Викторина с родителями на тему "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
методическая разработка на тему

Алифиренко Регина Артуровна

Викторина с родителями детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина с родителями (средней группы)

на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель: Помочь родителям осмыслить ,что приобщение детей к семейно- бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье- это семья! Народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности. И дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Задачи: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Расширять и углублять представления о жизнедеятельности людей на Руси. Помочь родителям осмысленно знакомить детей с устным народным творчеством (через русские народные сказки, потешки, прибаутки, песенки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, произведения декоративно-прикладного искусства). Через быт русского народа прививать любовь к истории и культуре нашей Родины. Воспитывать уважительное отношение к традициям русской культуры. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства и развивать духовность.

Ход.

Родители заранее делятся на две команды

Ведущая встречает гостей в русском народном сарафане.

Здравствуйте, гости дорогие!

Хорошему гостю хозяин рад!

Много гостей, много и новостей!

Время наше сложное – время социальных перемен. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на телевизионные экраны, компьютеры, телефы, планшеты. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.

Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории

Я, сегодня вас пригласила, чтобы наглядно показать, как можно познакомить детей с русской народной культурой и сделаем это через игру – викторину.

Тема нашей викторины посвящена быту русских людей на Руси.

Вас разделили на две команды. Так как берёза и ромашка являются символами России, то первая команда будут - Берёзки, а вторая команда – Ромашки. Берёзка - это символ духа Российского, а Ромашка – символ семьи.

Вы должны выслушать вопрос и чья команда первая позвонит в колокольчик, та и отвечает.

За каждый правильный ответ, команда получит берёзовый листочек или ромашку. А в конце игры наше подсчитаем баллы и объявим победителей.

И так начнём:

Вопрос 1.

Отгадайте загадку:

«В избе – изба; На трубе- труба

Зашумело в избе; зашумело в трубе;

Видит пламя народ; а тушить не идет»

Ответ: Печка

Ведущая. И действительно, войдя в избу, сразу обращали внимание на печь, она занимала почти пол – избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а её образ стал традиционным для русских народных сказок.

Вопрос 2.

В каких русских народных сказках можно встретить печь?

Ответ. «По щучьему велению», «Гуси – лебеди, «Привередница», «Мороз Иванович».

(правильный ответ, команде присуждается листик или ромашка)

Ведущая. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

«Когда в печи жарко - тогда и варко»

Вопрос 3.

Какими дровами топили печь? Обоснуйте свой ответ.

(за правильный ответ команде присуждается листик или ромашка).

Ответ. Топили печь, как правило, берёзой, дыма меньше и тепло дольше держится. А ольхой протапливали, чтобы прочистить дымоход. Сосну и ель использовали редко, они очень быстро прогорают. Если кто – то топил печь чем попало, говорили: «Подле леса живёт, а печку соломой топит».

Ведущая. А вы знаете, печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. На печке грели свои косточки старики и старухи – говорят, помогало. Самое главное, в ней можно было даже мыться.

А сейчас отдохните немного и послушайте, ребята приготовили музыкальный номер.

Дети играют на музыкальных инструментах.

Вопрос 4.

А сейчас рублика «Говорят дети»

Ведущая. Открываем наше волшебное окно. дети по телевизору по очереди загадывают загадки)

  • Кто в избе рогат? (ухват).
  • Всех в объятья принимает и баюкает, качает. (люлька)
  • Кривая собачка в печку глядит? (кочерга)
  • Маленький Ерофейка подпоясан коротенько. По полу скок – скок и сел в уголок. (веник).
  • Насыпать можно, а донести нельзя. (сито)
  • Согнут калачом, укусить нельзя, и пройти нельзя (замок)
  • Ни свет, ни заря, пошел согнувшись со двора. (коромысло)
  • Стоит на крыше Арина рот разиня. (труба).

(за правильные ответы командам присуждаются листики или ромашки ).

Ведущая. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскоблены; на кроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска.

Вопрос 5.

Как назывался правый от печки угол, где командовала хозяйка?

(за правильный ответ команда получает листик или ромашку)

Ответ: бабий кут, то есть отгороженное место (слова закуток)

Ведущая. Правый от печки угол назывался бабий кут, или середа, здесь хозяйка готовила пищу, здесь же стояла прялка.

Вопрос 6.        

В другом, левом углу от печки помещались стол, скамья, висели иконы. Это было место для гостей. Как назывался этот угол?

(за правильный ответ команда получает листик или ромашку )

Ответ. Красный, значит красивый.

Ведущая. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

Вопрос 7.

Назовите пословицы о гостеприимстве.

Ответы. Что есть в печи – на стол мечи.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Музыкальная пауза (номер с ложками).

Ведущая. Почти всю обстановку в избе делали своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели туеса, корзины и лапти. Всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Все хозяйские постройки крестьянского двора (амбар, хлев, курятник) располагались поблизости от избы. Недаром пословица молвится:

«Дом вести – не бородой трясти»

«Без хозяйки - изба плачет, без хозяина – двор».

Вопрос 8.

Все знают сказку о колобке - «По амбару метён, по сусекам скребён». Что же это за сусеки?

(за правильный ответ команда получает листик или ромашку).

Ответ. Это сделанный из толстых досок короб. Он внутри разделён на отсеки (сусеки). Сусек больше служит накопителем зерна. Из него оно постепенно осыпается в разные сусеки. Вот когда всё зерно уже выбрано, то приходится мести амбар и скрести сусеки.

Ведущая. Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье. Теперь мы посмотрим, знаете ли вы такие пословицы.

Вопрос 9.

Продолжи пословицу….

(через экран телевизора)

Баснями амбар ……………………….( не наполнишь )

НЕ тот хлеб, что в поле…………(а тот, что в амбаре ).

Хвались урожаем………………………(когда рожь в сусек засыпаешь )

Кто веет и сеет,………………( тот не обеднеет ).

Что в поле родиться,………………….( всё в доме пригодится)

Вопрос 10.

Любили, и поиграть с детьми. Какие русские народные игры вы знаете? Поиграйте в любую игру так, как вы поиграли бы с детьми

Кошки-мышки

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. 
Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». 
Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. 
Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота». 
Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. 
Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

«Делай, как я!» 
Игра предназначена для малышей, в нее лучше играть на улице, где много места. 
Дети выбирают ведущего. Его задача состоит в том, чтобы придумать и выполнить такие действия, которые было бы трудно повторить остальным играющим, например, перепрыгнуть через что-то, попрыгать 50 раз на одной ноге и т. д. 
Кто не сумел повторить за ведущим – выбывает из игры. 
Можно также ввести правило, что дети водят по очереди, тогда из игры никто не выбывает, все играют просто ради веселья

Ведущая. Издавна ведется: веселье и труд- рядом живут! Ну и какая же русская душа не любит праздника.

Вопрос 11.

Какие народные праздники вы знаете?

(за ответы команды получают листик или ромашку)

Ответ. Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Васильковый день(праздник полевых цветов), Троица, Духов день, Петров день(сенокос), Осенины ( осенины встречаем –именины отмечаем).

Ведущая. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки, хитрые загадки, печальные обрядовые песни, торжественные былины- это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все ,что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И хотелось бы, чтобы мы смогли с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Ну а сейчас подведем итоги нашей викторины (объявляется победитель)

Ведущая. Спасибо родителям, принявшим участие в нашей викторине.

(раздать грамоты родителям)

Спасибо и гостям за внимание. Давайте проводим наших гостей громкими аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»

Цель мастер – класса: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи: обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи, украшать праздничный стол. Вызвать интерес к самостоятельной творческой деятел...

" Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры".

Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры...

Мастер класс для родителей «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»

Мастер класс для родителей «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»...

Викторина с родителями -Приобщение детей к истокам русской народной культурею

Помочь родителям осмыслить ,что приобщение детей к семейно- бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье должно начинаться в семье. Главны...

Игра – викторина по приобщению детей к истокам русской народной культуры по русским народным сказкам в старшей группе

ЭНГЕЛЬССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №18»ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ...

Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями ку...