Мини-Проект «История возникновения письменности»
проект (подготовительная группа) по теме

Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности».

 

Участники проекта: воспитатели, дети 6 лет, родители.

Вид проекта: Информационно - познавательный, групповой, творческий, краткосрочный.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt._pismennostdoc.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon igra_zashifrovannoe_pismo.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «История возникновения письменности»

Паспорт проекта.

Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности».

Участники проекта: воспитатели, дети 6 лет, родители.

Вид проекта: Информационно - познавательный, групповой, творческий, краткосрочный.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Цель:Создание условий для познавательного развития дошкольников, для развития речи и своих творческих способностей в процессе разработки и реализации детско-родительскогопроекта «История возникновения письменности».

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с этапами возникновения письменности.

Развивающие: 1. Развивать связную речь и коммуникативные способности.

2. Развивать мелкую моторику рук, пространственные представления.

3. Развивать внимание, мышление, память, воображение, креативность.

Воспитательные: 1. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории, уважение к историческим личностям.

2. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Предполагаемые результаты: У детей повысится интерес к обучению грамоте. Родители научатся творчески подходить к подготовке детей к обучению в школе. Повыситься профессиональный уровень педагогов.

Формы работы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по названной теме, педагогическое наблюдение, беседа, занятия по изобразительной деятельности, изучение продукта детского творчества; оформление консультации для родителей по теме; создание презентации.

Этапы и сроки проведения проекта.

№ Этапы Содержание деятельности результат

1 Организационно – подготовительный

Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, иллюстраций. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования. Изучена методическая литература; подобраны открытки, книги с иллюстрациями; составлен тематический план.

2 Аналитический

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа проведена в соответствии с планом

3 Заключительный

Создание презентации на основе совместных работ детей и родителей по теме проекта.

Анализ результатов деятельности

Обобщение результатов работы. Все участники проекта результатами

удовлетворены

Перспективный план.

Этапы Работа с детьми Работа с родителями

1. Пиктограммы. 1. Составление алгоритмов «Одеваемся на прогулку»«Моем руки»,«Накрываем на стол» и т. п.

2. Изготовление пиктограмм. Фотовыставка «Где мы были, мы не скажем».

2. Иероглифы. Знакомство с алфавитом индейцев майя, египетским письмом, узелковым письмом индейцев.

3. Буквы. Речевые игры для закрепления представлений о конфигурации современных букв:

1. «Буква заблудилась» А. Шибаев стихотворение-шутка.

2. Логоритмические упражнения.

3. Стихи о буквах (разучивание).

Игры для развития мелкой и крупной моторики.

4. Итоговый. Знакомим детей с материалами для письма: наскальные изображения - уголь, мел, глиняные таблички – стило, папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки - кипу (узелковое письмо, бумага – современные средства изображения.

Игра на воздухе«Письмо на камне».

Можно собрать коллекцию «Как и на чем писали люди». При составлении коллекции нужно использовать работы детей, созданные на предыдущих этапах.

5. Творческое задание.

Изготовление азбуки.

- изготовить необычно букву (буквы можно вышить бисером или украсить первыми весенними цветами).

-размещение «необычных букв» на специальном панно (например «Весенняя травка»);

- презентации «необычных букв»: родителям и детям предлагается интересно представить свою букву (сочинить забавную историю из жизни буквы; спеть песню о букве; станцевать; рассказать стих; дать рецепт изготовления «вкусной» буквы и т. д.)

1этап. Пиктограммы.

История буквы начинается с простого рисунка – «пиктограммы». На стенах пещер первобытные люди изображали диких животных, на которых охотились, а потом целые картины об охоте и важных событиях. Это и были первые письма. Такое письмо-рисунок называется «пиктография». Предлагаемый материал целесообразно преподнести в форме ознакомительной беседы с большим количеством иллюстраций. Однако необходимо акцентировать внимание детей на том, что пиктограммы используются и в повседневной жизни – например, вывески в булочной – изображение батона или калача, магазин обуви – изображение сапога, дорожные знаки, иконки в компьютерных программах. Для закрепления полученных знаний можно использовать следующие игровые задания:

1. Составление алгоритмов «Одеваемся на прогулку»«Моем руки»«Накрываем на стол»и т. п.

2. Изготовление пиктограмм для тематических уголков в группе – коробка для хранения карандашей, кистей или красок, атрибутов сюжетно-ролевых игр, таблички для ухода за комнатными растениями, для уголка дежурств.

3. Изготовление пиктограмм для раздевальных шкафчиков, помещений детского сада.

4. Фотовыставка «Где мы были, мы не скажем». Дети вместе с родителями во время прогулки по своему району фотографируют, или зарисовывают встречающиеся пиктограммы. Помимо вовлечения родителей в образовательный процесс, это позволит на имеющемся фотоматериале лучше узнать особенности своего района.

2 этап. Иероглифы.

Много сотен лет люди рисовали пиктограммы. Затем они научились изображать действия –«ходить, носить, строить», и сложные для изображения слова – «большой»«зимний»,«жарко». Рисунков – знаков накопилось очень много, и люди стали изображать одним знаком-рисунком часть слова, сочетание звуков - так появились иероглифы. Ведь очень многие слова похожи, например «пар – пара», эти слова изображали одинаковыми иероглифами. И этот иероглиф встречался во всех словах, где есть сочетание «пар». На этом этапе необходимо учитывать, что иероглифы – достаточно тяжелый в усвоении предмет, поэтому не стоит углубляться в видовое разнообразие иероглифических системписьменности – достаточно познакомить с одной: египетской, китайской, японской, системой индейцев майя.

Этап 3. Буквы.

Иероглифическая письменность содержала слишком много обозначений, свыше трех тысяч. Их было трудно запомнить, и вот появилась замена иероглифам – буква. Буква обозначает отдельный звук, из букв составляются слоги, а затем слова. Букв в алфавите не бывает больше пятидесяти. Все буквы языка составляют алфавит. Алфавит появился около трех с половиной тысяч лет назад в Финикии. Затем греки изменили изображения букв, появился греческий алфавит. Далее братья Кирилл и Мефодий на основе греческого алфавита и славянского рунического письма создали глаголицу, а затем кириллицу.

Необходимо использовать в работе на данном этапе речевые игры для закрепления представлений о конфигурации современных букв:

4. «Буква заблудилась» А. Шибаев стихотворение-шутка.

5. Логоритмические упражнения.

6. Стихи о буквах (разучивание).

Речевые игры для этих детей не могут играть основную роль в формировании представлений о конфигурации букв, в силу недостаточного развития коммуникативной функции. Для достижения этой задачи целесообразно обратиться к механизмам двигательного запоминания. Причем, задействовать не только мелкую, но и крупную моторику, например, для составления «букв» Т, М, Г, Ф, Р.

Этап 4. Итоговый.

На этом этапе закрепляем представления о различных системах письменности, их разнообразии: пиктографическое письмо, иероглифы, шумерская клинопись, арабская вязь (ознакомительно, латинское письмо (целесообразно дать ознакомительный экскурс о латинице на примере английского алфавита или его использовании в медицине, фармакологии и т. п., греческое письмо, кириллица.

Знакомим детей с материалами для письма: наскальные изображения - уголь, мел, глиняные таблички – стило, папирус – кисть, ткань – краска, пергамент – краска, шнурки - кипу (узелковое письмо, бумага – современные средства изображения.

ТемаПисьмо на камне.

Цель: определить, какие изобразительные материалы подходят для письма на камне, какие из полученных надписей наиболее долговечны.

Ход работы: детям предлагаются мел, уголь, акварель, акриловые краски, тушь, перья, шариковые ручки, кисти, стило (заостренная деревянная палочка). Задание – нарисовать пиктограммы «идите направо, налево, вперед» для игры по ориентированию во время прогулки. В качестве основного материала можно предложить камни-голыши небольшого размера. Во время работы дети пробуют все материалы. Методы проверки сохранности изображения – потереть ладонью, опустить в воду.

Кроме этого вместе с детьми и при участии родителей можно собрать коллекцию изготовленных букв из различного материала. При составлении коллекции нужно использовать работы детей, созданные на предыдущих этапах.

Этап 5. Творческое задание. Изготовление азбуки.

Итогом работы по ознакомлению с историей возникновения письменности стало изготовление азбуки. Т. к. в современном дошкольном образовании широко применяются нетрадиционные изобразительные техники, было решено взять их разнообразие за основу изображения букв и иллюстраций к ним. Так наряду с традиционным предметным рисованием, плоскостной аппликацией и обрывной мозаикой было использовано макраме, вязание, мозаика зерновыми культурами, торцевание, объемная аппликация, аппликация с использованием природного и бросового материала, трафаретное рисование, вышивка и т. п. На данном этапе необходимо включение родителей в творческую деятельность, т. к. некоторые техники, например вязание, дошкольникам практически недоступны.

Литература.

1. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: Сфера, 2010.

2. О происхождении глаголицы. Успенский Б. А. //Вопросы языкознания. – 2005. №1.

3. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. – М.: Аркти, 2010.

4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Физкультурные минутки. – М.: Астрель:АСТ: Транзиткнига, 2006.

5. Хорошилов С. А. Происхождение письменности. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.



Предварительный просмотр:

Сюжетно- ролевая игра

«Зашифрованное письмо»

(подготовительная группа № 12)

Воспитатели:  Сергеева Е.И.
   Микешина С.С.

Цель:

закрепить  знания детей  о происхождении и значении письменности в развитии человечества.

Задачи:

Расширять представления детей о жизни людей в разные исторические периоды.

Развивать знаковую функцию речи (символическое обозначение).

Развивать творческое воображение, умений войти в образ древнего человека.

Формировать  умение слышать друг друга.

Воспитывать желание действовать  сообща,  жить мирно и дружно.

Педагог: Ребята, мы с вами познакомились на предыдущих занятиях с происхождением письменности. Давайте вспомним с чего все начиналось?

Дети: С наскальных рисунков!

Педагог: Правильно, молодцы! А как вы думаете, почему первобытные люди решили дальше развивать способ общения друг с другом?

Дети: потому, что рисунки можно толковать по- разному.  Нужна была более точная информация.

Педагог: Молодцы! И что они дальше начали придумывать?

Дети: Символы

Педагог: Правильно. Ну а символы помогли им правильно понимать друг друга?

Дети: Нет! Потому что у каждого племени были свои символы.

Педагог: Умнички! И вот тогда люди стали задумываться о единой буквенной системе, то есть об азбуке. А кто придумал Азбуку?

Дети: Кирилл и Мефодий.

Педагог: Ребята, а теперь посмотрите, у меня на столе лежат предметы, по которым мы можем проследить весь путь развития письменности до наших дней. Посмотрите,  правильно ли они разложены, давайте найдем ошибки.

(на столе лежат: рисунки наскальные, символы, буква, алфавит, книга, планшет)

Дети раскладывают в правильной последовательности.

Педагог: Вы просто молодцы! Ну а сейчас давайте с вами превратимся в первобытных людей, и сами убедимся в том ,как им сложно было понять друг друга. Так как первобытные люди жили племенами, вот и мы с вами разделимся на 2 племени. А кто знает, почему они жили племенами?

Дети: Потому что так проще было выжить, легче было охотиться, защищаться от врагов и диких зверей.

Педагог: Молодцы! Так вот первое племя у нас будет «Острый клык», а второе  «Орлиный глаз». Кто был главный в племени?

Дети: Вождь!

Педагог: Конечно. Это был самый смелый, быстрый и ловкий охотник, еще его считали самым умным. Вот давайте и мы с вами выберем вождей. Как вы считаете, кто в вашем племени достоин? Вы можете посоветоваться.(дети выбирают вождя) Ребята, а вот у меня в руках вот такие непонятные кулончики . Как вы думаете, что это такое?

Дети: Амулеты!

Педагог: Правильно! А для чего они нужны?

Дети: Люди верили, что они защищают их от болезней, несчастья, беды, а еще они распознавали по ним, кто из какого племени.

Педагог: Молодцы! Давайте их оденем. Ну а теперь рассаживаемся по своим племенам.

Так вот когда давно жили на земле два племени  - «Острый клык» и «Орлиный глаз» и никак они не могли договориться между собой, постоянно враждовали. Ну,  вот вожди этих двух племен решили закопать топор войны и подружиться, но они не знал,  как им это сделать и тогда они отправились за советом к старейшине всех племен за советом.

(дети идут к старейшине)

Дети: Скажи нам, о мудрый старейшина ,как нам быть? Мы не хотим больше воевать друг с другом.

Старейшина: Вот вам два послания, они зашифрованы, если вы их прочтете и согласитесь с этим изречением. То подпишите внизу название своего племени и предайте таблички друг другу. Тогда каждый человек  в вашем племени будет знать о вашем желании,  и передавайте эти таблички из поколения в поколение. А чтобы вам было легче, я придумал единую таблицу символов, передаю её вам в дар. Идите, старейшина будет дальше думать.

Педагог: Ну,  племена,    за работу, посмотрим,  кто быстрее справиться.

(дети расшифровывают послание  «Мы не хотим войны»)

Ну а теперь если вы с этим согласны, зашифруйте название своих племен внизу под изречением и предайте таблички друг другу. Племена поприветствуйте друг друга (дети улюлюкают). А теперь давайте зашифруем слово «МИР», вот на этих маленьких табличках и раздадим их нашим гостям из будущего. Пусть разнесется по всему миру, что племена «Орлиный глаз» и  «Острый клык» не хотят войны, а хотят со всеми дружить.

(дети шифруют слово и раздают гостям)

Конец игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: История Возникновения Русского Языка (письменность)

Прививать любовь к русскому языку  и письменности детям. Открыть историю возникновения русского языка...

мини-проект "История возникновения письменности"

Мини-Проект «История возникновения письменности»Паспорт проекта. Тема проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей письменности»....

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Конспект ОД в рамках проведения клубного часа по теме "История возникновения письменности"

Конспект ОД в рамках проведения клубного часа по теме "История возникновения письменности"  Часть 1...

«История возникновения письменности».Событийный подход в образовании.

Событийный подход в рамках преемственности детского сада и школы.  Инновационные технологии в образовании....

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...

Конспект ООД познание "История возникновение письменности"

Цель: создать условия для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.Задачи: - Познакомить детей с историей возникновения письменности, учить передавать информацию с помо...