, образование лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

          Необходимо подчеркнуть, что важным является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, но и  на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент не заменим и уникален.    Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья. Одним из звеньев этой системы выступает психопросветительская деятельность в родительской среде.

         Необходимость организации работы в данном направлении в конкретном ДОУ, которое посещают дети с нарушением зрения, определилась результатами мониторинга и наблюдений: на сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены. Происходит это в семьях, имеющих детей с ОВЗ по нескольким причинам, к числу основных относится нехватка психолого- медико-педагогических знаний у родителей.  

         Для решения этой задачи в ДОУ педагогом-психологом был реализован проект «Мы вместе», который направлен на психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих ребенка с ОВЗ, повышение образовательного уровня родительской общественности в области психологии и оптимизацию отношений партнерства и сотрудничества между родителями и детским садом.

Поставленные цели достигались  через решение следующих задач:

  1. Обеспечить родителей, воспитывающих детей с патологией зрения необходимыми знаниями  в области психологии, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  2. Разработать и провести  мероприятия, с целью оптимизации отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ДОУ.
  3. Привлечь родителей к работе творческой мастерской по изготовлению  игр и дидактических пособий, направленных на развитие психических процессов и  компенсаторных функций  у детей со зрительной патологией.

Вид проекта – долгосрочный, тип проекта - информационно – практико-ориентированный.

Результативность  работы по реализации проекта  педагог – психолог видел:

- в получении   знаний  родителями  по вопросу особенностей психического развития ребенка со зрительной патологией и проявление у них осознанного отношения к воспитательной деятельности.

-  в повышении   мотивации к развитию творческого потенциала всех субъектов  педагогического процесса;

-  в формировании  активной жизненной позиции родителей, имеющих  детей с ОВЗ и активизации роли семьи в жизни детского сада.

         Партнерами проекта выступили:

  • администрация,  которая  осуществляла разработку  локальных актов МБДОУ, создавала  условия для реализации мероприятий   по проекту, заключала договоры с медицинскими учреждениями города, создавала  условия для творческой  работы педагогов;  
  • педагоги   осуществляли  образовательную и посредническую помощь, выполняли  комплекс мер, направленных на оптимизацию отношений партнерства и сотрудничества между ДОУ и семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ;
  • дети  участвовали  в интервьюировании, выставках, акциях, совместных мероприятиях и праздниках;
  • врач – офтальмолог и врач – невролог консультировали  по заявленной проблеме, давали  необходимые рекомендации, участвовали в запланированных мероприятиях.

         Проект реализовывался в 3 этапа:

  1. Подготовительный этап позволил  педагогу-психологу  выявить уровень заинтересованности родителей и педагогов в реализации проекта «Мы вместе»; определить приоритеты родительской общественности в повышении психологической грамотности; проанализировать  возможность участия целевых групп  в реализации проекта и создать банк научно-популярной, специализированной и справочной литературы, видеоматериалы, мультимедийные презентации. Кроме того, на этом этапе разрабатывался  перспективный план работы по реализации  проекта.
  2. Практический этап  самый длительный. Педагог-психолог  провела комплекс мероприятий, направленных на повышения образовательного уровня в области психологии родителей, имеющих ребенка с ОВЗ  и оптимизацию  отношений партнерства и сотрудничества между родителями и детским садом.
  3. В рамках заключительного этапа  педагог-психолог осуществила мониторинг уровня удовлетворенности родителей работой ДОУ, выпустила  картотеку информационных листов, видеофильмы по представленным  темам, и оформила лифлет-холдеры; в  итоге реализации проекта,  с родителями  была проведена  деловая игра с элементами тренинга «Я все сумею, я все смогу!».   Проект «Мы вместе» был презентован   на  городском методическом объединении для педагогов-психологов, личном мини-сайте и в других СМИ.

         Проект реализовывался  через  следующие формы:  круглый стол,  мастер-класс,  лекция-беседа,   семинар-практикум с элементами тренинга, видеофильм, интервьюирование,  деловая игра,  тематическая выставка, акция, мультимедийная презентация, оформление лифлет-холдеров,  индивидуальная и групповая консультация, творческая мастерская, аукцион секретов воспитания, родительская гостиная, творческое фантазирование,  домашнее задание  и т.д.  

         Результатом реализации проекта  стало повышение  образовательного уровня родителей в области психологии, овладение ими определенных умений и навыков по изготовлению игр и дидактических пособий для развития компенсаторных функций у детей со зрительной патологией и использование их в домашних условиях, увеличение процента родителей, посещающих мероприятия, проводимых в ДОУ.

         После завершения работы над проектом открылась  возможность его дальнейшего развития. Проект определил  те области деятельности педагога-психолога, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

         Дальнейшая работа в данном направлении позволила организовать новые маршруты взаимодействия с родителями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить  компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Следовательно, решить одну из основных задач,  поставленных в  Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии

Рождение ребёнка – одно из главных событий в каждой семье. В детях мы видим свое продолжение, связываем с ними свои надежды и чаяния, свои желания и несбыточные мечты. Трудности психического и м...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Проект Формула "Секрет успеха: психолого-педагогическая поддержка ДОУ+семья=успешный ребенок с ОВЗ"

Основной идеей деятельности проекта  Формула   "Секрет успеха": психолого-педагогическая поддержка ДОУ + семья = успешный ребенок с ОВЗ»  является развитие ребенка,...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями зрения.

Статья о целях и задачах психолого-педагогического сопровождения семей, о проблемах, возникающих в семьях, имеющих детей с нарушениями зрения. о формах психолого-педагогического сопровождения семей....

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...