НОД в группе среднего возраста "Зоопарк, созданный кистью художника"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Калмыкова Юлия Владимировна

На примере книг, иллюстри­рованных Е. И. Чарушиным, познакомить детей с искусством графики, обратить внимание на макет книги, продуманность оформления, иллюстрации. Вызвать у детей эмоционально-эстетический отклик на изображение животных, интерес к повадкам к позам нарисованных персонажей, расспросить их об опыте ухаживания за животными. Развивать художественное восприя­тие, умение последовательно рассматривать изображение, выделять некоторые средства выразительности (композицию, цвето­вое решение, передачу фактуры, форму). Обогащать сенсорный опыт детей; развивать познавательные процессы, поощрять вы­сказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zoopark_sozdannyy_kistyu_hudozhnika.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация «Зоопарк, созданный кистью художника»

Программное содержание. На примере книг, иллюстрированных Е. И. Чарушиным, познакомить детей с искусством графики, обратить внимание на макет книги, продуманность оформления, иллюстрации. Вызвать у детей эмоционально-эстетический отклик на изображение животных, интерес к повадкам к позам нарисованных персонажей, расспросить их об опыте ухаживания за животными. Развивать художественное восприятие, умение последовательно рассматривать изображение, выделять некоторые средства выразительности (композицию, цветовое решение, передачу фактуры, форму). Обогащать сенсорный опыт детей; развивать познавательные процессы, поощрять высказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций.

Активизировать использование слов: животные, звери, птицы, а также слов, раскрывающих характер и настроение персонажей, особенности их поведения, внешнего вида (оперение, мех, пушистый, гладкий, шершавый, твердый и т. д.), характеризующих эстетические проявления (яркий, нарядный, красивый).

  1. Ориентировочный визуальный ряд определяется педагогом самостоятельно, исходя из имеющегося в ЛОУ фонда детских книг. Например, книги, иллюстрированные Е.И.Чарушиным:
  2. Маршак С. Я. Летки в клетке / С. Я. Маршак; Худож. Е.И.Чарушин. – М: Художник РСФСР. 1984. – 23 с: ил.
  3. Чарушин Г. И. Тюпа и Томка / Е. И. Чарушин: Рис. автора. - СПб.: Амфора. 2010. - 48 с: ил.
  4. Чарушин Е. И. Медвежата / Е. И. Чарушин; Рис. автора. – Л.: Детская литература, 1975.- 16 с: пл.
  5. Герц Б. Уть-уть/ Б. Герц; Худож. Е.И.Чарушин. - Л.: Художник РСФСР, 1982. - 23 с: ил.
  6. Введенский А. Щенок и котенок А. Введенский; Худож. Е.И. Чарушин. - Л.: Художник РСФСР. 1976. - 20 с: ил.

Примерный ход образовательной ситуации

Вводная часть. Детям предлагается назвать своих любимых животных и клички домашних питомцев. Предварительно можно оформить выставку (либо из заранее принесенных фотографии детей с животными, либо из игрушек зверей и птиц). Далее педагог подводит детей к тому, что домашние любимцы приносят нам радость, с ними весело играть. но надо не забывать заботиться о них. Предлагает детям описать своих питомцев ( цвет окраски, забавные привычки, игры), подумать о том, можно ли назвать их красивыми, хотят ли дети нарисовать их. Задает провокационный вопрос о том, любят ли читать, книжки домашние животные?

Развитие образовательной ситуации. Воспитатель предлагает отправиться в мастерскую художника, создающего иллюстрации для книг, и узнать, каких животных рисовали художники, какие интересные образы создавали. Приглашая детей в мастерскую, можно использовать приемы внесения книг, торжественного открывания книги и т. д. «Попав» в мастерскую, дети «знакомятся» с художником (следует несколькими выразительными предложениями «представить» мастера: Евгений Иванович Чарушин очень любил природу, умел подмечать забавные мелочи поведения, повадок, характера маленьких забияк - волчат, тенят, медвежат, котят. Когда он был маленьким (таким, как сами ребята), часто наблюдал за животными, которые жили у него дома, играл с ними, лечил. А когда вырос, часто рассказывал своему сыну Никите (который, как и отец, стал художником) о них и даже сам писал рассказы. Евгений Иванович создал иллюстрации более чем к 50 книгам (целая полка), в которых рассказываются грустные и веселые, удивительные и поучительные истории из жизни зверей и птиц. Хотите увидеть эти книги?).

Далее детям предлагается оглядеться в уголке книги, высказаться, какие книги им знакомы, полистать их, назвать понравившихся персонажей. Затем удобнее расположиться и познакомиться с питомцами, созданными кистью Е. И. Чарушина.

При рассматривании иллюстраций к книгам «Детки в клетке», «Вот они какие» детям предлагается назвать зверей, подумать, почему изображены именно звери-малыши, пофантазировать об их характерах и повадках (любят ли играть, бегать и резвиться или сони, тихони), обратить внимание, с какой любовью художник изобразил животных, подметил настроение неуклюжесть позы - силуэта, педагог обводит ладонью силуэт животного, предлагает детям повторить движение в воздухе, сопровождая выразительными комментариями: спинка выгнута колесом, хвостик поджат от испуга, ушки па макушке торчком, хитрющие глаза-бусинки.

Затем можно предложить детям обратить внимание на умение художника передавать фактуру (демонстрируется 2-3 изображения). Педагог предлагает детям вспомнить, что они чувствуют, когда глядят кошку (пушистая или гладкая), просит закрыть глаза и щекочет ладони детей пером, гладит мехом, дотрагивается скользкой бумагой. Далее задает вопрос о том, можно ли изобразить такие разные ощущения? Предлагает определить, кто из представленных зверей самый пушистый (кошка, собака, медвежонок), всмотреться, как художнику удалось передать меховою шубу медведя, гладкую шерстку кошечки и т. д. Уточняет, что художник-использует особый прием: работает щетинной кистью (демонстрирует на листе бумаги). Предлагает детям еще раз рассмотреть иллюстрации и для каждого животного подобрать интересные слова - описания.

Далее можно обратить внимание детей на то, как художник заполняет пространство листа - животные изображены крупно в центре листа, словно позируют и хотят показаться во всей красе; художник использует 2-3 детали (веточка, травинка), чтобы подсказать, что звери и птицы находятся на полянке или в лесу.

Обобщение опыта, итог ситуации. В заключение следует обратить внимание детей па то, чти художник продумывал не только изображаемые им образы, но и оформление книги, чтобы она была красивой, веселой, чтобы всем ребятам было интересно и радостно ее читать и рассматривать. Затем можно предложить детям превратиться в помощников Е. И. Чарушина и нарисовать, своего питомца.

Методические рекомендации. В дальнейшем и течение 1-2 недель следует организовать чтение книг о животных, иллюстрированных Е. И. Чарушиным, выставку книг, составление описаний животных и придумывание загадок о них, изобразительную деятельность: рисование с использованием силуэтов, сходных с персонажами иллюстратора, - «Поможем закончить книгу», «Веселый зоопарк»; коллаж «Пушистые и мохнатые» с использованием фактурной бумаги, меха, лоскутов; рисование нитью на бархатной бумаге; рисование щетинной кистью, смятой бумагой «Пушистые веселые котята», «Мама Курочка и цыплята-пушистики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в средней группе Беседа «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Александры Николаевны Якобсон»

Якобсон Александра Николаевна занималась иллюстрациями к детским книжкам, и надо сказать, что они невероятно честно нарисованы, любой, самый маленький ребенок быстро и с удовольствием узнает: это кошк...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему «Письмо от художника».

Конспект занятия по рисованию в средней группе "Письмо от художника"....

Рисование "Пушистый котёнок " в средней группе ( тычок жесткой полусухой кистью,краски)

Кто в детстве не мечтает о забавном милом котёнке ? С его появлением жизнь меняется , становится интересной и веселой.Задачи:~ развивать способность передавать особенности изображаемого предмета;~ сов...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Осень Петербурга в картинах художников из Русского музея и Эрмитажа, в картинах современных петербуржских художников» с использованием интерактивной доски.

Музыкальный руководитель Долгова А. Н.ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-ПетербургаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие&r...

План-конспект развивающего занятия по конструированию с элементами художественно-прикладного творчества в средней группе.Тема: «Юные строители и художники»

План-конспект развивающего занятия по конструированию с элементами художественно-прикладого творчества....

Картотека ссылок - «История одного шедевра» ( истории создания картин художниками )

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФОП ДО)21.5.1. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:1) приобщение к ис...