Игры и упражнения математического характера
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

В статье представлены игры математического характера для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_matematicheskogo_haraktera.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения математического характера

  1. Подбери предмет подходящий по форме.

 На специальных карточках изображены знакомые ребенку предметы (огурец, яблоко, шар, тарелка, пенал, колесо, книга, портфель) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Перед ребенком выкладываются трафареты фигур и ему предлагается подобрать к каждой фигуре похожую картинку.

  1. «Почтовый ящик»

Помещение в коробку с прорезями различных геометрических фигур

  1. Узнавание и копирование геометрических фигур.

Ребенка просят на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке, назвать, а затем нарисовать (прямоугольник, треугольник, круг, квадрат)

  1. Отгадать из каких геометрических фигур составлен рисунок.

 Вспомнить и назвать предметы, похожие на круг, квадрат, треугольник.

5.  Выложить фигуры из 3 палочек по образцу.

Сначала образец выкладывается перед ребенком, затем убирается и он восстанавливает фигуры по памяти.

  1. Построение башни:

а) по образцу;

б) по словесной инструкции.

7.  Выкладывание узоров по образцу из мозаики.

8.  Игры-лабиринты.

9.  Складывание из частей геометрических фигур.

Предлагается и целый ряд других заданий.

На первом этапе коррекционной работы у ребенка развивают анализ образца и обобщенное восприятие формы предметов, учат выделять аналогичную форму в окружающих предметах, сопоставлять формы реальных предметов с геометрическими.

В дошкольном возрасте ребенка учат преобразованию геометрических фигур, предлагая ему из одной геометрической фигуры сделать другую. В качестве дидактического материала используется строительный материал, палочки, кубики, различные игрушки, мозаика, головоломки, рисунки-схемы.

Основной задачей этих занятий является формирование у ребенка обобщенных представлений о форме предметов, развитие зрительно-моторной координации, конструктивной деятельности.

Важным направлением работы является развитие представлений о направлениях и, прежде всего, формирование ориентировки в «правом» и «левом» и развитие схемы тела.

Развитие схемы тела тесно связано с формированием пространственного восприятия. При нормальном развитии формирование схемы тела тесно связано с общим сенсомоторным развитием ребенка. Имеются указания о значении вестибулярных стимулов в развитии схемы тела.

У детей с двигательными нарушениями, особенно с церебральным параличом, развитие представлений о схеме собственного тела нередко происходит с трудом. В силу моторной недостаточности, нарушений предметной деятельности, а также особенностей созревания мозга (замедленное формирование межполушарной асимметрии) ручная асимметрия формируется в более поздние сроки. В связи с этим понятие правое и левое также может быть длительное время недоступно этим детям. Поэтому необходимо проводить специальные занятия по развитию у них представлений о схеме тела и ориентировки в «правом» и «левом». С этой целью полезно проводить специальные занятия по лечебной физкультуре. На этих занятиях ребенка учат различать правую и левую сторону, проводят специальные упражнения по преодолению «зеркальности».

Развитию пространственной ориентировки способствуют также специальные занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации, тонких дифференцированных движений пальцев рук. Большое значение в развитии понятий «правое» и «левое» имеют специально организованные игры, обучение рисованию, ориентации на листе бумаги.

При подготовке ребенка к обучению важно сформировать у него — представления о пространственных отношениях между предметами окружающего мира. Развитие этих представлений тесно связано с формированием понимания логико-грамматических конструкций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности ребенка к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

обобщение знаний о природно-климатическом, этнографическомсвоеобразии Хакасии; развитие экологической зоркости, эмоционально-ценностного от-ношения к природе, её эстетического восприятия...

Игры и упражнения математического содержания в работе с детьми

Большое внимание в своей работе я уделяю играм и упражнениям математического содержания. Эти игры развивают логическое мышление, творческое воображение, внимание, память....

Развивающие игры математического характера

Семинар-практикум для воспитателей "Развивающие игры математического содержания"...

Игры и упражнения математического содержания.

Эти математические игры представлены для работы с детьми старшего дошкольного возраста.  Игры направленгы на развитие  у детей логического мышления, памяти, внимания, восприятия. сенсорных э...

Картотека игр и упражнений математического характера для детей 6-7 лет

Игры и упражнения математического характера для детей 6-7 лет...

«Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста о количестве и счете предметов через дидактические игры и упражнения математического содержания»

В статье представлен опыт работы по формированию у детей пятого года жизни  представлений о количестве и счете предметов в процессе дидактических игр и упражнений, в соответствии с требованиями ф...

«Значимость дидактических игр и упражнений математического характера в обучении детей математике»

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Дидактическая игра даёт возможность решать различные задачи в игровой форме, так как является наиболее доступной и привл...